Invest44.ru

Инвест журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уровень собираемости платежей

Коммунальщики собрали с россиян почти 96% платежей

Но тем не менее считают, что народ остается им должен

Вице-премьер Виталий Мутко называет большой проблемой задолженность коммунальных организаций за топливно-энергетические ресурсы, которая превышает 176 млрд рублей. Фото РИА Новости

Распространенное мнение о том, что россияне – это недисциплинированные плательщики и потребители коммунальных услуг, на поверку оказалось мифом. На самом деле собираемость платежей с населения постоянно увеличивается и уже достигла рекордных 96%. Об этом «НГ» сообщили в Минстрое РФ. Однако при этом сохраняется накопленная задолженность в 550 млрд руб. со стороны тех граждан, которые вряд ли с ней когда‑либо расплатятся. Для решения проблемы невыплачиваемых долгов государству, возможно, следует пойти на их списание.

Российские чиновники ведут весьма избирательную политику списания долгов. Власти готовы списывать многомиллиардные коммерческие кредиты промышленным предприятиям или прощать долги коррумпированным африканским режимам. Однако в отношении коммунальной задолженности населения проявляется гораздо меньше оперативности.

Не секрет, что почти в каждом российском многоквартирном доме есть один‑два должника, за которыми числятся многие десятки и даже сотни тысяч рублей коммунальных долгов. Большая часть подобных долгов, по существу, являются безнадежными. Но признать этот факт бывает очень непросто. По крайней мере государство не спешит на помощь гражданам с таким же рвением, как оно это делает в отношении промышленных предприятий.

В настоящее время по решению президента РФ Владимира Путина Минфин взялся за реструктуризацию и списание части коммерческого долга оборонных предприятий в 2 трлн руб. Безнадежные долги населения за услуги ЖКХ во много раз меньше, но об их списании речи пока не идет. Один из немногих способов для граждан ликвидировать безнадежные коммунальные долги – это пройти процедуру банкротства, на что решается далеко не каждый.

Общая задолженность россиян по оплате за жилищно‑коммунальные услуги составляет 547 млрд руб. Такие данные сообщили «НГ» в Минстрое РФ, уточнив, что это данные за первое полугодие (а сводка за девять месяцев будет опубликована позже). Задолженность выросла на 4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

«Гражданам, которые в этом нуждаются, предусмотрены меры поддержки, – пояснили в ведомстве Владимира Якушева. – Прежде всего любой гражданин может обратиться к исполнителю коммунальной услуги за соглашением о погашении задолженности в рассрочку (без процентов), а также за получением субсидии, если доля его расходов на оплату жилищно‑коммунальных услуг превышает установленный региональной властью размер».

«При этом стоит отметить, что собираемость платежей граждан находится на высоком уровне и составляет 96%», – продолжили в Минстрое.

Показатель вырос на 0,7% по отношению к тому же периоду прошлого года. По мнению многих опрошенных экспертов, скорее всего такой высокий уровень собираемости – это уже предел.

С таким уровнем собираемости ни о какой критической ситуации в отрасли и речи нет, следует из комментария аналитика компании «Фридом Финанс» Евгения Миронюка. А рост задолженности на 4% находится в пределах инфляции, добавил он.

По словам Калачева, увеличение задолженности в последнее время скорее всего могло быть связано с «неудачным стартом реформы системы обращения с твердыми бытовыми отходами». «Многие жильцы сомневаются в обоснованности новых тарифов на вывоз отходов. Пока эта сфера нормализуется, пройдет время», – предупреждает эксперт.

В руководстве кабмина, однако, встревожены отсутствием в отрасли тех средств, на которые рассчитывали власти. «Большой проблемой остается задолженность коммунальных организаций за топливные ресурсы. Она составляет 176, 5 млрд руб. Задолженность, в свою очередь, проистекает из долгов потребителей, которые достигли 1,3 трлн руб., – заявил во вторник вице‑премьер Виталий Мутко. – Это, конечно, очень большие проблемы для отрасли. Я хотел бы обратить внимание губернаторов на это».

По его словам, власти принимают необходимые меры, но задолженность не снижается. «А откуда брать инвестиции, если никто не платит? Это те резервы, которые можно было бы направить в отрасль», – пояснил Мутко.

Говоря о долгах населения за услуги ЖКХ, замглавы Минстроя Максим Егоров ранее отметил, что у граждан «утрачена культура потребления ресурсов»: «Мы с вами тратим много на электроэнергию, на воду, на тепло. Счета к нам приходят, возможно, слишком большие, но все зависит от нас, как мы потребляем ресурсы, так и должны за них платить».

Однако эксперты уточняют, что проблема значительно глубже. По мнению Александра Пахомова, можно говорить о более широком кризисе неплатежей, в который вовлечены не только простые граждане, но и предприятия, и, что немаловажно, управляющие компании. «То есть часть средств, которые плательщики направляют на текущие платежи и погашение прошлой задолженности, до ресурсоснабжающих организаций (РСО) просто не доходит», – замечает эксперт.

Читайте так же:
Оплата налоговых платежей

«Самый дисциплинированный плательщик – пенсионеры. Самые недисциплинированные – собственники так называемых инвестиционных квартир (далеко не самые бедные). Незначительный процент неплатежей часто объясняется забывчивостью, отъездами и пр.», – говорит замдиректора Центра управления ЖКХ Института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Евгений Блех.

Но главный неплательщик за коммунальные услуги, по его словам, – это управляющие компании. «Деньги с населения получили, а перечислять ресурсоснабжающим организациям не спешат, – пояснил эксперт. – При этом следует отметить, что у каждой коммерческой организации есть понятие текущей задолженности. Это дебиторско‑кредиторская задолженность, которая образуется в ходе расчетного периода. РСО очень часто сознательно манипулируют неплатежами для выбивания слезы».

«Ситуация с высокой задолженностью населения стабильна уже многие годы, но ни одна РСО по этой причине не разорилась», – обратил внимание Евгений Блех. По его мнению, гораздо большее значение имеет задолженность муниципальных организаций: школ, больниц, органов управления и пр.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Без комиссий финансисты принимать деньги не готовы

Принятие законопроекта о запрете взимания комиссий за прием платежей ЖКХ в предложенном виде значительно сократит доступность таких платежей, уверены в пяти ассоциациях финансового рынка. До 30% платежей проходят офлайн через пункты приема банков и платежных агентов, и именно их число сократится. Те же банки, кто продолжит прием платежей за ЖКХ без комиссий, просто переложат расходы на потребителей за счет других услуг, предупреждают эксперты.

Как стало известно “Ъ”, главы пяти ассоциаций на финансовом рынке написали письмо на имя председателя Думы Вячеслава Володина с просьбой отложить принятие законопроекта, предполагающего запрет на взимание комиссии банками и иными платежными агентами при оплате услуг ЖКХ. Авторы письма указывают, что принятие закона в нынешнем виде приведет к сокращению сети приема платежей для населения.

Банкиры уверяют, что и так практически не берут комиссию. Так, по словам руководителя центра развития продуктов и сервисов ежедневного банкинга Промсвязьбанка Андрея Алексахина, для большинства клиентов ПСБ оплата услуг ЖКХ уже давно осуществляется без комиссии. Директор по развитию электронного бизнеса Почта-банка Анастасия Масленникова тоже заверила, что банк старается выстраивать схему взаимодействия с поставщиками таким образом, чтобы комиссия с плательщиков не взималась. «Крупнейшие банки, конечно, останутся (продолжат принимать платежи за ЖКХ.— “Ъ”), но они переложат расходы, которые понесут из-за бесплатных платежей, на другие услуги, ведь им надо будет компенсировать выпадающие доходы»,— полагает глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. «Банки могут начать повышать комиссии по иным продуктам, а также вводить новые»,— соглашается директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирина Носова.

Анатолий Аксаков, глава комитета Госдумы по финансовым рынкам, 20 января (цитата по «РИА Новости»)

Если комиссия будет отменена, она может быть перенесена на комиссии за другие услуги

При этом, по словам Анатолия Аксакова, ряд банков, которые вкладывали ресурсы в это направление, уйдут с рынка, если не будет комиссий. И это касается не только кредитных организаций. По словам директора системы сбора платежей за ЖКХ «Федеральная Система Город» Петра Мазанова, отмена комиссии означает резкое уменьшение количества доступных и привычных для населения пунктов оплаты. «Те, кто платит в офлайне, одни из самых консервативных плательщиков,— отмечает он.— Примерно 30% платежей проходит через пункты приема банковских платежных агентов, которые представляют малый и средний бизнес, и это единственный источник их доходов». Отмена комиссий повлечет закрытие пунктов приема, которые годами располагались рядом с местом жительства плательщиков, заключает он.

Ранее Ассоциация банков России (АБР) написала письмо на имя главы правительства Михаила Мишустина, в котором указала, что потери сборщиков платежей от запрета комиссий за платежи по ЖКХ составят 30–40 млрд руб. в год. Из них более 85% приходятся на банки, платежных агентов и «Почту России». По словам Петра Мазанова, в сегодняшней ситуации принятие новых правил приведет к одному результату — падению собираемости платежей. По подсчетам АБР, собираемость платежей упадет на 2,5%, что составит около 60 млрд руб.

Правительство запретило штрафовать за просрочку коммунальных платежей

Впрочем, по словам источника “Ъ” в одном из крупных банков, ключевая проблема не в разумных комиссиях 1–3%, а в том, что в некоторых, особенно региональных, муниципальных образованиях комиссия Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) доходит до 20% платежа. Плюс к этому есть еще комиссия управляющей компании, которая может быть в районе 5%. А в законе, по словам источника, зафиксирована отмена комиссий только для банков, платежных агентов и «Почты России». Да и то речь идет не обо всех комиссиях, а только по платежам за четыре основные услуги: свет, вода, газ и отопление. Домофон или содержание жилого помещения к ним отношения не имеют.

Читайте так же:
Назначение платежа при оплате патента

Банкиры опасаются, что не успеют к первому чтению внести необходимые изменения в соответствующий законопроект. Поэтому подписавшие письмо ассоциации «просят продлить срок обсуждения законопроекта для нахождения разумного и сбалансированного способа его реализации».

Расчет уровня собираемости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:31, доклад

Краткое описание

Собираемость налогов признана одним из основных показателей, характеризующих результативность контрольной работы налоговых органов. По методике ФНС России уровень собираемости налогов следует рассчитывать поквартально (нарастающим итогом) как процентное отношение уплаченных налогов к начисленным:

где Усн – уровень собираемости налогов;

Содержимое работы — 1 файл

Расчет уровня собираемости.doc

Собираемость налогов признана одним из основных показателей, характеризующих результативность контрольной работы налоговых органов. По методике ФНС России уровень собираемости налогов следует рассчитывать поквартально (нарастающим итогом) как процентное отношение уплаченных налогов к начисленным:

где Усн – уровень собираемости налогов;

П – фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год;

Н – сумма налоговых обязательств (начислений) в отчетном финансовом году.

Между тем, в форме налоговой отчетности 1-НМ «О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ» в составе фактических налоговых поступлений за отчетный финансовый год отражаются поступления в результате погашения задолженности прошлых лет и уплаты авансовых платежей в счет будущих периодов.

Анализ ряда работ российских ученых, посвященных рассмотрению проблем собираемости налогов, позволяет прийти к заключению об отсутствии единого мнения по вопросам определения теоретической основы данного понятия. На современном этапе существует несколько основных научных подходов к определению понятия собираемости налогов.

Сотрудниками кафедры документальных проверок и экспертиз Академии экономической безопасности МВД России рекомендован следующий подход к расчету уровня собираемости налогов:

где П – фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год;

О – сумма налоговых обязательств (начислений) в отчетном финансовом году;

ΔЗ – прирост задолженности за текущий год.

