Invest44.ru

Инвест журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система государственных органов осуществляющих финансовую деятельность

Тема 1. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

1.6. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность — основная, определяющая содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

Министерство финансов РФ в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

В системе Министерства финансов РФ создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре Министерства финансов РФ Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Федеральное казначейство руководствуется Положением о Федеральном казначействе (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703).

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Центральный банк РФ (Банк России). Особое положение среди федеральных органов, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Центральный банк РФ (Банк России) осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Правовая характеристика органов, осуществляющих финансовую деятельность

В осуществлении финансовой деятельности государства принимают участие все без исключения органы государства, муниципальные ор­ганы, государственные учреждения и предприятия, частные предпри­ятия, общественные организации и граждане-налогоплательщики.

Все органы государства, принимающие участие в осуществлении финансовой деятельности, можно подразделить на следующие группы:

1) высшие органы государства, осуществляю­щие общее руководство финансовой деятельностью:

  • Президент РФ;
  • Государственная Дума РФ;
  • Правительство РФ.

2) государственные органы специаль­ной компетенции:

3) федеральные органы испол­нительной власти (их финансовые департаменты и другие финансовые подразделения);

4) органы государственной власти субъектов РФ;

5) органы местного самоуправления.

Высшие органы государства, осуществляю­щие общее руководство финансовой деятельностью

Президент РФ по представлению Председателя Правитель­ства РФ назначает на должность министра финансов РФ, представ­ляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ, подписывает и обнародует федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о феде­ральном бюджете; выступает с Бюджетным посланием перед Госу­дарственной Думой. Используя нормотворческие полномочия, Пре­зидент РФ издает указы по вопросам исполнения бюджетного, налогового и валютного законодательства, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения финансового государственного контроля.

Читайте так же:
Государственными финансовыми ресурсами являются

Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности Пред­седателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты и половину соста­ва ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам феде­ральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенно­го, регулирования, денежной эмиссии.

Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ1 разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денеж­ной политики.

Государственные органы специаль­ной компетенции

Для государственных органов специаль­ной компетенции финансовая деятельность является основной.

Минфин России относится к числу федеральных ведомств, в соответствии с Положением, утв. постановлением Пра­вительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3292, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому ре­гулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности, производства, переработки и обращения драгоцен­ных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, опре­деления таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, орга­низации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборо­та защищенной полиграфической продукции, финансового обеспе­чения государственной службы.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятель­ности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

Основные функции Минфина России:

  • составляет проект федерального бюджета;
  • утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюд­жета;
  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и полу­чателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ас­сигнованиях;
  • открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;
  • осуществляет управление средствами Стабилизационного фонда РФ;
  • запрашивает и получает в установленном порядке сведения,
    необходимые для принятия решений по отнесенным к ком­петенции Минфина России вопросам.

Из названных федеральных служб, находящихся в ведении Мин­фина России, особую роль в осуществлении финансовой деятель­ности играет Федеральное казначейство, отвечающее за исполне­ние федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за на­копление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за состояние государственной казны. При исполнении бюджета Федеральное казначейство организует сбор на­логов, пошлин и других доходов в бюджет; открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.

Центральный банк РФ является другим специальным органом, осуществляющим финансовую деятельность и руководящим бан­ковской деятельностью в стране. В соответствии с Законом о Бан­ке России данный орган осуществляет денежную эмиссию, органи­зует наличное денежное обращение, осуществляет защиту и устой­чивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны.

Свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов госу­дарственной власти субъектов Федерации и органов местного само­управления.

Федеральные органы испол­нительной власти

Многочисленную группу образуют федеральные органы испол­нительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной, но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Напри­мер, МВД России имеет в своем составе Финансово-экономический департамент. Аналогичные структурные подразделения имеют дру­гие федеральные органы исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство сель­ского хозяйства РФ и т.д.

Органы государственной власти субъектов РФ

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в пределах своих тер­риторий. Представительные органы рассматривают и утверждают бюджет субъекта РФ, осуществляют контроль за его исполнением. Органы исполнительной ветви власти осуществля­ют исполнение бюджета. По Уставу Иркутской области администра­ция области как орган исполнительной власти разрабатывает проект областного бюджета, исполняет областной бюджет, составляет отчет об исполнении областного бюджета и представляет его губернатору для внесения на рассмотрение и утверждение Законодательным со­бранием.

В составе администраций субъектов РФ функционируют финансовые управления, которые осуществляют техническую работу по составлению проекта бюджета, его исполне­нию, управляют государственным и муниципальным долгом, создают фонды финансовой поддержки муниципальных образований, выдают ссуды, выделяют субвенции органам местного самоуправления и ока­зывают иные формы финансовой помощи, осуществляют государст­венный финансовый контроль на соответствующей территории.

Читайте так же:
Основное звено общегосударственных финансов

Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность главным образом через входящие в состав администраций финансово-бюджетные управления. Местные финансы включа­ют денежные средства местного бюджета, государственные и муни­ципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного само­управления, другие финансовые средства. Каждый орган местного самоуправления имеет право на собственный бюджет и право на по­лучение в процессе бюджетного регулирования денежных средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Органы местного самоуправления (представительные и исполни­тельные):

  • устанавливают местные налоги и сборы, предоставляют льго­ты по их уплате в соответствии с федеральными законами;
  • обращаются за финансовой помощью к федеральным орга­нам и органам субъектов РФ, которые перечисляют средства из фондов финансовой поддержки в бюджеты муниципальных образований;
  • составляют проект местного бюджета, рассматривают и утверждают его, исполняют и отчитываются о его исполне­нии;
  • осуществляют взаимодействие местных финансовых органов с финансово-кредитными организациями;
  • осуществляют эмиссию муниципальных облигаций и жи­лищных сертификатов;
  • предоставляют необходимую информацию налоговым органам;
  • получают в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты;
  • осуществляют муниципальные займы путем выпуска муни­ципальных облигаций.

Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.

Рассмотрим финансовую систему России как совокупность государственных органов и учреждений.

1.Государственная Дума, которая, являясь представительным органом, обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:

o федерального бюджета;

o федеральных налогов и сборов;

o финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Кроме того, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ, федеральные представительные органы и представительные органы субъектов федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ.

2.Правительство РФ, которое, реализовывая исполнительную власть, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ:

o разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

o представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

o обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики в пределах соответствующей территории.

В компетенцию представительных и исполнительных органов власти, наряду с другими функциями, входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Российской Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня.

3.Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.

4.Министерство финансов РФ , которое, являясь федеральным органом исполнительной власти, обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

5.Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ (Банк России) , одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Вместе с Правительством РФ Банк России определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, проводит денежную эмиссию. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Органы, осуществляющие контроль в области финансовой деятельности:

1. Федеральное казначейство Российской Федерации взаимодействует с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координирует работу по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации, следит за государственной казной;

2. Счетная палата РФ, подотчетная Федеральному Собранию РФ, осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

3. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

4.Федеральная служба финансово-бюджетного контроля

Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность

Финансовую деятельность осуществляют государственные органы, которые можно объединить в следующие группы: во-первых, органы общей компетенции — высшие пред­ставительные и исполнительные органы государственной вла­сти; во-вторых, уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компе­тенцией; в-третьих муниципальные органы.

Читайте так же:
Органы государственного финансового контроля в рф

Органы общей компетенции руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхо­вание, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ). Так, представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного само­управления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства (п. «а», «б» ч. I ст. П4 Консти­туции РФ).

Президент Российской Федерации издает указы по финансовым вопросам; подписывает федеральные законы; назначает и освобождает от должности министра финансов, представляет Государственной Думе кан­дидатуру председателя Банка России. Ряд контрольных полномочий реализует Главное контрольное управление администрации Прези­дента РФ.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечива­ют в пределах своей компетенции руководство финансами соответ­ствующих национально-территориальных и административно-тер­риториальных образований.

Во вторую группу объединяются органы власти специальной компетенции, которые в зависимости от сте­пени участия в финансовой деятельности можно подразделить на подгруппы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятель­ность в связи с выполнением своих основных функций и задач (министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты). Они распределя­ют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и федеральные внебюджетные фонды. Функции и полномочия таких органов в области финан­сов определяются специальными нормативными актами;

2) государственные органы специальной компетенции, для кото­рых финансовая деятельность является основной. Эти органы соз­даны специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля. Среди таких органов важно выделить следующие: Министерство финансов РФ и входящие в его структуру Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Центральный банк РФ (Банк России), органы государственных внебюджетных фондов, Счетная палата и др.

Счетная палата РФ – постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Главная задача Счетной палаты – организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов[1].

Министерство фи­нансов РФ возглавляет систему финансовых органов[2]. Министерство финан­сов РФ является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку единой государственной финансовой, кре­дитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулированиев финансовой сфере (вклю­чая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения, сферу государственного долга); в области аудиторской деятель­ности, бухгалтерского учета и отчетности; добычи, производ­ства, переработки драгоценных металлов и драгоценных кам­ней; таможенных платежей (в части исчисления и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транс­портных средств. Одной из важнейших функций Министерства финансов является обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает про­екты федеральных законов, актов Президента РФ и Правитель­ства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности. Министерство финан­сов РФ координируетв указанных сферах деятельность других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействуетс государственными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления, а также общественными объедине­ниями и иными организациями, издает инструкции, методичес­кие указания и другие документы.

Аналогичные Министерству финансов РФ органы созданы и субъектами Федерации (министерства финансов или финансовые управле­ния). Кроме того, в системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления. Главная задача всех этих органов — организация на соответствующей террито­рии финансовой деятельности, способствующей прогрессивному социально-экономическому развитию, увеличению поступлений в бюджет, а также деятельности, связанной с организацией и проведением фи­нансового контроля.

Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эф­фективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства, исходя из принципа един­ства кассы, управления совместно с Центральным банком РФ государственным внутренним и внешним долгом[3].

Налоговые органы образуют единую централизованную систему Федеральной налоговой службы, включающуютерриториальные орга­ны по субъектам РФ, межрегиональные инспекции и инспек­ции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня. До принятия Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. налоговые органы на­ходились в ведении Министерства РФ по налогам и сборам, а Указ определил вхождение налоговых органов в систему, подведомственной Ми­нистерству финансов РФ. Главная задача системы налоговых органов — обеспе­чение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обяза­тельных платежей, установленных законодательством Россий­ской Федерации и ее субъектов (гл. 5, 14, 15 НК РФ).

Читайте так же:
Почему финансовая деятельность государства является управленческой

Таможенные органы,подобно налоговым, в сфере финансовой деятельности госу­дарства осуществляют деятель­ность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела. Они пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. Таможенные органы осуществляют и иные функции финансовой деятельности (распре­деление денежных средств между подведомственными органи­зациями, контроль за их использованием и др.). На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. вме­сто упраздненного Государственного таможенного комитета РФ создана Федеральная таможенная служба в системе Министер­ства экономического развития и торговли РФ. В систему тамо­женных органов входят также региональные таможенные управ­ления, таможни и таможенные посты, находящиеся в централи­зованном подчинении.

Федеральная служба по финансовому мониторингу действует в структуре Министерства финансов РФ на основа­нии Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. В эту службу преобразован Комитет РФ по финансовому мониторингу, который был создан в связи с необходимостью усиления государственного фи­нансового контроля и предотвращения правонарушений в сфе­ре финансов и денежного обращения, в особенности легализа­ции доходов, полученных преступным путем.

Тем же Указом Президента РФ создана Федеральная служба страхового надзора в структуре Министерства финансов РФвместо Департамента страхового надзора. Главное направление деятельности этой службы – организация деятельности страховых компаний и государственный надзор в сфере страхования, которые регулиру­ются Законом РФ «Об организации страхового дела в Россий­ской Федерации»[4].

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной соб­ственностью[5]. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Важной осо­бенностью правового статуса Центрального банка РФ является его деятельность в качестве органа государственного регулирова­ния,наделенного властными полномочиями в области органи­зации денежно-кредитных отношений. Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление бан­ковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебой­ного функционирования платежной системы и др. В соответствии с ними Банк выполняет следующие функции: разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; монопольно осуще­ствляет эмиссию наличных денег и организует наличное денеж­ное обращение; устанавливает правила осуществления денеж­ных расчетов и проведения банковских операций; обслуживает счета бюджетов всех уровней; осуществляет надзор за деятель­ностью кредитных организаций, валютное регулирование и ва­лютный контроль и др. Свои функции и полномочия Банк Рос­сии осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издает нормативные акты. Они обязательны для орга­нов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

К органам государственных внебюджетных фондов отно­сятся органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального стра­хования РФ, Федерального и территориальных фондов обяза­тельного медицинского страхования[6]. На названные фонды воз­ложены задачи социального обеспечения по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, получения бесплатной медицинской помощи. В соответствии с этими задачами в их ведении находятся государственные финансовые ресурсы, распределяемые строго по целевому назначению.

Распределение компетенции в области финансовой деятельности в системе государственных органов

Особенностью финансовой деятельности государства является то, что ее осуществляют практически все органы го­сударственной власти в соответствиисо своей компетенцией.

К органам государственной власти общей компетенции, осуществ­ляющим финансовую деятельность, относятся высшие представительные и исполнительные органы го­сударственной власти, которые руководят финансами, бюджетом, на­логами, денежно-кредитной системой, организуют и осу­ществляют страхование, валютно-денежное обращение, тамо­женное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации подписывает и обнаро­дует федеральные законы (ст. 84 КонституцииРФ).

Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной поли­тики, занимается другими финансовыми вопро-сами государ­ства.

Читайте так же:
Сущность и структура государственных финансов

Государственная Дума обсуждает и принимает федераль­ные законы, в том числе по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кре­дитного и таможенного регулирования; денежной эмиссии и др. (ст. 105,106 Конституции РФ). Указанные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

Представительные и исполнительные органы республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов мест­ного самоуправления выполняют на соответствующих адми­нистративно-территориальных образова-ниях функции в об­ласти финансов в пределах своей компетенции.

К органам специальной компетенции, созданным для осу­ществления финансовой деятельности государства, относятся:

Министерство финансов Российской Федерации;

– Федеральное казначейство Российской Федерации;

– Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

– Счетная палата РФ;

– Министерство Российской Федера­ции по налогам и сборам;

– Федеральная служба налоговой полиции;

– Государственный таможенный комитет Российской Феде­рации.

Возглавляет систему финансовых органов Российской Феде­рации Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим про­ведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (минис­терства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рам­ках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятель-ность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финан­сово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере.

В единую систему органов государственного управления фи­нансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, горо­дах федерального значения, авто-номной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства.

В составе Министерства финансов наряду с бюджетным управлением организованы следу-ющие управления: налоговых ре­форм, государственных ценных бумаг и финансового рынка, фи­нансирования программ развития сельского хозяйства, финан­совых программ развития произ-водственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии. Все они связа­ны с формированием в стране рыночных отношений. Помимо названных, в структуре Министерства финансов РФ имеются следующие управления: финансирования социальной сферы и науки; финансирования обороны, правопорядка и безо­пасности; валютно-финансового регулирования; методологии бухгалтерского учета и отчетности.

К финансовым органам относятся также органы, осуществ­ляющие непосредственно аккумуляцию средств в централизо­ванные фонды денежных средств, органы налоговой и таможен­ной служб.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специ-альных органов также осуществ­ляет финансовую деятельность государства, являясь органом го­сударственного управления. На него возложена задача эмиссии денег, вместе с Правительством РФ Центральный банк РФ определяет политику государства в области денег и де­нежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков.

Ряд органов в Российской Федерации специально занимают­ся контролем в области финансовой деятельности государства.

Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Консти­туцией РФ, является постоянно действующим органом государ­ственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной па­латы РФ – организация и осуществление контроля за своевре­менным исполнением доходных и расходных статей федераль­ного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управле­ния доходами и расходами в процессе исполнения респуб-ликан­ского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, осуществляет контроль за средствами государственной казны, за всеми денежными накоплениями.

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Прави-тельству РФ.

Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ) как особый государственный инсти-тут сформировалась вместе с российской рыночной экономикой. Налоговая полиция не фискаль-ный, а правоохранительный орган. Главная задача для ФСНП России – борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) – одна из опор российской государст­венности, источник пополнения государственной казны за счет таможенных платежей и сборов. Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector