Типы финансовой политики государства
Типы финансовой политики;
Развитие государства связано с изменением финансовой политики.
Использование того или иного типа финансовой политики связано с:
1) особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы;
2) интересами правящих партий и социальных групп;
3) господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.
Существует три основных типа финансовой политики:
а) Классическая
До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита и Д. Рикардо.
Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было:
— ограничение государственных расходов и налогов;
— обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета.
Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.
Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе).
б) Регулирующая
Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в ХIХ в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов нынешнего столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств.
В этот период в западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса.
Основное направление этой политики — необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.
Финансовая политика, наряду с ее традиционными задачами, стала преследовать такую цель – использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.
Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение НД и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально меняется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки.
Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления (МФ) возникает несколько самостоятельных специализированных органов.
Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступления налогов, управлением государственным долгом.
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики ограничивала вмешательство государства в экономику.
Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение,
валютный курс, социальную сферу, структурную перестройку хозяйства.
Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам.
В целом регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, эффективную систему финансирования социальной сферы.
в) Планово-директивная
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на госсобственности на средства производства система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.
Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями госплана.
Адекватно цели финансовой политики строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производилось изъятие большей части средств у госпредприятий, населения и органов местной власти и концентрация финансовых ресурсов в руках государства.
В отдельные годы у госпредприятий изымалось до 80% их чистого дохода, при этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, т.е. государство полностью регулировало весь финансовый механизм госпредприятий.
Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства населения в сберкассах также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровнем доходов местный бюджет полностью зависел от объема средств, выделяемых из вышестоящих бюджетов.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделяли на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом.
В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п.
В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на жизненном уровне населения.
Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.
Планово-директивная финансовая политика показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы ВОВ, восстановление народного хозяйства).
В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям:
— снижению эффективности производства;
— замедлению развития социальной сферы общества;
— резкому ухудшению финансового положения государства.
Таким образом, процесс финансового регулирования экономики заключается в том, что он:
— выражает производственные и непроизводственные отношения;
— объективно предопределен существованием стоимостных категорий, ТДО и существованием государства;
— содержит элемент субъективности, вытекающий из субъективности восприятий и оценок экономической ситуации и выбора тактики проведения финансовой политики.
Фундаментальная финансовая проблема России на современном этапе, несоответствие ресурсов обязательствам государства – остается главным тормозом экономического развития.
Государственную финансовую политику после финансового кризиса 1998 г. можно разделить на две фазы.
1. Стабилизационная фаза.
Задачи – преодоление краткосрочных негативных последствий кризиса:
распада платежной системы;
уменьшения бюджетных банков;
краха крупнейших банков;
высокой нестабильности обменного курса;
Внешние факторы: рекордно низкие цены на нефть и другие экспортные товары, отсутствие внешнего финансирования, политическая нестабильность.
2. Адаптационная фаза.
Задачи – поиск оптимальной финансовой политики в новой ситуации, обеспечение стабильного исполнения бюджета, снижение инфляции.
Необходимо предпринять комплекс срочных и целенаправленных мер по поддержанию положительных тенденций.
Среди таких мер:
— расширение платежеспособного спроса и прежде всего увеличения покупательной способности населения, в том числе путем индексации зарплат и пенсий;
— облегчение налогового бремени для товаропроизводителя;
— ужесточения контроля за ценами на продукцию естественных монополий (топлива, энергии, транспортные услуги);
— ликвидация неплатежей в народном хозяйстве;
— повышение степени монетизации экономики;
— создание условий для роста инвестиций.
Главное, не дать заглохнуть начавшемуся экономическому оживлению, надо превратить его в устойчивый экономический рост.
Для этого принимаемые решения при проведении финансовой политики, должны быть обязательно увязаны не только с поставленными целями и задачами, но и должны учитывать:
1) специфику каждого этапа развития общества;
2) особенности как внутренней, так и международной обстановки;
3) главные экономические и финансовые возможности государства.
В противном случае выставленные ориентиры окажутся недостижимыми.
Значимость задач, стоящих перед обществом, еще раз доказывает, что именно для переходного периода как никогда необходимо государственное регулирование через продуманную, взвешенную, научно-обоснованную финансовую политику.
Поэтому особенно важно, учитывая все факторы, принимать правильные и обдуманные решения в проведении финансовой политики.
Все это важно учитывать для того, чтобы реформы проводились более эффективно и безболезненно для народа. Финансовую политику России на современном этапе предлагается обсудить на семинарах более подробно.
Выводы по 2 вопросу.