Фактические поступления налогов авторы рассматривают как разницу между суммой налоговых обязательств (начислений) и приростом задолженности за текущий год. Однако прироста задолженности может и не быть, на практике бывает и сокращение задолженности благодаря ее погашению в большей сумме, чем новая задолженность, образовавшаяся в отчетном финансовом году.

Дадашева Ю.А. расчет уровня собираемости налогов формулирует следующим образом:

где – Сфнп – фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год;

Спз – поступления в счет погашения налоговой задолженности прошлых лет;

Нн – недоимка по текущим налоговым платежам, то есть со сроком образования до 12 месяцев.

Отметим, что при практическом применении автором разработанной методики расчета собираемости налогов сумма поступлений в счет погашения налоговой задолженности прошлых лет приравнена к нулю из-за отсутствия сведений о данном показателе. Таким образом, данные о реальной собираемости налогов были искажены. При этом автор отмечает целесообразность выделения отдельной строкой поступлений в счет погашения задолженности прошлых лет в отчетном году.

К тому же, сумма начисленных налогов не может быть сведена к знаменателю вышеприведенной формулы, так как сумма налоговых поступлений текущего года зависит от изменения срока уплаты налога. Так, в случае предоставления отсрочки или рассрочки платежа, инвестиционного налогового кредита, а также проведения реструктуризации задолженности текущие платежи отодвигаются на соответствующий срок.

Для расчета поступлений в результате погашения задолженности прошлых лет автором предлагается следующая формула:

где Зк.г. – задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям на конец отчетного года;

Зн.г. – задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям на начало отчетного года;

Зт.г. – вновь образовавшаяся задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в текущем году;

Зсп – сумма списанной недоимки и задолженности по пеням и штрафам в отчетном году;

Зп – погашенная задолженность прошлых лет в отчетном году.

Итак, уровень собираемости налогов следует рассчитывать как процентное отношение фактических налоговых поступлений за отчетный финансовый год без учета погашения задолженности прошлых лет к суммам, начисленным в отчетном финансовом году:

Читайте так же:
Платежное поручение днр

Для оценки уровня собираемости налогов (Ус) в федеральном бюджете целесообразно общую сумму фактических поступлений налогов и других обязательных платежей (Фнс) соотносить в отчетном финансовом году не только с бюджетными назначениями, но и с расчетным максимальным налоговым потенциалом (Мнп) по формуле:

Ф факт поступления

Знп прирост задолженности по нал платежам за период

Лн сумма налога, приходящаяся на льготы

Дн сумма налогво, доп начисленных в результате контрольной работы нал органов

Оценка фактического уровня платежей граждан

Оценка фактического уровня платежей граждан

Оценка фактического уровня платежей граждан

за жилищно-коммунальные услуги в Чувашской Республике

В настоящее время одной из проблем жилищно-коммунального хозяйства является значительная величина кредиторской и дебиторской задолженности организаций жилищно-коммунального комплекса. Значительные суммы накопленной задолженности являются одним из наиболее существенных препятствий для развития жилищно-коммунального комплекса. На 1 января 2007 года дебиторская задолженность по всем предприятиям ЖКХ республики составила 1467,6 млн. рублей (рост по сравнению с предыдущим годом на 112%), кредиторская задолженность в размере 1559,3 млн. рублей держится практически на одном уровне с 2002 года.

Недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства вследствие не выполнения бюджетных обязательств в прошлые годы, несбалансированной тарифной политики, не своевременных и не полных платежей потребителей, и как следствие огромный размер накопленной задолженности, являются одними из основных причин не привлекательности жилищно-коммунального комплекса для инвестиций.

В настоящее время источниками финансирования деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса по предоставлению жилищно-коммунальных услуг гражданам являются:

1. платежи собственников и нанимателей жилых помещений за предоставленные жилищно-коммунальные услуги;

2. бюджетная составляющая на компенсацию предоставленных отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг;

3. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации перечисляются гражданам).

До перехода на 100% уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами было бюджетное финансирование на компенсацию разницы между тарифами и ставками платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с Жилищным кодексом, вступившим в силу с 1 марта 2005 года, граждане полностью оплачивают предоставленные им жилищно-коммунальные услуги.

Таким образом, в настоящее время фактический уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги зависит от следующих факторов:

1. задолженности населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

2. уровня компенсации из соответствующих бюджетов предоставленных населению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг;

3. уровня компенсации из соответствующих бюджетов предоставленных населению субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В настоящее время компенсация из соответствующих бюджетов предоставленных населению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется непосредственно организациям жилищно-коммунального комплекса. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В таблице 1 представлены данные о начисленных и поступивших платежах граждан за жилищно-коммунальные услуги в Чувашской Республике за период с 2002 по 2006 год.

Таблица 1. Динамика собираемости платежей граждан за ЖКУ в целом по Чувашской Республике, тыс. руб.

Динамика собираемости платежей граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в целом по Чувашской Республике представлена на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Фактический уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в зависимости от собираемости платежей граждан за ЖКУ в целом по Чувашской Республике, %

В Чувашской Республике отмечается положительная тенденция увеличения уровня сбора платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги. Уровень собираемости платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги за период с 2002 по 2006 год увеличился на 3,5%.

Тем не менее, размер накопленной задолженности населения перед организациями жилищно-коммунального комплекса с 2002 по 2006 год вырос с 88043,6 тысяч рублей до 9 тысяч рублей (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Задолженность населения перед организациями жилищно-коммунального комплекса Чувашской Республики, тыс. руб.

В таблице 2 представлены данные о предоставленных (начисленных) гражданам льготах по оплате жилищно-коммунальных услуг и размер их возмещения из соответствующих бюджетов.

Таблица 2. Возмещение предоставленных гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг

Предоставлено льгот* (тыс. руб.)

Возмещено из бюджетов (тыс. руб.)

* размер средств, затраченных организациями ЖКХ на предоставление гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг

Затраченные организациями жилищно-коммунального хозяйства средства на предоставление гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 2002 по 2006 годы были полностью возмещены указанным организациям из соответствующих бюджетов (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Доля возмещения организациям жилищно-коммунального хозяйства предоставленных гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, %

Читайте так же:
Должностная инструкция бухгалтера по платежам

За рассматриваемый период организациями жилищно-коммунального хозяйства было получено на 20481тысяч рублей больше, чем фактически начисленных гражданам льгот. Тем не менее, это не компенсировало убытки организаций от предоставления льгот гражданам в предыдущие периоды.

В таблице 3 представлены данные о начисленных и перечисленных субсидиях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Таблица 3. Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (форма №22-ЖКХ субсидии)

Предоставлено субсидий (тыс. руб.)

Возмещено из бюджетов (тыс. руб.)

Начисленные гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг практически полностью были перечислены организациям жилищно-коммунального комплекса и гражданам (диаграмма 4).

Диаграмма 4. Доля возмещения предоставленных гражданам субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, %

Начиная с 2005 года, когда субсидии стали перечисляться на банковские счета граждан, объемы перечисленных средств соответствовали объемам предоставленным гражданам субсидий.

Сравнение факторов, влияющих на фактический уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, показывает, что он составляет менее 100% (диаграмма 5 и диаграмма 6).

Диаграмма 5. Уровень возмещения затрат жилищно-коммунальных организаций по предоставлению жилищно-коммунальных услуг относительно выставленных счетов, за счет платежей граждан, возмещения предоставленных льгот и субсидий, %

Диаграмма 6. Уровень возмещения затрат жилищно-коммунальных организаций за счет платежей граждан, возмещения предоставленных льгот и субсидий за период 2002 – 2006 г. г., %

Оценка фактического уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги относительно установленной стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения в Чувашской Республике показала, что главной и единственной причиной, приведшей к снижению этого уровня до 97,3% в среднем за весь рассмотренный период, является задолженность населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Как показывает статистика, уровень сбора платежей граждан за коммунальные услуги в экономически развитых странах Европы составляет 97%.

1. сравнение факторов, влияющих на фактический уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, показывает, что он составляет менее 100%;

2. главной причиной, приведшей к снижению этого уровня, является задолженность населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Частично разрешить эту проблему позволит формирование эффективной системы договорных отношений в сфере управления многоквартирными домами.

Операторы предупредили о риске перебоев водоснабжения из-за неплатежей

Руководители крупнейших частных операторов систем водоснабжения и водоотведения — гендиректор «Росводоканала» Антон Михальков и председатель совета директоров компании «РКС-Менеджмент» Григорий Терян, а также исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова написали письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой о поддержке отрасли в связи с резким падением платежей населения, бизнеса и бюджетных организаций из-за пандемии коронавируса, а также решением правительства отменить пени за неуплату коммунальных услуг до 1 января 2021 года.

У РБК есть копия письма от 7 апреля. Его подлинность подтвердили Михальков и Довлатова. РБК направил запросы в пресс-службу правительства.

Угроза распространения вируса и аварий в водоснабжении

«Росводоканал» принадлежит Михаилу Фридману и его партнерам по «Альфа-Групп», а «Российские коммунальные системы» (РКС) — группе «Ренова» Виктора Вексельберга.

Операторы водоканалов прогнозируют снижение собираемости платежей в три-четыре раза, с 95–96% до 25–30%, говорится в письме Михалькова, Теряна и Довлатовой. Среди причин такого резкого падения собираемости платежей — ограничения передвижения людей и оплаты наличными из-за угрозы дальнейшего распространения коронавируса, снижение платежеспособности потребителей и сокращение потребления промышленными предприятиями, которые приостановили свою деятельность.

Но «наибольшее влияние» на рост задолженности потребителей перед владельцами водоканалов окажет мораторий на взимание пеней за просрочку платежей за услуги ЖКХ, введенный правительством в отношении всех категорий граждан, а также лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами (управляющие организации, ТСЖ, ЖК) независимо от их текущего финансового положения, пишут авторы письма.

Фактически отмену пени за неуплату значительная часть потребителей расценили как возможность не оплачивать коммунальные услуги, передал РБК через пресс-службу Михальков, ссылаясь на предварительные итоги марта. При этом даже при длительных неплатежах снабжающие организации не имеют права отключать воду, добавила Довлатова.

«В сложившейся ситуации можно ожидать снижения поступления платежей на 20–40%. В этом случае объем недополученных доходов, по нашей оценке, будет сравним с размером запланированных на 2020 год инвестпрограмм на развитие инфраструктуры и превысит сумму производственных затрат, связанных с текущим ремонтом», — предупредил Михальков.

При падении платежей даже до 30–40% отрасль может лишиться около 260–300 млрд руб., сказал РБК источник в одной из крупных компаний, которая занимается водоснабжением в нескольких регионах России. По оценкам Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, выручка всей отрасли составляет 400 млрд руб. в год. При потере 60–70% платежей она недосчитается как раз 240–280 млрд руб.

Читайте так же:
Назначение платежа в платежном поручении займ

При этом расходы водоканалов из-за коронавируса, наоборот, выросли. «При чрезвычайной эпидемиологической обстановке необходимы усиленная очистка и обеззараживание водоканалами питьевой воды и сточных вод. Водоканалы повышают концентрацию реагентов для обеззараживания воды, применяют интенсивное УФ-облучение, усиливают лабораторный контроль за качеством воды и сточных вод», — говорится в письме Мишустину.

Авторы письма подчеркивают, что производители реагентов при этом подняли цены на свою продукцию из-за падения рубля, что увеличило расходы операторов. К тому же в связи с высокой изношенностью объектов коммунальной инфраструктуры (до 60–85%) неминуем рост аварийности систем холодного водоснабжения и водоотведения, добавляют они.

«Если водоканалы будут получать только 25% выручки, они физически не смогут обеспечивать приемлемое качество водоснабжения. Это означает и низкое качество очистки воды, и аварии на сетях, влекущие отключения холодной воды, и приостановление услуг водоотведения», — передал РБК через пресс-службу Терян. Для небольших водоканалов это угроза полного прекращения работы, добавил он.

По словам Михалькова, сложившаяся ситуация является серьезным ударом по финансовой стабильности водоканалов, который ставит под угрозу устойчивость инфраструктуры и возможность качественного и бесперебойного обеспечения жителей России водой. «На наш взгляд, полное освобождение от ответственности за неуплату коммунальных услуг станет причиной взрывного и необратимого роста уровня задолженности абонентов, что, в свою очередь, приведет к деградации отрасли и ее возврату на десятки лет назад», — заключил он.

Запрет по начислению пени на коммунальные услуги, в том числе на услугу по вывозу мусора, может ложно трактоваться гражданами как сигнал к тому, что можно не платить вообще, подтвердила РБК председатель комитета по реформированию отрасли обращения с отходами «Опоры России» Полина Вергун. «Если кассовый разрыв организациям временно будет компенсироваться из других источников, то эта мера по отмене пени поможет снять социальное напряжение, в том числе в бизнес-среде. При одностороннем подходе региональные операторы по обращению с отходами, не имея на сегодняшний день ни одной меры поддержки, не смогут продолжать оказывать услугу по вывозу отходов из-за отсутствия финансирования, и регионам придется параллельно решать другой вопрос по ликвидации мусорных коллапсов», — отметила она.

По данным Вергун, пандемия также ударила по сфере обращения с отходами: собираемость платежей от населения снизилась до 60–70% и может упасть до 30%.

Чего просят водоканалы у правительства

В ситуации резкого падения собираемости платежей потребителей предотвратить развитие ситуации по «самому негативному сценарию» можно будет только за счет субсидий из бюджетов на покрытие возникших убытков, говорится в письме Михалькова, Теряна и Довлатовой. Они просят о следующих мерах поддержки.

  • Изменить постановление правительства о моратории на взимание пени за неоплату услуг ЖКХ, предоставив такое право только категории граждан, получающих субсидии и компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджетов (исходя из критерия адресной поддержки наиболее социально уязвимых слоев населения).
  • Обеспечить своевременную и полную оплату платежей ЖКХ со стороны организаций бюджетной сферы, а также полное погашение уже накопленных долгов за предыдущие годы, в том числе за счет предоставления федеральной субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.
  • Предоставить субсидии водоканалам из бюджета для компенсации дополнительных расходов, в том числе из-за подорожавших реагентов, и убытков, вызванных ростом задолженности потребителей.
  • Законодательно запретить перекладывание банковских комиссий и комиссии «Почты России» по приему платежей граждан за коммунальные услуги на ресурсоснабжающие организации. Обеспечить отмену платы за эквайринг на период карантина и комиссии у платежных агентов.

«Мы внимательно изучим меры, которые предлагаются в письме, и рассмотрим возможность их реализации», — сообщили РБК в пресс-службе вице-премьера Марата Хуснуллина (курирует ЖКХ). «Мы понимаем, что с учетом уже принятых мер необходимо соблюсти баланс и обеспечить функционирование ресурсоснабжающих компаний. Сегодня мы активно мониторим ситуацию на рынке, в том числе ресурсоснабжающих компаний и будем работать, чтобы не допускать аварий и ограничений по водоснабжению», — говорится в ответе в пресс-службе.

Минстрой держит ситуацию, складывающуюся в отрасли, на контроле и информирует жителей о необходимости своевременно оплачивать услуги ЖКХ, заявили в пресс-службе ведомства. По данным Минпромторга, сейчас прорабатываются предложения по поддержке организаций, работающих в сфере ЖКХ. Кроме того, министерство вместе с Объединенным народным фронтом, крупными банками и отраслевыми компаниями готовит дополнительные онлайн-площадки для оплаты услуг ЖКХ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector