Структура органов управления государственными финансами
Структура органов управления государственными финансами
Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.
Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.
Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.
Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.
Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.
Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенных товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:
- разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;
- прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
- финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
- совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;
- управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
- осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской федерации;
- координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.
Неотъемлемой составной частью процесса управления финансами является финансовый контроль. В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счетной палатой, Главным управлением Федерального казначейства и его органами в субъектах РФ, Департаментом государственного финансового контроля и аудита, Контрольно-ревизионным управлением Минфина России, а также Министерством РФ по налогам и сборам, Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.
Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.
Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.
Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.
Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.
Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенных товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:
– разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации; – прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; – финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; – совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета; – управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;– осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской федерации; – координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.
Неотъемлемой составной частью процесса управления финансами является финансовый контроль. В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счетной палатой, Главным управлением Федерального казначейства и его органами в субъектах РФ, Департаментом государственного финансового контроля и аудита, Контрольно-ревизионным управлением Минфина России, а также Министерством РФ по налогам и сборам, Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Финансовое планирование – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам РФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование – составная часть планирования экономики.
Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.
Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.
Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования на долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.
Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих экономические процессы; корреляционно-регрессивный анализ; метод непосредственной экспертной оценки.
Органы управления финансами в РФ
Органы управления государственными финансами — их особенности и сфера влияния
Система финансов Российской Федерации – это сферы и звенья финансовых отношений и связанные с ними денежные фонды и органы управления финансами в РФ.
Управленческая финансовая деятельность подчиняется целям и задачам финансовой политики, финансовому и связанному с ним законодательству. В управлении участвует государственная власть и органы местного самоуправления.
Управление финансами: субъекты и объекты
Субъекты управления финансами – совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление. Согласно структуре финансовой системы РФ по видам объектов управления различают
— управление государственными и муниципальными финансами, финансами субъектов РФ;
— управление финансами хозяйствующих субъектов (финансы предприятий и организаций, финансы автономных учреждений и общественных фондов, финансы индивидуальных предпринимателей, действующих без регистрации юридического лица).
Элементы управления финансами — это управление
— бюджетами;
— внебюджетными фондами;
— страхованием;
— финансово-кредитными учреждениями.
— законодательные органы (принимают законы о финансах и финансовой деятельности);
— исполнительные органы управления финансами в РФ (направляют, регулируют и контролируют финансовые процессы);
— финансовый аппарат коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий и учреждений.
Органы управления финансами в РФ
На общегосударственном уровне управление финансами осуществляют
1) Президент Российской Федерации.
Функция – бюджетное послание (сообщение о внутренней и внешней политике государства, формулировка основных принципов финансовой политики на определенный период).
2) Парламент (Государственная Дума, Совет Федерации).
— принятие федеральных законов;
— утверждение федерального бюджета и контроль над его исполнением.
3) Правительство РФ.
Задача – разработка федерального бюджета, бюджетов государственных и внебюджетных фондов.
4) Министерство финансов РФ.
Задача – осуществление финансовой политики.
5) Федеральная налоговая служба.
Контролирует правильность исчисления и внесения в бюджет налогов.
6) Федеральная таможенная служба.
Контролирует исчисление и внесение таможенных платежей.
Наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета. Отвечает за формирование денежно-кредитной политики.
8) Счетная палата РФ.
Контролирует расходование федеральных средств согласно финансовому законодательству.
Таким образом, органы законодательной и исполнительной власти осуществляют стратегическое управление финансами.
За оперативное управление отвечают министерства, федеральные службы и агентства. Региональные и местные органы управления финансами в РФ подчиняются общегосударственным.
Влияние работы контролирующих органов на экономику
Органы управления государственными финансами во всех странах лишь отчасти определяют развитие рыночной экономики, однако же эта часть всегда достаточно весома. В нее входит:
• Определение приоритетных направлений деятельности в государстве. Возможность регулировки данной сферы обеспечивает стимулирующая функция финансов, благодаря которой при принятии тех или иных решений на государственном уровне отчасти можно формировать локальный рынок.
• Установка и дальнейший контроль правил работы на внутреннем рынке, включая законодательную базу, приоритетные сферы, налоговый пресс.
• Обеспечение бюджетных сфер работы государства: образования, медицины и прочего.
• Устойчивость курса именно национальной валюты.
• Обеспечение и контроль работы предприятий в стратегически важных отраслей.
• Формирование и управление государственным бюджетом.
• Устойчивость банковской системы внутренней за счет контроля национального банка.
• Пресечение экономических преступлений на всех уровнях.
• Анализ развития экономики, предоставление гражданам развернутых данных мониторинга различных экономических отраслей.
Есть сферы, в которых влияние государственных органов несколько ниже, среди них:
• Курсы на основные валюты мира. Здесь важную роль будет играть скорее внешнеполитические факторы для государства и лишь в отдельных случаях оно может взять контроль над валютным рынком вручную. Обычно это случается в кризисные периоды.
• Развитие частных банков и кредитных организаций (при нормальном состоянии рыночной экономики).
• Деятельность международных корпораций и фондов, в особенности, зарегистрированных на территории других государств.
• Работа предприятий, функционирующих вне стратегически важных сфер.
Структура государственных органов управления финансами в РФ
Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США – это Конгресс, В Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание, в России – Федеральное Собрание.
Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:
· профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;
· Министерство финансов РФ и его органы на местах;
· Центральный банк РФ;
· Министерство РФ по налогам и сборам;
· Федеральная налоговая служба РФ;
· Государственный таможенный комитет РФ;
· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
· Министерство государственного имущества;
· исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.
Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.
Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
На Министерство финансов возложены следующие задачи:
1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики;
2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;
3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;
4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка
Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:
ü участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
ü организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного
бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
ü обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;
ü разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
ü принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
ü разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
ü разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;
ü управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ;
Важным подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Основными задачами органов Федерального казначейства являются:
1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;
2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;
4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;
6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.
Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: (1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; (2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; (4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:
ü осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
ü вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;
ü ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
ü осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России (ГТК). ГТК является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.
В соответствии с возложенными на него задачами Государственный таможенный комитет РФ осуществляет следующие функции:
ü организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;
ü обеспечивает самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет другие меры по охране таможенной границы Российской Федерации;
ü организует осуществление таможенного контроля, принимает меры по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля;
ü участвует в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов, а также культурных ценностей;
ü организует осуществление в соответствии со своей компетенцией
валютного контроля; выполняет функции органа валютного контроля; осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами
таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно — розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Кроме того ФНС РФ:
ü представляет в соответствии с законом Российской
Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;
ü рассматривает уведомления о проведении стимулирующих
ü осуществляет в установленном порядке проверку деятельности
юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;
ü осуществляет функции главного распорядителя и получателя
средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций;
ü обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений,
составляющих государственную тайну;
ü организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное
Федеральная служба страхового надзора осуществляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиту прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования к лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, осуществляет контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, соблюдением методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страховании
Субъекты и структура органов управления государственными финансами.
Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.
Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления. Если их рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления экономикой. С другой стороны финансы — объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах.
Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений.
К объектам относятся:
– государственные финансы и т.д.
Финансовые субъекты – организации. которые организуют и осуществляют это управление.
К субъектам относятся:
– финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии;
– финансовые органы государства (как Минфин, финансовые министерства республик);
Государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально – культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.
Государственные финансы включают в себя:
1). Бюджет – экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально – культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.
2). Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.
а). специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей;
б). субсидии из бюджета;
в). дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы
г). добровольные взносы и пожертвования.
3). Государственный кредит — денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.
15. финансовое планирование и прогнозирование социально-экономичсеких процессов.
Финансовое планирование – продукт финансовых исследований, которыми занимается наука. Планирование как элемент управления есть лучшее средство финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом — составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.). Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.
1) экстенсивностью (охватывает широкий круг социально — политических и экономических явлений);
2) интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники);
3) эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей, которые ставит финансовое управление).
Методы финансового планирования:
a) автоматический (данные предыдущего года переносятся, например, на 1999 год. Если есть инфляция, то данные умножаются на коэффициент инфляции). Этот метод является самым примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;
b) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делится на количество предыдущих лет);
c) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями)
В условиях рыночной экономики планирование, как функция управления, должно принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Если в плановой экономике в планировании финансов делался упор на распределительные процессы, то рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат произведенных при их производстве и реализации.
Следовательно, в рыночной экономике господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товара и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.
Важнейшим принципом планирования является принцип непрерывности, который применяется в том смысле, что планировщик вносит коррективы в план ежегодно. гибкость планов должна обеспечивать их жизненность, а финансовая техника придумала принцип “скользящий бюджет”. этот принцип применяется для большинства расходов, особенно при расчете государственных ассигнований.
Методы планирования:
¨ экстраполяция (состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики; в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений; динамика показателей экстраполируется на будущее);
¨ нормативный (по определенным нормам);
¨ математического моделирования (построение модели процесса и перенос ее в финансовую область);
¨ балансовый (применяется для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой; его нарушение приводит к тому, что нарушаются связи, согласование и возникает несоответствие между разделами финансовых планов).
Фин.прогнозирование-(англ. financial forecasting) — прогнозирование, опирающееся на научно обоснованные расчеты, предположения о развитии финансов, их объемах и направлениях использования. Финансовое прогнозирование является одним из важнейших этапов финансового планирования. Цель финансового прогнозирования — увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций в экономике в перспективе; оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов; определение вариантов финансового обеспечения; выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок.
Финансовое прогнозирование осуществляется на трех уровнях экономики: общегосударственном, территориальном, хозяйствующих субъектов. На общегосударственном уровне производятся расчеты, с помощью которых формируются финансовые ресурсы страны, определяются направления их развития, составляется сводный финансовый баланс государства. Расчеты позволяют правильнее разрабатывать экономическую и финансовую политику государства. Финансовое прогнозирование увязывается с достижениями научно-технического прогресса, прогнозами изменения ресурсов, цен и др.
Главная черта финансового прогнозирования — вариантность, что позволяет исполнительному органу точнее оценить проблему, выбрать оптимальное решение, предусмотреть последствия от принимаемых решений. Аналогично проводится финансовое прогнозирование на другой территориальных уровнях (субъекты РФ, муниципальные образования).
Разновидность финансового прогнозирования — прогнозирование бюджетное. Финансовое прогнозирование на уровне хозяйствующих субъектов представляет собой составную часть финансового менеджмента. Оно состоит в разработке путей развития предприятия; определении объема финансовых ресурсов в перспективе, источников их создания и путей наиболее эффективного использования; формировании финансовой стратегии, обеспечивающей предприятию устойчивое финансовое положение, платежеспособность и кредитоспособность. В процессе финансового прогнозирования применяются экономические и финансовые показатели и различные методы. Так, метод экспертных оценок целесообразен, когда прогноз строится на базе оценок, сделанных и обоснованных специалистами. Метод экономико-математического моделирования позволяет учесть влияние на финансовые показатели ряда факторов. С помощью метода экстраполяции определяется перспектива, исходя из практики за предшествующий период. Одним из способов экстраполяции финансовых показателей является построение линий регрессии, надежность которых повышается при использовании многошаговых корреляционных моделей, в которых прогнозируемые финансовые показатели зависят от нескольких переменных величин. В практике финансового прогнозирования применяется чаще всего сочетание разных методов.