Взаимоотношения производителей и потребителей на рынке
Взаимодействие производителей с потребителями и посредниками
Среди задач стимулирования потребителей выделяют поощрение более интенсивного использования товара и покупки его в более крупной расфасовке, побуждение лиц, не пользующихся товаром, опробовать его и привлечение к нему внимания тех, кто покупает марки конкурентов.
Стимулирование сбыта, ориентированное на покупателей, осуществляется с помощью различного рода скидок на приобретение товаров, кредита, выдачи товаров «на пробу» для последующего приобретения, показа и демонстрации товара, сезонного изменения цен.
Стимулирование сбыта, ориентированное на продавцов, охватывает такие мероприятия как премирование, награждение ценными подарками, путевками на развлекательные поездки, а также широким спектром моральных стимулов.
Стимулирование сбыта, ориентированное на посредников, связано с задачами повысить интерес к товарам предприятия, расширить круг потенциальных покупателей. Используются скидки, конкурсы, фи нансирование рекламы. Применительно к розничным продавцам это поощрение их на включение нового продукта в свой ассортимент, на поддержание более высокого уровня запасов товара, а также формирование у розничных торговцев приверженности марке, проникновение со своим товаром в новые розничные торговые точки. В настоящее время в местах покупки или продажи товара достаточно часто устраивают экспозиции и демонстрации. Это могут быть вывески, плакаты, получаемые от производителей.
Чтобы привлечь к сотрудничеству оптовых и розничных торговцев, производители пользуются рядом приемов:
• производитель может предусмотреть скидку с каждого дополнительного ящика товара, купленного в определенный отрезок времени;
• поощряя включение товара в номенклатуру, производитель мо жет компенсировать, в частности, издержки дилера на продвижение и рекламу;
• зачет за устройство экспозиции компенсирует усилия дилеров по организации особых выкладок товара;
• производитель может предложить бесплатный товар посреднику, купившему у него определенное количество товара;
• также производитель может предложить премию в виде наличных или подарков дилерам или их продавцам за усилия по продвижению его товара.
Решения по стимулированию В целом стимулирование требует
четкой постановки задач, выбора подходящих средств, разработки про граммы действий, предварительного опробования ее, претворения в жизнь и оценки достигнутых результатов. Кроме выбора средства стимулирования менеджер должен принять ряд дополнительных решений:
• как долго будет длиться такое стимулирование;
• насколько интенсивное стимулирование следует применить на предприятии;
• какие средства необходимо выделить для его проведения;
• как оценивать результаты.
1 .Длительность программы стимулирования. Если мероприятие по
стимулированию слишком растянуто во времени, предложение потеряет часть своего заряда, толкающего на немедленные действия. При этом более эффективным является относительно непродолжительное стимулирование продаж. Кратковременность мероприятия по стимулированию побуждает потребителя быстро воспользоваться преходящей выгодой. Однако, если длительность мероприятия мала, многие потребители не смогут воспользоваться предлагаемыми выгодами, поскольку как раз в это время у них, возможно, не будет надобности в повторных покупках.
Применительно к товарам широкого спроса, стимулирование может продолжаться в среднем от одного до двух месяцев. Товары, приобретаемые один раз в год и реже, нуждаются в краткосрочном (от четырех до шести недель) стимулировании в момент, когда покупка наиболее вероятна. Необходимо выбрать календарные сроки проведения мероприятий по стимулированию.
2. Интенсивность стимулирования означает число его повторений в течение некоторого периода времени. Предприятие должно принять решение о том, насколько интенсивное стимулирование следует проводить. Для успеха данного мероприятия необходимо наличие определенного минимума стимулирования. Более сильный стимул обеспечит и больше продаж, но при этом может ухудшиться соотношение дополнительного результата с затратами на него.
3. Смету на мероприятия по стимулированию сбыта можно разработать двумя способами. Можно выбрать конкретные меры и обсчитать их стоимость. Однако чаще ассигнования определяются в виде процента от общего бюджета. Фирмы, специализирующиеся на товарах широкого потребления, тратят средства в основном на рекламу и только потом на стимулирование сбыта и личные продажи. Фирмы товаров промышленного назначения, наоборот, тратят основную часть средств на организацию личной продажи и только после этого тратят средства на стимулирование сбыта, рекламу и пропаганду.
4. Оценка результатов чаще всего основана на сравнении показателей сбыта до, в ходе и после проведения программы стимулирования . Мероприятия по стимулированию сбыта также можно оценивать при помощи экспериментов, в ходе которых изменяют важность стимула, длительность его действия. Эффективность различных средств стимулирования на потребительских рынках и на рынках товаров промышленного назначения различна.
Формирование комплекса стимулирования особенно сложно, когда одно средство используется для пропаганды другого. Например, приняв решение о розыгрыше призов, компания должна дать рекламу на телевидении или в прессе, чтобы информировать об этом покупателей.