Invest44.ru

Инвест журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование рынка труда в россии

Регулирование рынка труда в России

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

Эффективность национальной экономики в первую очередь будет зависеть от такого ресурса как труд. Численность, уровень квалификации рабочей силы, производительность труда – определяющие факторы экономического роста.

Рынок труда 2014

Современный рынок труда в России характеризуется рядом особенностей. Во-первых, ежегодно сокращается численность трудоспособного населения вследствие неблагоприятной демографической ситуации. Во многом именно недостаток предложения рабочей силы объясняет низкий уровень безработицы. Во-вторых, в стране сохраняется низкая производительность труда, которая более чем в два раза ниже производительности труда в странах еврозоны. При этом если до кризиса производительность росла высокими темпами, то после 2008-2009 года заметно замедлилась, что в первую очередь объясняется снижением материальной мотивации за счет замедления темпов роста заработной платы в рублях и ее падения в иностранной валюте. В-третьих, характерной особенностью рынка труда является растущая неравномерность при распределении занятых в экономике. Это проявляется в разности в заработных платах по регионам и отраслям экономики. С 2000 года происходят постепенные изменения на рынке труда.

Растет уровень безработицы у двух категорий населения: это молодежь в возрасте 20-29 лет и поколение 50-59, что свидетельствует об отсутствии государственной политики в сфере занятости.

Молодежь без стажа испытывает трудности при трудоустройстве, так как непременным требованием при найме выступает наличие профессионального опыта. Это ведет к росту социальной напряженности среди молодого поколения. Безработица среди молодежи, как это демонстрирует опыт стран ближневосточного региона и Украины – это непосредственный фактор политической нестабильности, роста революционной напряженности.

Выросла безработица среди тех, кто имеет высшее образование и среди специалистов с начальным профессиональным образованием. Это говорит о неготовности работодателей принимать на работу людей с образованием, но без опыта работы. Бум в образовательной сфере, связанный в первую очередь с коммерциализацией системы образования и престижностью диплома о высшем образовании, привел к росту вовлеченности трудоспособного молодого поколения в образовательный процесс. В итоге в стране появилось множество специалистов с высшим образованием, не готовых работать по специальностям среднетехнической направленности, не имеющих должного опыта работы и обладающих навыками и квалификацией, не соответствующего уровня. Квазиобразование создает армию неквалифицированных специалистов с завышенными амбициями и низким уровнем подготовки.

В итоге страна испытывает нехватку специалистов техникумов (на графике видно резкое падение уровня безработицы среди выпускников со средним профессиональным образованием), приглашая на работы иммигрантов из стран ближнего зарубежья, тем самым создавая дополнительные риски в виде роста напряженности, национального неприятия и враждебного отношения к другим этническим группам.

Самый высокий уровень безработицы среди специалистов, не имеющих квалификации, что является вполне закономерным процессом, однако само наличие подобного класса неспециалистов можно было бы избежать, если бы образование было бы доступным для всего населения страны. Коммерциализация, сокращение числа бюджетных мест, диспропорции в экономическом развитии среди разных регионов, социальное расслоение, при котором на 20% населения страны приходится 50% всех доходов, превращают образование в товар, недоступный малообеспеченным слоям населения.

Сокращается численность населения, занятого в материальном производстве в пользу сферы услуг: так, наибольшее снижение произошло в обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве. Это объясняется рядом причин. Во-первых, сокращением объемов производства в данных секторах. В структуре валовой добавленной стоимости именно эти сферы существенно снизили свою долю. Доля экспорта продукции этих отраслей резко сократилась. Во-вторых, неравномерностью распределения заработных плат. Для сравнения: в СССР наибольшая доля занятых трудилась в сфере промышленности, где заработная плата превышала средний уровень по стране. К 2012 году численность занятых в промышленности сократилась с 32,2% до 20,3% (совокупность занятых в сфере добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии). Резкого разброса заработных плат по отраслям не наблюдалось: в среднем заработная плата в самом прибыльном секторе – строительстве, не превышала 125% от среднего уровня. Занятые в сельском хозяйстве, которые сейчас в России получают наименьшую оплату труда, в советские годы получали 98% от среднего уровня по союзу.

Сейчас наиболее оплачиваемые сектора – добыча полезных ископаемых, строительство, финансовая деятельность и операции с недвижимым капиталом стали наиболее привлекательными для специалистов.

Одновременно с этим значительно выросла численность занятых в сфере оптовой и розничной торговли, что вызвано широким распространением потребительской культуры в России, неспособностью противостоять ее негативному влиянию и падением производства в стране, где заработком для большинства стала купля-продажа. В целом структура занятости по видам экономической деятельности соответствует производственной структуре страны, в которой в последние годы начинает доминировать непроизводственный сектор.

Читайте так же:
Способ выделения данного сегмента на рынке

Анализ возрастной структуры занятых свидетельствует об увеличении вовлеченных в экономику в возрасте 50-59 лет – людей, обладающих высокой квалификацией, полученной при советской системе образования. В целом практически по всем группам наблюдается связь между изменением численности одной возрастной группы и изменением доли занятых ее представителей в структуре занятости. Разнонаправленная динамика только в двух случаях – это молодежь 20-24, численность которой за 13 лет выросла, но занятость среди этой группы снизилась, что объясняется вовлеченностью в образовательный процесс, и пенсионеры, численность которых выросла, а занятость за последние годы сократилась.

Одновременно с этими структурными процессами негативное влияние оказывает и экономическое развитие страны. Так, после кризиса темпы роста заработных плат и пенсий заметно ниже и ежегодно замедляются, что связано с исчерпанием пределов роста сырьевой модели, когда рост зарплат был обеспечен благоприятной экономической конъюнктурой (резкий рост цены на нефть и соответственно высокие темпы роста ВВП).

В текущем моменте основной упор был сделан на удешевление стоимости труда в России, что было достигнуто за счет девальвации национальной валюты в конце 2008 года и в январе 2014 года. Сейчас в постоянных ценах зарплаты ниже уровня 2007 года (так, в постоянных ценах по текущему курсу доллара в 2007 году средняя заработная плата по стране составляла 231,6 доллара, на январь 2014 – 214,1).

Отличительной особенностью остается и то, что 68 субъектов, в которых проживает 77,6% населения страны, получают заработную плату ниже среднего — 20 248р. (при средней в 2013 году — 29 960 р).

Оплата труда – это один из ключевых факторов, отвечающих за производительность труда, уровень жизни. Так, за последние годы в структуре денежных доходов населения выросли доходы, получаемые в форме оплаты труда и социальные выплаты. В то же время снизились доходы от предпринимательской деятельности, что говорит о подавлении развития сектора малого и среднего бизнеса. Рост налогов на эти сектора, бюрократизация и наличие административных барьеров, высокая стоимость кредитов создают условия, при котором само существование малого и среднего бизнеса оказывается сомнительным. В итоге занятия предпринимательской деятельностью в связи с высокими издержками становятся экономически невыгодным, в то время как именно развитие малого и среднего бизнеса называлось в качестве фактора роста российской экономики в будущем.

Итак, параметры рынка труда показательны с точки зрения дальнейшего развития страны: они демонстрируют степень эффективности (в конкретном случае – неэффективности) государственной политики в сфере труда, демографии, развития малого и среднего бизнеса, определяют эффективность национальной экономики.

Государственное регулирование рынка труда в РФ

Рынок труда представляет собой сложную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств (заработная плата), необходимых для воспроизводства рабочей силы. Являясь важнейшей частью в системе факторов производства, условий экономической жизни общества, рынок труда выполняет многосторонние функции: на рынке труда определяются величина заработной платы, ее форма, условия найма работников, их занятость и структура, динамика безработицы, мобильность рабочей силы, возможность повышения квалификации работников. Существуют две основные социальноэкономические цели рынка труда: распределение доходов в форме окладов, заработной платы как стимул и как вознаграждение за труд и распределение людских ресурсов по альтернативным видам занятости.

Механизм рынка труда основан на стоимостных принципах увязки и согласования социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения, нуждающегося в работе и желающего работать по найму.

Основным показателем рынка труда является оплата труда, которая определяется в том числе исходя из совокупной стоимости благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Конечный уровень оплаты труда определяется под воздействием множества факторов, к основным из которых относятся спрос и предложение на рынке труда [1]. В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими — уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. Со стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние на динамику занятости, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого серьезное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.

Читайте так же:
Критерии оценки привлекательности рынка

Становление рынка, усиление конкуренции на базе высоких технологий, необходимость развития человеческого потенциала приводят к усилению роли государства в экономике. В развитых странах экономическая функция — создание необходимых условий для функционирования и прогресса национальной экономики, обеспечение деятельности государства экономическими регуляторами — становится главной [2].

Государственное регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия на социально-экономические процессы, сложную систему мер и мероприятий, охватывающих в своем взаимодействии не только сферу занятости, но практически все элементы экономической системы общества (формирование спроса на труд и его предложения, помощь безработным гражданам).

В современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений. Государственное регулирование рынка труда должно быть направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы. Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах [3].

Особо следует подчеркнуть, что меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам как наемных работников, так и предпринимателей. В системе мер государственного регулирования рынка труда можно особо выделить следующие: меры по регулированию спроса на труд; меры по регулированию предложения труда; меры по предоставлению социальных гарантий занятости. Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы; обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;

содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами обеспечивается путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.

Государственная политика в области регулирования рынка труда осуществляется за счет следующих действий:

совершенствование законодательства РФ в области содействия занятости населения в сочетании с современными тенденциями социально-трудовой сферы в связи с созданием высокотехнологических производств и объектов инфраструктуры;

совершенствование системы мониторинга в определении профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе, а также реализации приоритетных национальных проектов. Обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу осуществляется путем обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест за счет разработки целевых программ профессиональной ориентации молодежи, способствующих формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, а также за счет информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;

развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы за счет осуществления комплекса мер по регулированию рынка труда в районах Сибири и Дальнего Востока и создания благоприятных условий для привлечения в эти районы квалифицированных трудовых ресурсов из других субъектов РФ и зарубежных стран; осуществления дополнительных мероприятий по содействию занятости населения в республиках Северного Кавказа на основе создания рабочих мест в основных сферах экономической деятельности, развития малого предпринимательства и развития национальных промыслов и ремесел; использования информационных коммуникационных технологий, позволяющих гражданам самим получать доступ к интересующей информации и прочим справочным материалам о возможностях трудоустройства, а также следить за появляющимися вакансиями;

развитие кадрового потенциала: в условиях ускоряющегося научного и технического прогресса работнику необходимо предоставить возможность широкого доступа к постоянному обновлению знаний и умений, качественной информации и консультациям относительно возможностей получения образования на протяжении всей жизни;

повышение качества рабочих мест предусматривает увеличение оплаты труда и улучшение условий трудовой деятельности при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров.

Читайте так же:
Структура рынка услуг

Государственная политика должна быть направлена на усиление регулирования рынка труда, но при условии, что данный процесс не станет препятствовать его гибкости и не будет противоречить базовым принципам экономической свободы [3]. Государственная политика в области занятости в России призвана охватить регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развитие предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице.

Алонкина Л. И. Роль государства в регулировании рынка труда // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 2. URL : http:// jumal.amvd.ru /indviewst. php?stt=181&SID.

Государственное регулирование рынка труда : учеб. пособие / [А. С. Пе- лих и др.] ; под ред. А. С. Пелиха. 2-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во «МарТ», 2003.

Пуртов А. Б. Разработка мероприятий по совершенствованию регулирования рынка труда в городе Москва // Диплом по предмету : экономика отраслей. М., 2011. URL : http:// www. bibliofond.ru/view.aspx?id=490069.

М. В. Никонова, Е. В. Давыдкин Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург

Рынок труда в России: особенности. Регулирование рынка труда

Рынок труда — это экономическая категория, посредством которой устанавливается уровень занятости, а также средняя заработная плата, регулируемые соотношением спроса и предложения.

Основные функции

Рынок труда характеризуется двумя основными функциями, в которых проявляется его значение:

  • Социальная функция подразумевает обеспечение достойного уровня жизни населения посредством предоставления работникам заработной платы и прочих гарантий. Также здесь идет речь о качестве образования, которое должно обеспечить замену квалифицированных кадров.
  • Экономическая функция заключается в том, чтобы обеспечить производственную и непроизводственную сферу достаточным количеством кадров для достижения максимального эффекта.

