Провозные платежи и сборы
Статья 15. Уплата провозных платежей
Статья 15
Уплата провозных платежей
§ 1. Провозные платежи, исчисленные в соответствии со статьей 13, взимаются:
1) за перевозку по железным дорогам отправления — с отправителя на станции отправления или в соответствии с действующими на железных дорогах отправления внутренними правилами;
2) за перевозку по железным дорогам назначения — с получателя на станции назначения или в соответствии с действующими на железных дорогах назначения внутренними правилами;
3) за перевозку по транзитным железным дорогам — с отправителя на станции отправления или с получателя на станции назначения. При перевозке через несколько транзитных железных дорог допускается оплата за перевозку по одной или нескольким транзитным железным дорогам отправителем, а по остальным дорогам — получателем. Указанный порядок оплаты провозных платежей возможен при наличии соответствующих договоров между железными дорогами;
4) за перевозку по транзитным железным дорогам — с отправителя или получателя через плательщика (экспедиторскую организацию, фрахтового агента и др.), имеющего договор с каждой транзитной железной дорогой на оплату провозных платежей.
§ 2. Если отправитель принимает на себя уплату провозных платежей за перевозку по транзитным железным дорогам, то он должен в накладной в графе «Отправителем приняты платежи за следующие транзитные дороги» указать сокращенные наименования этих дорог в соответствии с Приложением 12.5.
Если отправитель не принимает на себя уплату провозных платежей ни за одну транзитную железную дорогу, то он должен в накладной в графе «Отправителем приняты платежи за следующие транзитные дороги» сделать отметку «НЕТ». Провозные платежи, не принятые на себя отправителем за перевозку по транзитным железным дорогам, считаются переведенными на получателя и должны быть с него взысканы станцией назначения.
В случаях когда отправитель не проставил в накладной в графе «Отправителем приняты платежи за следующие транзитные дороги» требуемую отметку «НЕТ», провозные платежи за перевозку по транзитным железным дорогам считаются переведенными на получателя и должны быть с него взысканы станцией назначения.
В случаях, когда в соответствии с применяемым для данной международной перевозки транзитным тарифом провозные платежи за перевозку по транзитным железным дорогам обязан оплатить отправитель, перевод этих платежей на получателя не допускается. В случаях, когда в соответствии с применяемым для данной международной перевозки транзитным тарифом провозные платежи за перевозку по транзитным железным дорогам обязан оплатить получатель, оплата этих платежей отправителем не допускается.
При оплате провозных платежей по транзитным железным дорогам через плательщика (экспедиторскую организацию, фрахтового агента и др.) отправитель в накладной в графе «Отправителем приняты платежи за следующие транзитные дороги» должен сделать отметку, содержащую сокращенное наименование транзитной железной дороги, за которую осуществляется оплата, наименование плательщика, через которого производится оплата перевозки по данной транзитной железной дороге, и присвоенный ему код плательщика. Указанные сведения вносятся по каждой участвующей в перевозке транзитной железной дороге.
§ 3. При перевозке грузов в соответствии с пунктом 2 § 2 статьи 3 сборы за перегрузку груза в вагоны другой ширины колеи или перестановку вагонов на тележки другой ширины колеи на пограничной станции взимаются:
1) в случае выполнения этих работ железной дорогой отправления — с отправителя или в соответствии с действующими на железной дороге отправления внутренними правилами;
2) в случае выполнения этих работ железной дорогой назначения — с получателя или в соответствии с действующими на железной дороге назначения внутренними правилами;
3) в случае выполнения этих работ транзитной железной дорогой — с отправителя, получателя или плательщика (экспедиторской организации, фрахтового агента и др.), в зависимости от того, кто из них производит оплату провозных платежей по транзитной железной дороге, осуществляющей перегрузку (в соответствии с пунктами 3 и 4 § 1 настоящей статьи).
§ 4. Если получатель отказался от приема груза, то все провозные платежи и штрафы, относящиеся к перевозке этого груза, уплачивает отправитель.
§ 5. В случае неправильного применения тарифов или ошибок в расчете при исчислении провозных платежей, а также в случае не взыскания платежей недобор подлежит уплате, а перебор — возврату.
Расчеты недоборов и переборов по провозным платежам производятся в соответствии со ставками тарифов, которые действовали на момент заключения договора перевозки.
Железная дорога, которая производит расчет с отправителем или получателем, взыскивает недоборы или возвращает переборы в соответствии с внутренними правилами, действующими на этой дороге.
Недоборы и переборы по одной накладной до 5 швейцарских франков не подлежат взысканию или возврату.
§ 6. Провозные платежи и штрафы взимаются железными дорогами в валюте страны, где производится уплата.
Если провозные платежи не выражены в валюте страны, в которой они должны быть взысканы, то они пересчитываются в валюту этой страны по курсу дня и места платежа.
§ 7. Условия этой статьи не применяются, если между станциями железных дорог двух соседних стран установлен прямой тариф, предусматривающий иной порядок взимания провозных платежей.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Провозной платеж
Провозные платежи взыскиваются в следующем порядке: при отправлении груза — за все расстояние перевозки, осуществляемой тем видом транспорта, который принимает груз к перевозке, а при выдаче груза — за все расстояние перевозки, выполненной тем видом транспорта, которому принадлежит пункт назначения. [1]
Провозные платежи и дополнительные сборы за перевозку грузов в контейнерах в международном грузовом сообщении исчисляют и взыскивают на общих основаниях, установленных СМГС, а именно: за перевозку по дорогам страны отправления и назначения — по внутренним тарифам каждой страны ( с отправителя груза на станции отправления — за расстояние перевозки по дороге отправления и с получателя груза на станции назначения — за расстояние перевозки по дороге назначения); за перевозку по транзитным дорогам — с отправителя груза на станции отправления или с получателя на станции назначения. При следовании по нескольким транзитным дорогам допускается оплата перевозки по одной или нескольким дорогам отправителем, а по остальным дорогам — получателем. [2]
Провозные платежи за расстояние перевозки по железным дорогам стран отправления и назначения, а также дополнительные сборы исчисляют по внутренним правилам и тарифам, действовавшим в этих странах в день приема груза к отправлению. Провозные платежи за перевозку грузов транзитом по желез: ным дорогам стран-участниц СМГС определяют по Междуна — родному железнодорожному транзитному тарифу. [3]
Провозные платежи на станции отправления не исчисляются и не взыскиваются. В графе накладной Взыскано при отправлении грузоотправитель проставляет штемпель Расчет через управление железной дороги. Квитанция в приеме груза к перевозке со штампом Расчет через Управление железной дороги выдается отправителю в момент приема груза к перевозке без указания в ней суммы провозной платы. [4]
Провозные платежи исчисляются в валюте той страны, в которой выражен применяемый тариф, и взимаются в валюте страны, где производится уплата. Платежи за перевозку по транзитным железным дорогам исчисляются в рублях. [5]
Подлежат возврату провозные платежи , таможенные сборы и другие расходы по перевозке утраченного груза или утраченной его части, если они не включены в его цену. [6]
В справке о провозных платежах приняты условные обозначения: КП — код плательщика; ШО — код опорной станции по передаче информации; СТО — код станции отправления; НП — порядковый номер; НД — номер документа ( отправки); НВ — номер вагона; ПП — провозная плата. [7]
Тарифами для мелких отправок называются провозные платежи , установленные на перевозку грузов в сборных вагонах. [8]
Уставом железных дорог предусмотрено, что провозные платежи и сборы взимаются за кратчайшее расстояние при перевозке грузов грузовой скоростью и за действительно пройденное расстояние при перево ке грузов большой скоростью. Кроме того, провозные платежи и сборы взыскиваются за действительное расстояние при перевозке негабаритных грузов в некоторых случаях, предусмотренных тарифом, а также при перевозке грузов по документам прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения, в том случае, если груз проследовал только в железнодорожном сообщении или через пункт перевалки, не указанный в накладной. [9]
Вся выручка станций, куда входят провозные платежи , суммы, получаемые за погру-зочно-разгрузочные работы, поступления, относящиеся к местным доходам управления дороги или начальников станций, и др., передается в Госбанк и зачисляется на отдельные доходные счета, учитываемые главной бухгалтерией дороги в балансе доходных поступлений. Из поступающих на эти доходные счета сумм платежи за перевозки в прямом сообщении перечисляются на централизованный доходно-распределительный счет МПС, а остальные суммы переводятся на расчетные счета финансовых отделов дорог, которые производят соответствующие расчеты с хоз-единицами. [10]
Согласно Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении провозные платежи и сборы, не взысканные железнодорожными станциями или портами в пунктах отправления, взыскиваются с грузополучателя в пункте назначения груза на основании завери-тельных штемпелей, проставленных на транспортных документах ( накладной, дорожной ведомости и ее копиям) станцией или портом перевалки. [11]
Причитающиеся автохозяйствам Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР провозные платежи и другие сборы в перевозочные документы не включаются и взыскиваются с грузоотправителя или грузополучателя непосредственно по счетам автохозяйств. [12]
Основным документом на перевозку груза, по которому определяются провозные платежи и сборы и производится их взыскание, оформляется прием груза на станции отправления и выдача грузов получателю на станции назначения, является дорожная ведомость, которая вместе с накладной следует с грузом до станции назначения. [13]
На подсобном доходном счете МПС временно сосредоточиваются выручка станций и провозные платежи , взысканные расчетными товарными конторами. Ежедневно поступающие суммы передаются на основной доходный счет МПС по месту нахождения управления дороги. [14]
При следовании арендованных пассажирских вагонов в составе грузовых и пассажирских поездов провозные платежи взыскиваются при отправлении. Окончательный расчет за перевозку грузов осуществляется на станции назначения. При атом до оформления выдачи грузов получателю на станции назначения должна быть проверена правильность взысканной провозной платы, получены недоборы, допущенные станцией отправления, а также все платежи, образовавшиеся в пути следования и на станции назначения. [15]
Провозные Платежи
Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .
Смотреть что такое «Провозные Платежи» в других словарях:
Провозные платежи при ж/д перевозках — Провозные платежи плата за перевозку грузов, проезд проводников, дополнительные сборы и другие платежи, возникшие за период от приема грузов к перевозке до их выдачи получателю. Источник: СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И… … Официальная терминология
АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР — договор, в силу которого одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени,но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. А.д. один из видов… … Энциклопедия юриста
АГЕНТСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ — денежная сумма, подлежащая уплате принципалом агенту за совершенные по поручению принципала юридические и иные действия..Принципал обязан уплатить агенту А.в. в размере и порядке, установленных договором. А.в. уплачивается по мере совершения… … Энциклопедия юриста
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ — договор, по которому транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку… … Энциклопедия юриста
ПЕРЕВОЗКА РЕЧНАЯ — (перевозка по внутренним водным путям) – перевозка по рекам, озёрам, Аральскому морю и искусственным водным путям, находящимся на территории Союза ССР, а также перевозка на судах внутреннего плавания под флагом Союза ССР по иностранным и… … Советский юридический словарь
Железные дороги — I I. История развития железных дорог. Ж. дорога, в том виде, в каком она существует теперь, изобретена не сразу. Три элемента, ее составляющие, рельсовый путь, перевозочные средства и двигательная сила прошли каждый отдельную стадию развития,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Строганов, Григорий Дмитриевич — именитый человек, единственный сын Дмитрия Андреевича С., единоличный владелец всех огромных родовых богатств, помогавший Петру Великому денежными средствами, родился в 1656 г. В старинных актах его имя впервые упоминается под 1672 г., когда и по … Большая биографическая энциклопедия
Россия. Экономический отдел: Пути сообщения — I I. Первые исторические сведения, заставляющие предполагать некоторую организацию дорожного дела в Р., относятся к XVII в. и указывают на существование почтовых сообщений от Москвы до Великого Новгорода, Смоленска и рубежей шведского и польского … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Статья 6 КВВТ РФ. Провозная плата, сборы (тарифы) с судов
1. Перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Перевозка пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом, осуществляемая по обращению любого физического или юридического лица в рамках заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд государственного контракта или муниципального контракта между перевозчиком и органом государственной власти или органом местного самоуправления по согласованному маршруту, признается перевозкой внутренним водным транспортом общего пользования. В случае, если таким контрактом предусмотрено предоставление перевозчику субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом общего пользования, размер провозной платы определяется таким контрактом.
3. Размер платы за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах, не относящиеся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров.
4. Сборы (тарифы) с судов за услуги в речном порту, оказываемые субъектами естественных монополий, перечень таких сборов (тарифов) и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях.
5. Сборы (тарифы) с судов за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, перечень таких сборов (тарифов) и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях.
Комментарии к ст. 6 КВВТ РФ
1. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. N 293 утверждено Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей . Анализ данного Положения имеет важнейшее значение, так как оно является практически единственным в комментируемой сфере.
СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1887.
Тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельно максимальных или минимальных) ценовых ставок. Фиксированные ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов.
Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.
Государственное регулирование тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов РФ, которые устанавливают правила применения тарифов, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов и правил их применения, а также утверждают изменения, вносимые в них.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 (ред. от 5 июня 2008 г.) // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3049.
Тарифы на услуги устанавливаются применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями услуг.
Для расчета тарифов определяется размер необходимой валовой выручки, при этом учитываются:
— расходы, связанные с оказанием услуг;
— отчисления на амортизацию основных средств, которые определяются с использованием данных бухгалтерского учета;
— налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством РФ;
— субсидии и субвенции за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной службой по тарифам.
Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 г., кроме того, утверждены Перечень услуг субъектов естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, а также Перечень услуг субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
Так, в частности, в Перечень услуг субъектов естественных монополий в речных портах включаются:
— обеспечение безопасности плавания и порядка в порту;
— предоставление судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта;
— обеспечение лоцманской проводки судов;
— комплексное обслуживание флота;
— погрузка и выгрузка грузов;
В Перечень услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей включены:
— обеспечение безопасности плавания судов по внутренним водным путям;
— навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям;
— обеспечение лоцманской проводки судов;
— ледокольное обеспечение в зимних условиях навигации;
— обеспечение прохода судов по СГТС;
— обеспечение прохода иностранных судов по внутренним водным путям.
Интересен опыт регулирования тарифных отношений в других странах, в частности в Белоруссии. Так, Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 2 февраля 2005 г. N 5 утверждена Инструкция об особенностях формирования тарифов на внутреннем водном транспорте, которая определяет единый для применения организациями внутреннего водного транспорта всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями порядок формирования тарифов на перевозку по внутренним водным путям пассажиров, грузов, багажа, буксировку судов, плотов и иных плавучих объектов, погрузочно-разгрузочные работы, а также тарифов на иные работы и услуги внутреннего водного транспорта (далее — тарифы).
Формирование тарифов осуществляется организацией внутреннего водного транспорта самостоятельно в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Рассчитанные тарифы, утвержденные руководителем организации внутреннего водного транспорта, помещаются в прейскурант по типовой форме и хранятся на бумажных носителях.
2. Общее понятие перевозчика, буксировщика дано в комментарии к ст. ст. 1, 3 Кодекса, следовательно, там же определяются их права, в том числе и в рассматриваемой сфере.
В качестве основного правила гражданского законодательства предусмотрено, что провозная плата, взимаемая с грузоотправителя и пассажира, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами .
Статья 790 ГК РФ.
Однако при перевозке грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования плата за перевозку должна определяться на основании тарифов (см. комментарий к п. 1 ст. 6 Кодекса).
Договор перевозки транспортом общего пользования относится к категории публичных договоров, основные условия которого, в том числе цена, должны быть одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Для перевозчика способом обеспечения исполнения обязанности по внесению провозной платы должно служить предоставленное ему право удерживать грузы и багаж до выполнения грузоотправителем, грузовладельцем или владельцем багажа своей обязанности. Данное право может быть реализовано перевозчиком, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства .
На внутреннем водном транспорте особым образом регулируются ситуации, связанные с тем, что на некоторых участках внутренних водных путей перевозки могут осуществляться лишь в период навигации. В случаях, когда груз был принят перевозчиком к перевозке до наступления сроков прекращения обязательного приема к перевозке и задержан в пути в связи с длительным препятствием к продолжению рейса, на перевозчика возлагается обязанность по согласованию с грузоотправителем, грузополучателем принять меры к отправлению груза в пункт назначения другим видом транспорта или реализовать его. При этом провозная плата за непройденное расстояние подлежит возврату получателю, а выгрузка и хранение груза в порту осуществляются за счет перевозчика.
Что касается платы по договору буксировки, то причитающиеся буксировщику платежи должны быть внесены отправителем к моменту начала буксировки, если только иное не установлено соглашением сторон. При несвоевременном внесении указанной платы или других причитающихся буксировщику платежей последним может быть задержана буксировка конкретного объекта. Речь идет о том, что до оплаты буксировки буксировщик вправе прекратить очередную подачу буксируемого судна (см. комментарий к ст. 75 Кодекса). В случае, когда буксировщик предоставляет отправителю вспомогательные суда для проводки плотов через затруднительные участки внутренних водных путей, соответствующая услуга подлежит дополнительной оплате. При этом ее размер определяется соглашением сторон.
Законодательство РФ исходит из необходимости регулирования отношений по оказанию услуг по перевозке в зависимости от целей деятельности перевозчика: личных либо иных.
Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 утверждены Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых нужд) на внутреннем водном транспорте (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 января 2007 г. N 27), которые регулируют отношения между исполнителями услуг и их потребителями в связи с оказанием услуг, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 646.
При перевозке пассажиров, багажа и грузов для личных (бытовых) нужд всем потребителям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены — потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Исполнители обязаны своевременно обеспечивать потребителей информацией на русском языке о стоимости проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 кг на скоростных и свыше 36 кг на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа; о порядке обязательного и добровольного страхования; о перечне сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в каютах повышенной комфортабельности.
Приказом Министерства финансов РФ от 16 января 1998 г. N 2н утверждены размеры страховых тарифов по обязательному личному страхованию пассажиров, перевозимых внутренним водным транспортом — 0,6 руб. До сегодняшнего дня изменения в данные тарифы не вносились.
Статья 6 КВВТ РФ. Провозная плата, сборы (тарифы) с судов
1. Перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Перевозка пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом, осуществляемая по обращению любого физического или юридического лица в рамках заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд государственного контракта или муниципального контракта между перевозчиком и органом государственной власти или органом местного самоуправления по согласованному маршруту, признается перевозкой внутренним водным транспортом общего пользования. В случае, если таким контрактом предусмотрено предоставление перевозчику субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом общего пользования, размер провозной платы определяется таким контрактом.
3. Размер платы за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах, не относящиеся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров.
4. Сборы (тарифы) с судов за услуги в речном порту, оказываемые субъектами естественных монополий, перечень таких сборов (тарифов) и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях.
5. Сборы (тарифы) с судов за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, перечень таких сборов (тарифов) и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях.
Комментарии к ст. 6 КВВТ РФ
1. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. N 293 утверждено Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей . Анализ данного Положения имеет важнейшее значение, так как оно является практически единственным в комментируемой сфере.
СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1887.
Тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельно максимальных или минимальных) ценовых ставок. Фиксированные ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов.
Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.
Государственное регулирование тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов РФ, которые устанавливают правила применения тарифов, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов и правил их применения, а также утверждают изменения, вносимые в них.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 (ред. от 5 июня 2008 г.) // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3049.
Тарифы на услуги устанавливаются применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями услуг.
Для расчета тарифов определяется размер необходимой валовой выручки, при этом учитываются:
— расходы, связанные с оказанием услуг;
— отчисления на амортизацию основных средств, которые определяются с использованием данных бухгалтерского учета;
— налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством РФ;
— субсидии и субвенции за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной службой по тарифам.
Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 г., кроме того, утверждены Перечень услуг субъектов естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, а также Перечень услуг субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
Так, в частности, в Перечень услуг субъектов естественных монополий в речных портах включаются:
— обеспечение безопасности плавания и порядка в порту;
— предоставление судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта;
— обеспечение лоцманской проводки судов;
— комплексное обслуживание флота;
— погрузка и выгрузка грузов;
В Перечень услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей включены:
— обеспечение безопасности плавания судов по внутренним водным путям;
— навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям;
— обеспечение лоцманской проводки судов;
— ледокольное обеспечение в зимних условиях навигации;
— обеспечение прохода судов по СГТС;
— обеспечение прохода иностранных судов по внутренним водным путям.
Интересен опыт регулирования тарифных отношений в других странах, в частности в Белоруссии. Так, Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 2 февраля 2005 г. N 5 утверждена Инструкция об особенностях формирования тарифов на внутреннем водном транспорте, которая определяет единый для применения организациями внутреннего водного транспорта всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями порядок формирования тарифов на перевозку по внутренним водным путям пассажиров, грузов, багажа, буксировку судов, плотов и иных плавучих объектов, погрузочно-разгрузочные работы, а также тарифов на иные работы и услуги внутреннего водного транспорта (далее — тарифы).
Формирование тарифов осуществляется организацией внутреннего водного транспорта самостоятельно в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Рассчитанные тарифы, утвержденные руководителем организации внутреннего водного транспорта, помещаются в прейскурант по типовой форме и хранятся на бумажных носителях.
2. Общее понятие перевозчика, буксировщика дано в комментарии к ст. ст. 1, 3 Кодекса, следовательно, там же определяются их права, в том числе и в рассматриваемой сфере.
В качестве основного правила гражданского законодательства предусмотрено, что провозная плата, взимаемая с грузоотправителя и пассажира, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами .
Статья 790 ГК РФ.
Однако при перевозке грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования плата за перевозку должна определяться на основании тарифов (см. комментарий к п. 1 ст. 6 Кодекса).
Договор перевозки транспортом общего пользования относится к категории публичных договоров, основные условия которого, в том числе цена, должны быть одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Для перевозчика способом обеспечения исполнения обязанности по внесению провозной платы должно служить предоставленное ему право удерживать грузы и багаж до выполнения грузоотправителем, грузовладельцем или владельцем багажа своей обязанности. Данное право может быть реализовано перевозчиком, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства .
На внутреннем водном транспорте особым образом регулируются ситуации, связанные с тем, что на некоторых участках внутренних водных путей перевозки могут осуществляться лишь в период навигации. В случаях, когда груз был принят перевозчиком к перевозке до наступления сроков прекращения обязательного приема к перевозке и задержан в пути в связи с длительным препятствием к продолжению рейса, на перевозчика возлагается обязанность по согласованию с грузоотправителем, грузополучателем принять меры к отправлению груза в пункт назначения другим видом транспорта или реализовать его. При этом провозная плата за непройденное расстояние подлежит возврату получателю, а выгрузка и хранение груза в порту осуществляются за счет перевозчика.
Что касается платы по договору буксировки, то причитающиеся буксировщику платежи должны быть внесены отправителем к моменту начала буксировки, если только иное не установлено соглашением сторон. При несвоевременном внесении указанной платы или других причитающихся буксировщику платежей последним может быть задержана буксировка конкретного объекта. Речь идет о том, что до оплаты буксировки буксировщик вправе прекратить очередную подачу буксируемого судна (см. комментарий к ст. 75 Кодекса). В случае, когда буксировщик предоставляет отправителю вспомогательные суда для проводки плотов через затруднительные участки внутренних водных путей, соответствующая услуга подлежит дополнительной оплате. При этом ее размер определяется соглашением сторон.
Законодательство РФ исходит из необходимости регулирования отношений по оказанию услуг по перевозке в зависимости от целей деятельности перевозчика: личных либо иных.
Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 утверждены Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых нужд) на внутреннем водном транспорте (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 января 2007 г. N 27), которые регулируют отношения между исполнителями услуг и их потребителями в связи с оказанием услуг, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 646.
При перевозке пассажиров, багажа и грузов для личных (бытовых) нужд всем потребителям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены — потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Исполнители обязаны своевременно обеспечивать потребителей информацией на русском языке о стоимости проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 кг на скоростных и свыше 36 кг на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа; о порядке обязательного и добровольного страхования; о перечне сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в каютах повышенной комфортабельности.
Приказом Министерства финансов РФ от 16 января 1998 г. N 2н утверждены размеры страховых тарифов по обязательному личному страхованию пассажиров, перевозимых внутренним водным транспортом — 0,6 руб. До сегодняшнего дня изменения в данные тарифы не вносились.