1. Государственное регулирование необходимо для того, чтобы решать проблемы, непосильные рынку и для создания условий для нормального функционирования рынка через проведение финансовой политики;
2. Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределение.
3. Эффективность финансовой политики заключается в том, насколько безболезненно для производства и населения финансовые ресурсы мобилизованы и насколько результативно потрачены.
Типы и виды финансовой политики
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Существуют следующие типы финансовой политики:
1. Классическая — авторы А. Смит и Д. Рикардо. Основное направление такой политики — это невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.
Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления — Министерстве финансов (Казначействе). Это было до конца 20-х гг. прошлого столетия.
2. Регулирующая финансовая политика (автор Дж. Кейнс) — это вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики.
Наряду с традиционными задачами ставилась цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения.
Основной инструмент вмешательства в экономику — государственные расходы. В связи с этим главным механизмом регулирования становятся налоги (налог на доходы физических лиц, обеспечивающий изъятие у экономических субъектов доходов); государственный кредит, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.
Изменяется система управления финансами: вместо одного органа (Министерства финансов) возникает несколько специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управление государственным долгом.
3. Планово-директивная финансовая политика (авторы — В.И. Ленин, М.И. Бухарин) применяется в странах, использующих административнокомандную систему управления экономикой.
Цель директивной финансовой политики — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Планово-директивная политика проводилась почти во всех странах бывшего социалистического лагеря.
С 1991 г. в нашей стране стала проводиться принципиально новая финансовая политика, которая базируется на использовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулирования экономики.
Каждый тип финансовой политики включает в себя следующие виды:
1. Бюджетная политика, под которой понимают определение государством:
• источников формирования доходов государственного бюджета;
• приоритетных направлений расходов бюджета;
• допустимых пределов разбалансирования бюджета;
• источников финансирования бюджетного дефицита;
• принципов взаимоотношений между отдельными звеньями финансовой системы.
В составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность:
— политика управления государственным долгом;
— политика бюджетного федерализма.
2. Кредитно-денежная политика, под которой понимают:
— обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы;
— обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы, через регулирование деятельности банковской системы;
— управление деятельностью финансового рынка.
В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают:
— кредитная политика, а в ней, в свою очередь: процентная политика и инвестиционная политика банка.
3. Фискальная политика — это искусное изменение налогового бремени в течение всего экономического цикла. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему фискальной политики.
Принципы фискальной политики:
а) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщиков, т. е. его уровня доходов, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным;
б) налогообложение должно носить однократный характер;
в) обязательная уплата налогов. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата налогов была менее выгодной, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами;
г) процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для организаций, собирающих налоги;
д) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;
е) налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.
Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации.
Фискальная политика государства включает в себя следующие разновидности:
Дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством, предполагает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
• общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
• изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
• управление налоговым гнетом.
Элементами дискреционной финансовой политики являются:
а) политика в области государственных расходов;
б) фискальная политика.
Недискреционная финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов, означает ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, позволяющей стабилизировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Кроме налогового стабилизатора, существуют:
• социальные выплаты, включая пособия по безработице, благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования;
• актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам (в период перепроизводства закупает продукцию, стабилизирует цены и т. п.);
• эффект надежности компаний;
• инертность, склонности к потреблению и другие.
4. Политика экономического роста — система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышения уровня занятости.
Данная стимулирующая финансовая политика включает:
— рост государственных расходов;
— снижение налогового бремени.
5. Политика стабилизации — это система мер фискальной политики и политики государственных расходов, направленных на поддержание объема производства и стабилизацию цен, снижение дефицита бюджета и управление государственным долгом. Ее цель: остановить инфляцию, снизить дефицит бюджета до 3 %; довести государственный долг до уровня У ВНП.
6. Политика ограничения деловой активности — направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем, применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.
7. Сдерживающая политика подразумевает:
— уменьшение правительственных расходов;
Таким образом, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
8. Политика в области государственных расходов, которая включает в себя: государственные программы расходов на социальные нужды; правительственные закупки и инвестиции; общественные работы с целью увеличения занятости населения.
9. Международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций (в том числе финансовых организаций).
Особенно большое значение в настоящее время приобретает финансовая политика таких международных финансовых организаций, как:
• Международный валютный фонд (МВФ);
• Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
• Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР); и других, например, Лондонский клуб кредиторов, Парижский клуб кредиторов.
Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политики, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта.
В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим.
Основная цель таможенной и валютной политики — сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.
Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые затруднения.
Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.
Помощь не оказывается безвозмездно, а сопровождается рядом экономических или политических условий, не всегда выгодных для страны- заемщика.
Роль финансовой политики в переломные периоды жизни общества трудно переоценить, так как в первую очередь происходит радикальное перераспределение общественного богатства и перестраивается финансовая система.
Основными недостатками финансовой политики, сдерживающими экономическое и социальное развитие, являются:
• догматический (нетворческий) характер;
• отсутствие стратегических разработок;
• проведение частичных, малообоснованных мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;
• отрыв фактического состояния дел в экономике;
• наличие большого количества убыточных и низкорентабельных предприятий:
• рост незавершенного строительства.
• нарушение сбалансированности государственного бюджета;
• остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан;
• недопоступление налоговых платежей;
• падение валютного курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;
• большая внутренняя и внешняя задолженности страны.
Задачами финансовой политики на современном этапе являются:
1) перевод предприятий на рыночные отношения;
2) преодоления кризисного состояния финансов и оздоровление кредитно-денежной системы;
3) остановка спада производства;
4) контроль инфляционного процесса;
5) активизация инвестиционной деятельности для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства;
6) разработка комплекса мер по социальной защите населения (индексация доходов, компенсации и т. п.).
Основными направлениями финансовой политики на современном этапе являются:
• разумная приватизация государственного сектора;
• дальнейшее развитие антимонопольной политики;
• совершенствование действующей налоговой системы;
• финансовое обеспечение конверсии;
• снижение в общем объеме производства доли отраслей тяжелой промышленности;
• упорядочение денежного обращения (прекращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный);
• развитие финансового рынка;
• ликвидация бюджетного дефицита;
• сокращение внутреннего и внешнего долга.
Основными направлениями, обеспечивающими наиболее эффективное инвестирование финансовых ресурсов, являются:
• льготное финансирование технического перевооружения предприятий, благодаря которому создаются новые машины и устройства, получает развитие компьютерное оснащение;
• финансирование затрат, связанных с профессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентацией работающих на новые виды производств;
• последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальной структурах общественного производства, совершенствование народнохозяйственных пропорций в соответствии с современными потребностями;
• привлечение в экономику иностранных инвестиций в различных формах.
Главная задача финансовой политики в период современных преобразований состоит не только в том, чтобы обеспечить материальные преобразования, но и предотвратить социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности перехода от одной системы отношений к другой.
Типы финансовой политики государства
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929—1933 гг., поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь.
В настоящее время к финансовой политике ученые относятся по-разному. Крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. По их мнению, финансовая политика является составной частью фискальной политики государства. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.
Марксисты понимают под финансовой политикой совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций. Теоретики марксизма придерживаются той точки зрения, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, и в первую очередь общественно-политическим строем страны.
Таким образом, отсутствует единая четкая трактовка финансовой политики как отдельного субъекта или единицы совокупного целого.
С развитием капиталистических отношений происходило изменение в понимании финансовой политики, методов ее осуществления и ее предназначения в конкретный временной период. Это вызвано различными требованиями. Например, во время Великой депрессии 1929—1933 гг. концепция А. Смита была неприменима.
При всем многообразии существующих подходов, используемых странами при разработке финансовой политики, сегодня выделяются три основных типа, представляющих практический интерес.
1. Финансовая политика, основанная на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823), называется классической.
Основоположник Адам Смит (1723—1790), вошедший в историю провозглашением своего знаменитого принципа «невидимой руки», суть которого заключалась в том, что предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, «преследуя собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая, совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».
Данная политика предполагает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов включала косвенные и имущественные налоги. Органом управления было министерство финансов.
Основные принципы А. Смита заключались в следующем:
• рынок самостоятельно регулирует механизм спроса и предложения товаров и услуг.
• предприниматели самостоятельно решают вопрос о том, что производить и в каком объеме;
• государство не вмешивается в регулирование экономики, сохраняется свободная конкуренция.
Следствием соблюдения этих принципов явилось построение финансовой политики исходя из уменьшения расходов бюджета, которые в основном были направлены на военные цели, управление государственным долгом.
2. Во времена Великой депрессии 1929—1933 гг. была разработана регулирующаяфинансовая политика, в основу которой была положена экономическая теория. Дж. М Кейнса (1883—1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.
Основные положения его концепции:
• активная роль государства в экономике;
• финансирование государственных предприятий;
• создание новых рабочих мест;
• снижение уровня безработицы;
• оживление предпринимательской деятельности.
Эти финансовые механизмы приводили к увеличению государственных расходов, что вою очередь, вызывало дополнительный спрос на денежные средства.
Исходя из ее основных концепций, основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос, в результате чего происходят рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Основным механизмом регулирования становятся подоходный налог, использующий прогрессивные ставки, а также государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.
Стоит обратить внимание на то, что в условиях регулирующей политики основополагающими инструментами становятся подоходный налог и система государственного кредита. Посредством налогообложения обеспечивается изъятие доходов в виде сбережений, что способствовало сбалансированности государственного бюджета.
Практическую значимость кейнсианская финансовая политика продемонстрировала в 30—60-е годы XX века. Она способствовала достижению достаточно высоких темпов экономического роста, созданию новых рабочих мест.
3. В странах с административно-командной экономикой, например в СССР, применялась планово-директивнаяфинансовая политика.
Основатель – В.И.Ленин (1870—1924). В своих трудах он разработал основные теоретические положения развития плановой экономики, а также принципы научного управления экономикой.
Основные положения развития плановой экономики следующие:
· активная роль государства в экономике;
· государственное централизованное распределение финансовых средств между отраслями, предприятиями;
· составление пятилетнего плана в рамках государства с разбивкой по годам;
· установление плановых показателей, для каждой отрасли, предприятия;
· государственный контроль за использованием денежных средств.
Такая политика базируется на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.
Контроль и регулирование денежных доходов населения осуществлялись при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов.
Местные органы власти ограничивались в финансовых ресурсах за счет введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов — 10-15% за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы Великой Отечественной войны, в период восстановления народного хозяйства после войны.
В процессе выработки и претворения в жизнь финансовой политики обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы. Таким образом, можно сделать вывод, что совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.
Использование того или иного типа финансовой политики напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране — особенности и задачи конкретного этапа развития экономики страны, исторические и национальные особенности, интересы правящих партий, социальных групп населения. Рассмотрим особенности каждого типа финансовой политики.
Типы и виды финансовой политики
Сущность финансовой политики
Политикой называют совокупность теоретических и практических мероприятий, направленных на достижение какой-либо цели.
В зависимости от того, кто проводит данную политику она может быть государственной, отраслевой, политикой предприятия, отдельного предпринимателя, домохозяйства или личной. Направление и сфера применения зависят от поставленных целей. Поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю политику, социальную и экологическую, международную и национальную и т.д.
Базисом развития человеческого общества является экономика. Благодаря ей формируются все остальные системы взаимодействия и взаимосвязей в обществе. Поэтому экономическая политика занимает ключевые позиции как в управлении государством, так и в руководстве предприятием.
Экономическая политика – это комплекс взаимоотношений между отдельными гражданами (физическими лицами), предприятиями и организациями (физическими лицами), органами государственной власти, между государствами, которые направлены на достижение каких-то определенных экономических результатов и развития хозяйства.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Важным элементом, обеспечивающим материальную основу решения экономических проблем, является финансирование. Поэтому финансовая политика выступает важной составной частью экономической политики.
Финансовой политикой называется составляющая экономической политики, которая направлена на накопление, распределение и реализации финансовых ресурсов в качестве материальной базы решения экономических задач.
Финансовая политика представляет собой методологическую систему принципов, методов и форм использования финансовых ресурсов.
Финансовая политика призвана обеспечить стратегические направления и перспективы применения финансовых ресурсов. При этом она должна согласовать ставящиеся цели и возможности субъектов хозяйствования. Основное содержание финансовой политики заключается в:
- необходимости разработки общей концепции финансовой деятельности;
- необходимости выделения самых важных (на данный момент) направлений, целей и задач;
- создании финансового механизма в соответствии с поставленными целями и задачами;
- обеспечении регулирования финансовой деятельности на каждом этапе и на каждом уровне экономической деятельности;
- создании условий формирования достаточного объема финансовых ресурсов;
- проектирование рационального распределения и применения финансов;
- регулировании социальных процессов с помощью финансовых инструментов;
- создании действенной системы управления финансами.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Типы финансовой политики
На протяжении всей истории развития мирового хозяйства развивалась и финансовая политика. В экономической науке выделяют следующие типы финансовой политики:
- классическая;
- регулирующая;
- планово-директивная.
Классическая финансовая политика была разработана Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Главная идея их разработки заключается в невмешательстве государства в хозяйственную деятельность. Свободная конкуренция и рыночный механизм должны быть, по мнению авторов, главными регуляторами экономических процессов.
По представлению авторов, подобная ситуация должна была привести к ограничению государственных расходов и налогов и обеспечить условия для формирования сбалансированного бюджета. Управление финансовой деятельностью должно быть максимально простым. Оно должно было сосредотачиваться в одном руководящем органе – министерстве финансов. К сожалению. авторы слишком идеализировали роль рыночных механизмов и недооценивали значения государства для обеспечения общественных потребностей и социальных гарантий.
Регулирующую финансовую политику разрабатывал Дж. Кейнс. Он доказывал необходимость активного участия государства в регулировании экономики. Особенно это касалось вопроса управления циклическим развитием экономикой. По мнению автора, одной из главных задач финансовой политики является обеспечение полной занятости населения. Сейчас мы видим воплощение этой идеи в скандинавской экономической модели.
Согласно идее Дж. Кейнса, государство регулирует экономику через систему государственных расходов и налогов. Государство может покрыть дефицит бюджета за счет государственного кредита. Вместо одного единого органа управления Дж. Кейнс предложил ввести несколько специализированных органов управления.
Планово-директивную финансовую политику предложили В.И. Ленин и М.И. Бухарин. Она активно внедрялась в условиях административно-командной экономической системы в странах социализма. Согласно данной доктрине финансовые ресурсы максимально концентрировались в руках государства. Государство же осуществляло плановое распределение и использование финансов. Все экономические процессы подчинялись единому государственному плану.
Виды финансовой политики
Финансовая политика охватывает значительную область влияния и решает многообразные проблемы. поэтому в рамках единой финансовой политики выделяют несколько ее видов. Таковыми являются:
- бюджетная политика;
- налоговая политика;
- кредитная политика;
- денежная политика;
- инвестиционная политика;
- политика экономического роста;
- политика экономической стабилизации.
Под бюджетной политикой подразумевается определение источников поступлений в государственный бюджет и основных статей расходов бюджета. Кроме того определяются пределы разбалансирования бюджета и допустимые размеры бюджетного дефицита. Следует также предусмотреть и пути покрытия дефицита бюджета.
Налоговая политика направлена именно на обеспечение поступлений в бюджет. Вторым важным направлением налоговой политики является стимулирование развития отечественного производства и защита отечественного производителя посредством налоговых рычагов. Кредитная политика регулирует поступление кредитов и своевременную выплату по ним. Совместно с денежной, валютной и инвестиционной политикой они регулируют обращение валют и ценных бумаг, стараются привлечь инвестиции в экономику.
Политика экономического роста и экономической стабилизации призваны обеспечить непрерывный рост и развитее хозяйственного комплекса. Кроме того эффективная финансовая политика должна снизить влияние отрицательных экономических явлений (инфляции, кризиса) и обеспечить экономическую, политическую и социальную стабильность.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Типы финансовой политики государства
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного ее типа обусловлено особенностями текущего этапа экономического и социального развития, интересами правящих партий и социальных групп, господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс страны. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Анализ применявшейся различными странами финансовой политики позволяет выделить три основных ее типа: классический, регулирующий, планово-директивный.
До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита, Д.Рикардо и их последователей. Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение финансовых расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и использования равновесного (сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм строился исходя из указанных целей. Государственные расходы сводились в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу, его погашение и управление. Система налогов базировалась в основном на косвенных и имущественных налогах. Они были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания и обеспечивали сбалансированность бюджета. Система управления финансами была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления — министерстве финансов (казначействе).
В конце 20-х годов нынешнего столетия во многих странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу были положены взгляды английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика с ее традиционными задачами стала преследовать цель — использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами такого вмешательства становятся государственные расходы. Они формируют дополнительный спрос. Это обеспечивает рост предпринимательской активности, увеличение национального дохода и способствует ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
Кардинально изменяется система налогов. Главным механизмом регулирования становится прогрессивный подоходный налог. Он обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений. Это позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.
Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита. На его основе проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно использует долгосрочные и среднесрочные займы. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.
В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и рациональную систему финансирования социальных нужд.
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, оно включает денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения числа налогов и уменьшения степени прогрессивности обложения.
Надо отметить, что указанные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования. Это приводит к их конвергенции в современных условиях.
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления). Адекватно цели строился и финансовый механизм. Основной его задачей было создание инструментов изъятия всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Такое изъятие производилось у предприятий, населения и органов местной власти.
Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода. Вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, т.е. государство полностью регулировало его финансовый механизм. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.
Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога и путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы. Их удельный вес в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. Поэтому уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.
Расходы бюджетов также определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. Значительные ресурсы использовались непроизводительно. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом. Управление финансами производилось из единого центра — Министерства финансов.
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства. Но использование ее в условиях нормального финансирования экономики привело к серьезным отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, чрезмерному росту военных расходов, замедлению развития социальной сферы, резкому ухудшению финансового положения государства.