Роль рынка труда

Более узко суть рынка труда может быть отражена в следующих функциях:

  • установление платы за рабочую силу, что происходит под действием баланса спроса и предложения;
  • определение условий, по которым производится найм и увольнение, что позволяет избежать дискриминации;
  • формирование норм касательно безопасности и условий труда;
  • образование и повышение квалификации в том случае, когда производство выходит на принципиально новый уровень.

Спрос и предложение

Основными категориями, посредством которых можно охарактеризовать рынок труда, являются спрос и предложение. Так, первое понятие подразумевает необходимое на данный момент количество работников определенной специальности и квалификации. Стоит отметить, что, как и в случае с рынком товаров, спрос начинает снижаться по мере того, как растет средняя заработная плата.

Говоря о предложении труда, нужно сказать, что это количество трудоспособного населения, которое готово приступить к работе. Данный показатель также характеризуется квалификацией и уровнем образования потенциальных кадров. В отличие от спроса, предложение труда будет неуклонно расти с увеличением показателя средней заработной платы.

Особенности рынка труда

Большинство людей привыкли применять понятие «рынок» только к той экономической среде, где речь идет о покупке и продаже определенных товаров. Тем не менее данная категория имеет отношение и к рабочей силе. Так, особенности рынка труда можно описать следующим образом:

  • саморегулирование данного механизма происходит исходя из того допущения, что взаимоотношения в экономической среде свободные и основаны на приоритете частной собственности;
  • каждый человек имеет право самостоятельно выбирать место и разновидность работы, а принуждать его к чему бы то ни было никто не имеет права (исключения составляют принудительные работы, назначенные по приговору судебных инстанций);
  • каждый участник трудовых отношений имеет полное право начать собственную предпринимательскую деятельность как самостоятельно, так и на основании партнерских отношений (при этом впоследствии он сам становится работодателем).

Рынок труда в России

В каждом отдельно взятом государстве рабочие отношения выстраиваются по приблизительно схожим принципам, но со своими специфическими моментами. Так, развитие рынка труда в России под действием разных политических и исторических процессов, что и обусловило некоторые его особенности. До распада СССР данная сфера была полностью под контролем государства, что исключало такие понятия, как «дефицит кадров» и «безработица». С распадом Союза ситуация в экономике резко усугубилась, что привело к кризисным явлениям и резкому сокращению количества трудоустроенных граждан. Тем не менее, пройдя через длительный период реабилитации, рынок труда вновь стал возвращаться к своему нормальному состоянию, что выражается в балансе спроса и предложения труда.

Читайте так же:
Формы рынка труда

Анализ рынка труда, проведенный на основании статистических данных и социологических исследований, указывает на то, что на данный момент количество безработных граждан не превышает 5%, что является вполне допустимым показателем. Тем не менее он является усредненным, а потому не дает абсолютно объективной информации. Дело в том, что безработица в ряде регионов гораздо более существенна, что обусловлено природными условиями, географическим положением и отсутствием промышленности.

Основные проблемы отечественного рынка труда

Рынок труда в России может быть охарактеризован наличием целого ряда существенных проблем. Основными из них можно считать следующие:

  • Ежегодно в страну прибывают миллионы трудовых мигрантов. Если учесть, что требования к заработной плате и условиям работы у них гораздо скромнее, чем у граждан государства, то вполне естественно, что работодатели предпочитают именно их. Такая ситуация в основном наблюдается на рынке неквалифицированного труда.
  • Несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Речь здесь идет не только о количественных показателях. Основная проблема состоит в том, что работодатели не могут предложить претендентам на должность желаемый уровень оплаты труда. Это приводит к уменьшению доходов населения, а также к утечке квалифицированных кадров, которые находят подходящие условия в иностранных компаниях.
  • Гражданам из регионов с высоким показателем безработицы достаточно сложно трудоустроиться в других областях. Это связано с тем, что практически во всех организациях обязательным условием приема на работу является наличие местной прописки или временной регистрации.

Законодательное регулирование

Основным законодательным актом, на основании которого осуществляется регулирование рынка труда, является Закон «О занятости населения Российской Федерации». В нем обозначены следующие моменты:

  • порядок признания граждан безработными и их соответствующая регистрация;
  • содействие реализации права на трудовую деятельность;
  • основные постулаты государственной политики касательно функционирования рынка труда;
  • мероприятия по улучшению ситуации в области занятости населения;
  • порядок деятельности служб занятости в регионах;
  • определение прав и обязанностей всех участников рынка труда;
  • порядок составления и анализа статистической отчетности;
  • права на труд, предоставляемые особым незащищенным категориям граждан.

Помимо вышеуказанного закона, рабочие отношения также регламентируются Трудовым и Гражданским кодексом.

Структура рынка труда

Современный рынок труда характеризуется довольно сложной структурой, которая включает в себя следующие элементы:

  • субъекты трудовых отношений, в качестве которых выступают соискатели на определенную должность, а также непосредственно работодатели;
  • рыночная конъюнктура, которая представляет собой совокупность спроса и предложения, а также условий труда, средней заработной платы, уровня образования и квалификации;
  • законодательные акты, которые содержат нормы, регулирующие трудовые отношения;
  • государственные органы, уполномоченные решать вопросы, связанные с занятостью;
  • альтернативное трудоустройство, которое может выражаться в работах временного характера или же неполной занятости;
  • система социальных гарантий для безработных, а также людей, не способных вести трудовую деятельность в связи с физическим состоянием или же ввиду преклонного возраста;
  • образовательная и информационная составляющая, направленная на подготовку и переподготовку кадровых резервов, а также повышение их квалификации.

Конкурентная модель рынка труда

Рынок труда, функционирующий на основе модели с чистой конкуренцией, характеризуется следующими особенностями:

  • число фирм, работающих в отрасли достаточно большое, а потому возникает высокий уровень конкуренции за трудовые ресурсы;
  • количество работников определенной квалификации, претендующих на схожие должности также находится на значительном уровне;
  • сложившаяся рыночная ситуация не дает ни одной стороне трудовых отношений возможности диктовать условия касательно заработной платы.

Таким образом, система регулируется самостоятельно исходя из рыночной конъюнктуры. Повышение уровня средней заработной платы провоцирует увеличение предложения и сокращение спроса. И наоборот.

Монополия на рынке труда

Для того чтобы рынок труда считался монополистическим, он должен обладать рядом обязательных признаков, а именно:

  • основная масса работников определенной специальности и квалификации сосредоточена в одной-единственной организации;
  • работники не имеют возможности альтернативного трудоустройства (это может быть вызвано экономическими и географическими особенностями, а также спецификой полученного образования);
  • все права и полномочия касательно установки размера заработной платы принадлежат исключительно нанимающей фирме (цифры могут существенно меняться в зависимости от количественного состава работников).

Подобная ситуация характерна для небольших и отдаленных населенных пунктов, где существует только одно градообразующее предприятие или же наблюдается напряженная ситуация в плане трудоустройства. Деятельность таких фирм должны контролировать профсоюзы, чтобы не допустить нарушения прав трудящегося населения.

Международный опыт

Целью большинства продвинутых экономик мира (американской, японской и многих других) является абсолютная (или полная) занятость, и рынок труда в данном случае будет считаться оптимальным. Для достижения подобной задачи зачастую используются следующие мероприятия:

  • поддержка развивающихся фирм, а также жесткий контроль крупных организаций с целью некоторым образом уравнять заработную плату, которую они могут предложить соискателям;
  • из предыдущего положения вытекает правило, которое обязывает предприятия быть солидарными в политике оплаты труда (так, мелкие организации завышают данный показатель, а крупные, напротив, несколько занижают);
  • предприниматели получают некоторые льготы и субсидии, в обмен на которые они обязуются принимать на работу неквалифицированный персонал с достойной оплатой и условиями труда;
  • те отрасли экономики, которые производят социально значимую продукцию или услуги, получают всестороннюю государственную поддержку даже в случае неудовлетворительных экономических результатов.
Читайте так же:
Как определяется доля рынка

Стоит отметить, что рынок труда не отличается статичностью, а склонен к постоянным изменениям. Они могут происходить как под воздействием рыночных факторов, так и в результате вмешательства со стороны государственных органов.

Регулирование рынка труда в России

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

• уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

• уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

• гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector