Противоречия валютной политики
Валютная политика
Государственное регулирование валютных отношений
Между валютными отношениями и экономикой существует прямая связь, заключающаяся в их взаимном влиянии. Поэтому регулирование валютных отношений следует рассматривать в системе управления экономикой. А поскольку определяющая роль в управлении экономикой как единой целостной системой принадлежит государству, то и в сфере валютных отношений регулирующие функции также осуществляет государство.
Одним из инструментов регулирования в системе валютных отношений является валютная политика страны.
В рамках общей цели валютной политики государства ее конкретные задачи на разных этапах исторического развития определяются валютно-экономическим положением страны, процессами, происходящими в системе мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. В зависимости от этих факторов каждая страна определяет направления и формы валютной политики. Например, на одном этапе необходимо сосредоточить усилия на преодолении последствий валютного кризиса, на другом — направить основные усилия на стабилизацию и укрепление национальной валюты. А на каком-то этапе появляется возможность либерализации валютных связей страны. Но в условиях глобализации экономики и интеграционных процессов, происходящих в мировом хозяйстве, не может быть абсолютно независимой валютной политики в отдельно взятой стране. При установлении принципов взаимоотношений стран неизбежна дискриминация более слабых государств. И этот фактор также влияет на регламентацию валютных отношений между странами.
Валютная политика государства и методы ее осуществления
Валютная политика представляет собой совокупность правовых, организационных и других мер в сфере валютных отношений, осуществляемых государством внутри страны и в международных валютно-кредитных связях в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.
Рыночное и государственное регулирование валютных отношений осуществляется параллельно, дополняя друг друга. Рыночное регулирование основано на действии закона о соотношении спроса и предложения валют на валютном рынке. В зависимости от этого устанавливается их курсовое соотношение. Но значительные колебания валютных курсов отрицательно влияют как на национальную, гак и на мировую экономику, приводят к тяжелым социальным последствиям. Государственное регулирование призвано устранять эти негативные последствия.
Валютная политика является составной частью общей экономической политики страны и служит инструментом расширения внешнеэкономической деятельности и мирохозяйственных связей. В зависимости от целей различают текущую и долговременную (структурную) политику.
Задача текущей валютной политики заключается в обеспечении нормального функционирования национальных и международных валютных механизмов, в оперативном регулировании валютного курса, валютных операций, валютного рынка.
Долгосрочная (структурная) валютная политика охватывает довольно продолжительный период времени и представляет собой комплекс мер, направленных на осуществление последовательных изменений таких ключевых элементов валютной системы, как порядок проведения международных расчетов, режим валютных курсов и паритетов, использование золота и резервных валют, международных платежных средств.
Объективными факторами проведения долгосрочной валютной политики являются усиление экономической взаимозависимости национальных хозяйств и изменение их роли в мировом хозяйстве. Основные методы ее реализации — межгосударственные переговоры и соглашения, валютные реформы.
Формы валютной политики
Основными формами валютной политики государства являются: дисконтная, девизная политика и ее разновидность — валютная интервенция, валютные ограничения, регулирование конвертируемости валют, режимов валютного курса, девальвация, ревальвация, диверсификация валютных резервов.
Дисконтная валютная политика
Дисконтная валютная политика как элемент текущей валютной политики государства состоит в использовании учетной ставки процента для регулирования движения инвестиций, балансирования платежных обязательств, для корректировки валютного курса. Системой экономических и правовых мер, применяемых в этих целях, дисконтная политика оказывает воздействие на внутреннюю экономику и сферу международных экономических отношений — на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, на миграцию инвестиций.
Девизная валютная политика
Девизная валютная политика заключается в регулировании валютного курса путем покупки и продажи иностранной валюты с использованием валютной интервенции, а также в применении валютных ограничений. Валютная интервенция — это метод воздействия государственных органов на курс национальной валюты: в целях его повышения Центральный банк продает иностранную валюту в обмен на национальную, а для снижения скупает иностранную валюту, воздействуя таким образом на соотношение спроса и предложения.
Валютная интервенция
Для покрытия расходов иностранной валюты при проведении интервенции используются официальные золотовалютные резервы либо взаимные кредиты центральных банков по межбанковским соглашениям. В некоторых странах для этого создаются специальные стабилизационные фонды. А с середины 70-х годов практикуется проведение коллективной валютной интервенции центральных банков ряда стран для регулирования курса ведущих валют.
Недостатком валютной интервенции как инструмента воздействия на валютный курс являются огромные затраты, которые не всегда бывают оправданными. Они дают временный результат, но могут и не преодолеть влияния рыночных факторов курсообразования и не привести к стабилизации валютных курсов.
Традиционным элементом валютной политики государства является регулирование режимов валютного курса и конвертируемости валют. Эти вопросы являются объектом как национального, так и межгосударственного регулирования. Органом межгосударственного валютного регулирования является МВФ. В 1978 г. после внесения изменений в Устав Фонд предоставил странам-членам свободу выбора режима валютного курса. Теперь каждая страна самостоятельно решает вопросы, касающиеся установления режима валютного курса национальной валюты и степени се конвертируемости.
Девальвация и ревальвация
Девальвация и ревальвация используются в качестве метода валютной политики в том случае, когда курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным единицам завышен или занижен в сравнении с рыночным. Девальвация — это снижение курса национальной валюты, а ревальвация — повышение ее курса.
Содержание понятий девальвации и ревальвации менялось в связи с изменениями, происходящими в денежно-кредитной и валютной системах. В период золотого стандарта девальвация означала снижение государством официального золотого содержания денежной единицы, а ревальвация — повышение ее золотого содержания. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к краху золотого стандарта. После этого и до отмены золотых паритетов в 1976-1978 гг. девальвация и ревальвация означали изменение не только золотого содержания, но и курса национальных валют по отношению к иностранным валютам.
Изменение курсов национальных валют по отношению к иностранным официально фиксируется в законодательном порядке лишь периодически. В условиях режима плавающих курсов их изменения происходят постоянно, поэтому в течение относительно длительного периода времени может иметь место значительное снижение рыночного курса национальной валюты. Такое длительное по времени и значительное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, происходящее стихийно, также называется девальвацией в современном понимании этого термина.
Валютная политика: понятие, виды. Проблемы выбора валютной политики и следования ей
Валютная политика – это совокупность мероприятий, проводимых как в рамках национальной экономики, так и вне ее для обеспечения экономического роста, поддержания платежного баланса, снижение безработицы и инфляции, осуществляемых через воздействие на национальную валюту, валютный курс, валютные операции.
Данная политика является частью общей социально-экономической стратегии развития государства, составным компонентом внешнеэкономической и денежно-кредитной политики. Оформляется валютная политика валютным законодательством и валютными соглашениями, заключенными между государствами.
Целями валютной политики могут быть: укрепление внутренних позиций национальной денежной единицы, формирование и накопление валютных резервов, обслуживание государственных обязательств по внешним долгам, регулирование движения иностранного и отечественного капитала.
Цели валютной политики могут устанавливаться на длительный период или на незначительный временной интервал. В зависимости от этого валютная политика будет структурной или текущей.
- Структурная валютная политика — совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на изменение валютной системы, которая реализуется через валютные реформы.
- Текущая валютная политика — совокупность краткосрочных мер, направленных на оперативное регулирование валютного курса и валютных операций.
Валютная политика реализуется путем использования Центральным банком таких инструментов, как валютные интервенции, валютные ограничения, валютные резервы и ряд других (например, валютное субсидирование, валютные паритеты).
Назовем основные формы валютной политики.
Дисконтная (учетная) политика — изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и направлена на регулирование спроса и предложения свободных денежных ресурсов в национальной экономике.
Увеличивая учетную ставку (ставку рефинансирования), регулирующие органы сокращают совокупную денежную массу, что успокаивает ажиотаж на валютном рынке и приводит к стабилизации (или падению) курса иностранных валют к национальной. В случае сокращения учетной ставки (ставки рефинансирования) наступают обратные последствия.
В современных условиях эффективность дисконтной политики снижается из-за противоречия между внешнеэкономическими и внутриэкономическими целями. Повышение учетной ставки отрицательно влияет на экономику, находящуюся в состоянии застоя. Это мера, скорее, кратковременная.
Девизная политика и ее разновидность — валютная интервенция — метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты (девиза). Для повышения курса национальной валюты Центральный банк продает, для снижения скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Ее характерные черты — относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов в Центральном банке.
Вальвация — представляет собой политику Центрального банка, направленную на прямое установление курсового соотношения между национальной и иностранными валютами. В практической работе наибольшее распространение получили понятия, производные от вальвации – девальвация и ревальвация. Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте либо к международным счетным единицам. Ее объективная основа — завышение официального валютного курса по сравнению с рыночным. Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте.
Валютная политика: понятие, формы
Регулирование экономики и проведение экономической политики является одной из важнейших функций государства и в рыночной, и в централизованно управляемой экономике.
При этом масштабы и характер государственного вмешательства в экономику должны базироваться на принципах необходимости, эффективности и разумной достаточности. Государственное регулирование валютных отношений в странах с формирующимися рыночными отношениями является одним из наиболее оперативных и эффективных механизмов защиты экономики от неизбежного воздействия внешних негативных факторов.
Значение государственного вмешательства в экономику в такой ситуации трудно переоценить: именно на государственном уровне определяется степень допустимой открытости экономики, характер и масштаб зависимости страны от внешних факторов, и, в конечном итоге, пороговые значения критериев экономической безопасности страны, выход за пределы которых может привести к утрате страной способности управлять экономическими процессами, протекающими в ней.
Валютная политика является составляющей экономической политики государства в целом. Мы можем назвать валютную политику вторичной по отношению к внешнеэкономической и денежно-кредитной политике.
Являясь частью экономической политики, валютная политика страны способствует решению перспективных и текущих задач, направленных на структурные изменения в экономике для достижения устойчивости экономического роста, сдерживания инфляционных процессов и безработицы на основе целенаправленного и эффективного использования комплекса мер, обеспечивающих относительную эквивалентность обменного курса национальной валюты, равновесие платежного баланса, формирование золотовалютных резервов страны.
Валютная политика — это составная часть экономической политики государства, в целом, а также внешнеэкономической и денежно-кредитной политики, в частности; представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных мероприятий, осуществляемых государством в сфере валютных отношений и денежного обращения в соответствии с текущими и стратегическими целями государственного регулирования экономики, а также согласно принятым страной международным и межгосударственным соглашениям. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.
Основные цели валютной политики непосредственно определяются целями экономической политики государства и могут включать достижение и поддержание устойчивого экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса. Задачи валютной политики конкретизируются на каждом историческом этапе развития страны и зависят от сложившейся конъюнктуры и стоящих перед государством проблем:
— поддержание стабильности национальной валюты;
— достижение и поддержание полной или частичной конвертируемости национальной валюты;
— преодоление валютного кризиса и обеспечение стабилизации валютно-финансового положения страны;
— восстановление платежеспособности и кредитоспособности страны;
— повышение привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов и внутренних производителей;
— противодействие нелегальному вывозу капитала за границу;
— либерализация порядка осуществления валютных операций и др.
Выделяют следующие формы реализации валютной политики: дисконтная, девизная политика, регулирование степени конвертируемости национальной валюты (посредством валютных ограничений), девальвация и ревальвация, регулирование режима валютного курса, диверсификация валютных резервов.
Валютное регулирование реализуется посредством определенного набора инструментов – тех рычагов, посредством которых государство регулирует валютные отношения. Их можно классифицировать следующим образом:
1 группа. Административные инструменты. В России сюда относят обязательную продажу на внутреннем валютном рынке валютной выручки экспортера, а также целый ряд законодательно закрепленных валютных ограничений. ЦБ РФ периодически изменяет процент продажи валютной выручки экспортерами (80, 75, 50, 30 %%). В настоящее время он отсутствует. Чем выше доля обязательной валютной выручки, тем выше предложение иностранной валюты на валютном рынке.
Девальвация — это снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте или международным счетным валютным единицам.
Девальвация приводит к снижению жизненного уровня населения, вызывает обострение конкурентной борьбы между странами. Ревальвация — это повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной. Одним из следствий проведения ревальвации является повышение безработицы в тех отраслях, которые не выдерживают конкуренции с более дешевыми иностранными товарами.
Регулирование режима валютного курса является объектом национального и межгосударственного регулирования. В мире существует немало видов режимов валютных курсов, варьирующихся по способам фиксации и включающих фиксированные, смешанные (например, целевая зона, валютный коридор, ползущая фиксация), плавающие валютные курсы.
Диверсификация валютных резервов — политика государств, банков, транснациональных корпораций, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютных интервенций, снизить риски валютных потерь.
2 группа. Рыночные инструменты.
1) инструменты прямого регулирования оказывают непосредственное, прямое влияние на величину курса национальной валюты. К ним относят девизную политику и дисконтную политику.
Девизная политика — метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты. Девизная политика осуществляется в форме валютных интервенций, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты.
Валютные интервенции представляют собой действия ЦБ, направленные на покупку или продажу иностранной валюты на национальную. Промежуточной целью этого процесса является, как правило, поддержание курса национальной валюты, кроме того, валютные интервенции непосредственно приводят к увеличению или уменьшению денежной массы страны. ЦБ покупает иностранную валюту, происходит увеличение денежной массы страны на сумму купленной иностранной валюты, умноженную на величину курса валют. ЦБ продает иностранную валюту – соответственно, уменьшение денежной массы страны на сумму проданной иностранной валюты, умноженную на величину курса валют. Иногда центральные банки проводят равные по размеру, но противоположные по направленности сделки с иностранными и внутренними активами, с тем чтобы свести к нулю влияние своих сделок с валютой на национальное предложение денег. Такое поведение ЦБ получило название «стерилизации» в экономической литературе.
Валютная интервенция осуществляется в основном за счет золотовалютных резервов. Для повышения курса национальный валюты Банк продает иностранную валюту, увеличивая ее предложение. Скупая иностранную валюту, Центральный банк уменьшает ее предложение и тем самым понижает курс национальной валюты.
Промежуточной целью валютной интервенции является поддержание курса национальной валюты. Также она может быть связана с необходимостью сглаживания краткосрочных валютных колебаний и выплатами по внешним долгам.
Регулирование государством степени конвертируемости национальной валюты отражается в объеме прав резидентов и нерезидентов обменивать национальную валюту на иностранную и использовать иностранную валюту в сделках с реальными и финансовыми активами. С точки зрения типов международных операций, отражаемых в счетах платежного баланса, конвертируемость может быть полной (при отсутствии ограничений на осуществление валютных операций), по текущим операциям и по операциям, связанным с движением капитала.
С позиций наличия ограничений на осуществление валютных операций определенными категориями субъектов валютных отношений, выделяют внутреннюю и внешнюю конвертируемость валюты. Исходя из этого, национальная валюта считается полностью конвертируемой или обратимой (в странах, где полностью отменены валютные ограничения для резидентов и нерезидентов), частично или ограниченно конвертируемой (в стране действует ряд валютных ограничений для резидентов и/или нерезидентов), или замкнутой (неконвертируемой).
Дисконтная политика основана на регулировании процентных ставок, прежде всего ставки рефинансирования – ставки кредитования Банком России банков, в том числе учета и переучета векселей. В соответствии с эффектом Фишера повышение ставки рефинансирования (учетной ставки) на 1% ЦБ РФ должно приводить к 1%-му удорожанию национальной валюты вследствие мобильности капитала в поисках более выгодных сфер его приложения.
Дисконтная (или учетная) политика — это изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов денежной массы, цен, совокупного спроса, с другой стороны. Учетная ставка центрального банка — сумма процента за время выставления векселя центральному банку до срока его погашения.
Результатом учетной политики является денежная эмиссия, поэтому в странах с развивающимися рынками часто используется иная форма маневрирования процентной ставкой центрального банка, получившая названия «ставка рефинансирования».
Банки, взявшие кредит в центральном банке по ставке рефинансирования, стремясь получить более высокий доход в более сжатые сроки, зачастую направляют его на финансовый рынок, а не в реальное производство.
При пассивном платежном балансе в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где установлена более низкая процентная ставка, и сдерживать вывоз национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению курса национальной валюты.
Понижая официальную учетную ставку, центральный банк рассчитывает на отток национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса национальной валюты.
2) косвенные инструменты позволяют лишь косвенно, посредством макроэкономических факторов, оказывать влияние не валютные отношения. Сюда относятся:
А. Денежно-кредитные инструменты
♦ изменение норматива обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Обязательные резервы – это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки не имеют право использовать для своих операций. Через них осуществляется контроль за совокупной денежной массой в стране.
Увеличение резервной нормы ведет к росту резервов коммерческих банков (КБ) и уменьшению возможностей КБ кредитовать экономику, что приводит к снижению предложения денег, снижению уровня инфляции в стране и росту валютного курса национальной денежной единице. Соответственно, уменьшение резервной нормы приведет к увеличению совокупной денежной массы в стране и удешевлению национальной валюты.
♦ операции ЦБ на открытом рынке – купля-продажа ЦБ казначейских векселей, государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Покупателями ценных бумаг могут выступать физические и юридические лица. ЦБ продает ценные бумаги, увеличивая денежное предложение, спрос на ГЦБ падает, цены на них снижаются, в результате происходит возрастание процентных ставок по ценным бумагам государства. И наоборот. Конечным результатом таких операций является изменение курса национальной валюты.
Б. Налогово-бюджетные инструменты
♦ государственные расходы, которые осуществляются в двух формах. Первая форма – государственные закупки, т.е. трата денег на товары и услуги. Вторая – государственные трансфертные платежи, повышающие доходы определенных слоев населения.
Государственные расходы влияют на совокупный уровень расходов в экономике и, следовательно, на уровень ВВП.
♦ налогообложение. Увеличение налогов приводит к сокращению расходов физических и юридических лиц, что приводит к снижению ВВП. Кроме того, налоги воздействуют на цены благ и факторов производства и поэтому влияют на стимулы и поведение хозяйствующих субъектов. Например, чем больше налоги на прибыль, тем больше фирм теряет стимулы к инвестированию в новые капитальные блага.
В целом, считается, что увеличение государственных расходов и уменьшение налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономику. И наоборот.
В. Инструменты внешнеторгового регулирования.
♦ экономические инструменты – импортные тарифы (пошлины), импортные квоты (прямое ограничение количества какого-либо товара, которое может быть импортировано, как правило, оно подкрепляется выдачей лицензий), экспортные субсидии (доплата местным производителям за выпуск экспортных товаров).
♦ административные инструменты (изменение процедуры проверки безопасности, санитарного состояния и таможенной очистки таким образом, что они становятся препятствием для торговли).
Валютная политика: цели и механизмы.
Валютная политика – совокупность мер правительства, направленных на формирование соотношения национальной валюты и важнейших иностранных валют, регулирование обращения иностранных валют внутри страны, международных расчетов, обязательных платежей в валюте и т.д.
Государственное регулирование валютных отношений дополняет рыночное регулирование. Рыночное, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а государственное направлено на преодоление негативных явлений, возникающих в ходе рыночного регулирования. Соотношение между рыночным и государственным регулированием постоянно меняется и зависит от конкретной экономической ситуации в стране.
Валютная политика обычно преследует следующие цели:
— обеспечение валютной стабилизации;
— обеспечение конвертируемости валюты;
— либерализация валютных операций.
Валютная политика проводится с помощью прямых и косвенных мер. Прямые меры представляют собой принятие законодательных актов в области валютных отношений и действия исполнительной власти. Косвенное регулирование – использование валютно-кредитных методов воздействия на изменение среды, в которой действуют хозяйствующие субъекты.
Валютное регулирование включает в себя несколько уровней:
1. Частные предприятия, которые располагают валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
2. Органы государственной власти страны в лице Министерства финансов, Центрального банка, органов валютного контроля;
3. Межгосударственные финансовые организации, необходимость появления которых связана с:
— усилением взаимозависимости национальных экономик;
— изменением соотношений между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка;
— изменением соотношения сил в мировом хозяйстве;
— ростом масштабов мировых валютно-финансовых рынков.
Общее руководство валютной политикой осуществляет правительство страны, которое принимает законодательные акты в области валютной политики, обеспечивает их соблюдение, распределяет полномочия и функции по управлению валютной сферой. Главным исполнительным органом является Центральный банк, который выполняет следующие функции:
— введение ограничений для коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за границы;
— установление максимальных размеров валютного, процентного и курсового риска;
— управление валютными резервами, находящимися на его балансе;
— определение сферы и порядка обращения иностранной валюты на территории страны;
— проведение всех видов валютных операций;
— регулирование валютного рынка;
— регулирование валютного курса;
— контроль за деятельностью коммерческих банков, введение единых норм учета, отчетности, документации и статистики валютных операций;
— подготовка и публикация статистики валютно-финансовых операций.
Различают структурную и текущую валютную политику. Структурная – совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление изменений в мировой валютной системе. Она проводится, как правило, в форме валютных реформ.
Текущая валютная политика – совокупность краткосрочных мер, направленных на оперативное регулирование валютного курса, валютных операций и деятельность валютного рынка.
Валютные операции делятся на:
— операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности;
— операции с использованием в качестве платежа иностранной валюты, а также национальной валюты при внешнеэкономической деятельности;
— операции с ввозом и пересылкой за границу валютных ценностей.
Валютные операции подразделяются на текущие и операции по вывозу капитала.
Текущие валютные операции – операции по купле-продаже валюты, товаров и услуг, реализации прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются без отсрочки платежа; переводы средств за границу и из-за границы; переводы средств неторгового характера, включая заработную плату, пенсии, алименты; получение и предоставление кредитов на срок до 180 дней.
Валютные операции, связанные с движением капитала – это инвестиции в т.ч. в ценные бумаги; переводы в оплату права собственности на здания и иное имущество; кредиты на срок более 180 дней; привлечение средств на счета; все иные валютные операции.
Формы валютной политики.
Основным объектом валютной политики правительства является валютный курс, так как он играет важную роль в функционировании национальной экономики.
Поэтому в переходных экономиках большое значение придается выбору режима валютного курса. Данный выбор зависит от уровня развития и размера экономики, степени ее открытости, состояния финансовых рынков, диверсификации производства, состояния платежного баланса, уровня конкурентоспособности, объема резервов иностранной валюты, степени зависимости экономики от внешней торговли, общественно-политического климата, состояния национальной денежной системы, природы и особенностей экономических проблем, с которыми сталкивается страна. Выбор режима валютного курса осложнялся отсутствием опыта конвертируемости валюты, отсутствием на первых этапах полноценной национальной валюты, валютных рынков, невысоким доверием к правительству.
Практически все страны вначале применяли систему множественности валютных курсов. Последующий отказ от этой системы и унификация валютного курса одновременно с либерализацией внешней торговли позволяет ликвидировать «черный» валютный рынок; избежать сокрытия части валютной выручки; обеспечить равный доступ экономических агентов на валютные рынки; устранить коррупцию, порождаемую системой множественности курсов; реально приблизить уровень внутренних цен к их мировому уровню.
В большинстве стран с переходной экономикой в настоящее время применяется гибкий валютный курс – свободно плавающий, а при наличии достаточного уровня иностранных валютных резервов – «управляемое плавание».
Поддержание валютного курса может осуществляться многими мерами:
— дисконтная политика – изменение учетной ставки Центральным банком, направленное на регулирование валютного курса. Повышение учетной ставки может привлечь в страну средства с мирового рынка капитала, в результате чего возрастает спрос на национальную валюту и курс стабилизируется или возрастает. Одновременно оказывается воздействие на динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса. Следует подчеркнуть, что дисконтная политика оказывает противоречивое воздействие на национальную экономику и поэтому ее практически не используют для целей валютного курса;
— девизная политика и ее вариант – валютная интервенция – метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи Центральным банком и уполномоченными органами иностранной валюты с целью сгладить нежелательные колебания;
— диверсификация валютных резервов – регулирование структуры валютных резервов Центрального банка с целью обеспечения международных расчетов, проведения валютных интервенций и защиты от валютных потерь;
— девальвация и ревальвация национальной валюты – изменение официального курса национальной валюты по отношению к иностранной. Девальвация означает уменьшение курса национальной валюты, ревальвация — повышение. Основой девальвации является завышение официального курса по сравнению с рыночным
— регулирование степени конвертируемости национальной валюты, под которой понимают отсутствие ограничений на сделки по обмену валют. В зависимости от существующих ограничений различают внутреннюю конвертируемость, конвертируемость по счету текущих операций и конвертируемость по счету движения капитала.
Внутренняя конвертируемость означает возможность для резидентов приобретать и держать некоторые виды активов в иностранной валюте. Конвертируемость по счету текущих операций означает отсутствие ограничений на обмен валюты по операциям, связанным с экспортом и импортом товаров и услуг. Конвертируемость по счету движения капитала означает отсутствие ограничений на перемещение капитала через национальную границу. Полная конвертируемость означает отсутствие ограничений как на сделки по обмену валют, так и на международную торговлю. Это означает, что страна присоединилась к требованиям статьи УШ Устава Международного валютного фонда.
Страны с переходной экономикой вводили внутреннюю конвертируемость валюты либо одновременно с либерализацией цен (Польша, Чехословакия, Эстония), либо постепенно, по мере накопления официальных валютных резервов, улучшения платежного баланса (Венгрия, Латвия, Россия). Это позволило дать импульс развития внутреннего валютного и товарного рынков, создать конкурентную среду. В то же время она породила «долларизацию» экономики, бегство от национальной валюты, обострила инфляцию, падение спроса на отечественные товары. Поэтому требовалось сохранение тарифных и нетарифных внешнеторговых ограничений.
К середине 90-х годов большинство стран с переходной экономикой ввели конвертируемость валюты по счету текущих операций, что позволяет каждой стране производить те товары и услуги, по которым она имеет сравнительные преимущества, способствует развитию мировой торговли, эффективному распределению ресурсов, росту производительности. Однако порождается ряд проблем, которые требуют своего решения.
О необходимости и целесообразности введения конвертируемости валюты по счету движения капитала в большинстве стран с переходной экономикой говорить преждевременно, так как они не достигли необходимой стабильности на внутренних финансовых рынках.
— Валютные ограничения – законодательные и административные запреты, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения закрепляются валютным законодательством, которое служит основой для постановлений по конкретным вопросам.
Валютные ограничения предусматривают:
— регулирование международных платежей и переводов капитала, прибыли, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг;
— запрет свободной купли-продажи иностранной валюты;
— концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.
Валютные ограничения возможны, если валютная политика строится на следующих принципах:
• централизация валютных операций в Центральном и уполномоченных банках;
• лицензирование валютных операций;
• полное или частичное блокирование валютных счетов;
• ограничение конвертируемости валюты.
Юридические лица-резиденты, как правило, могут самостоятельно использовать принадлежащую им валюту на цели, не противоречащие закону. Они имеют право осуществлять текущие валютные операции без ограничений, а операции, связанные с движением капитала, – в порядке, установленном Центральным банком. Расчеты за валюту между резидентами за проданные товары и услуги не разрешаются. Расчеты между резидентами и нерезидентами проводятся в рублях и валюте. Валютная выручка должна обязательно перечисляться на счет резидентов в уполномоченные банки. Юридические лица могут хранить средства в иностранной валюте на счетах в иностранных банках.
Физические лица — резиденты не имеют права на проведение сделок с валютой за исключением случаев:
— купли-продажи валюты в уполномоченных банках;
— передачи валюты в дар;
— приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков в порядке, установленном законом.
В отдельных случаях могут вводиться два вида валютных ограничений: по текущим операциям и по финансовым операциям.
По текущим операциям практикуют:
— блокирование выручки иностранных фирм от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностями распоряжаться этими средствами;
— обязательная продажа валютной выручки фирм-экспортеров Центральному банку или уполномоченным банкам;
— ограниченная продажа иностранной валюты импортерам;
— ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;
— запрет на продажу товаров за границу за национальную валюту;
— запрет на оплату импорта некоторых товаров иностранной валютой;
— регулирование сроков оплаты по экспорту и импорту товаров и услуг;
— введение системы множественности валютных курсов.
По финансовым операциям при пассивном платежном балансе применяют меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капитала в целях поддержания курса национальной валюты. Обычно практикуют:
• ограничения вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;
• контроль за деятельностью кредитного и финансового рынков;
• ограничение участия коммерческих банков страны в предоставлении международных кредитов в иностранной валюте;
• принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам и продажа их за валюту;
• полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности.
Следует учитывать, что валютная политика является составной частью общей государственной политики регулирования экономики. Поэтому цели валютной политики направлены, прежде всего, на обеспечение стабильного и устойчивого роста национальной экономики, обеспечение благоприятных условия для внешнеэкономической деятельности национальных фирм.
Противоречия Ямайской валютной системы;
Г. — объединение Германии. Дало толчок усилению инфляционных процессов в объединенной стране и последующему росту процентных ставок. В результате нарушился баланс сил между немецкой маркой и остальными валютами, входящими в европейскую валютную систему (ЕВС).
25 апреля 1995 г. — встреча министров финансов «большой семерки» (США, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада и Япония) в Вашингтоне. Выработано единое мнение относительно валютной политики. Принято решение о совместных интервенциях в помощь доллару с целью удержать его стремительное падение.
1. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц в отношении режима валютного курса в своей стране. Так, например, количество стран, привязавших свои валюты к доллару за период 1982—1994 гг. уменьшилось с 38 до 20. В 1982 г. лишь 8 стран поддерживали независимое (свободное) плавание курсов своих валют, в 1994 г. их уже было 52 . Однако, страны объявившие о свободном плавании своих валют, поддерживали валютный курс с помощью интервенций, то есть вместо чистого плавания фактически осуществлялось управляемое «грязное» плавание.
2. Другим противоречием является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:
- со времен Бреттон-Вудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;
- евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций. 2/3 эмитированных ФРС 100-долларовых купюр обращается за рубежом.
3. Глобальные риски, проявившиеся в условиях кризиса 2008 года, поставили под сомнение приемлемость концептуальной основы Ямайской валютной системы, которая ориентировалась в основном на рекомендации монетаризма и либерализацию.
Мировой финансово-экономический кризис выявил неэффективность МВФ как института регулирования, которое распространялось лишь на развивающиеся страны и не касалось развитых стран, в том числе США, поскольку они перестали заимствовать в Фонде.
4. Противоречие между юридической демонетизацией золота в рамках Ямайской валютной системы и его реальным использованием как международного резервного средства и чрезвычайного международного платежного средства (при экономических и политических потрясениях) дает основание для дискуссий о будущей позиции золота в новой мировой валютной системе.
5. за стандартом СДР скрывается по существу долларовый стандарт и тенденция к введению наднациональной валюты в электронной форме.
Обращает на себя внимание определенная историческая преемственность обсуждаемых ныне предложений о реформе Ямайской валютной системы. В их числе:
- сохранение моновалютной системы на основе доллара;
- формирование двухвалютной системы на основе доллара и евро;
- создание многовалютной системы на основе наиболее используемых в мировой экономике валют;
- введение системы, основанной на региональных валютах;
- расширение использования СДР как единой мировой резервной валюты;
- возвращение к золотому стандарту;
Идеи о введении единой региональной валюты высказываются и многими интеграционными союзами,
В торгово-экономическом объединении (США – Канада – Мексика) обсуждалась возможность создать североамериканскую валютную единицу – амеро – которая бы считалась «универсальным долларом суверенных государств», и использовалась бы странами и неамериканского континента. Этот проект был направлен на укрепление международных позиций доллара.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе экономическое объединение АСЕАН+3 (Китай, Япония, Южная Корея), где традиционно доминировала Япония и ее валюта, разра-батывается проект азиатской валютной единицы – АКЮ.
В 2010 году Члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, куда входят Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман и Объединенные Арабские Эмираты, решили на неопределенное время отложить обсуждение вопроса о введении единой валюты (халиджи), из-за финансового кризиса 2008 года. Ранее планировалось ввести валюту в 2013 году. Однако незначительная внутрирегиональная торговля этих стран (около 7%) по сравнению с зоной евро (50%) затрудняет формирование их валютного союза
Одним из наиболее интегрированных экономических объединений на пространстве СНГ является ЕврАзЭС, где в валютной структуре платежей доля российского рубля составила 52,6% в 2008 г. Однако, российский рубль используется преимущественно в двусторонних расчетах России со странами ЕврАзЭС: с Казахстаном – 59,1%, Белоруссией – 56,6%, Таджикистаном – 31%, Киргизией – 25,1%. В расчетах между странами ЕврАзЭС без участия России использование российского рубля значительно меньше (максимум 32,5% между Белоруссией и Казахстаном) и преобладают доллар и евро (например, доля доллара составляла примерно 99% в расчетах между Казахстаном и Таджикистаном).
Судьба золота в мировой валютной системе.
Вопреки утверждениям о «снижении резервной роли золота» и полном отказе стран от этого резервного актива, официальные золотые запасы составляют около 31-33 тыс. т (где-то 52 млрд. $), частная тезаврация золота, по оценке, превышает 25 тыс. т
Для оценки перспектив золота в реформируемой мировой валютной системе необходимо принимать во внимание ныне действующее «Вашингтонское соглашение о золоте», подписанное в конце 1990-х гг. и пересматриваемое каждые 5 лет. В нем констатируется роль золота как важного компонента международных резервов стран и регламентируются рыночные продажи золота центральными банками, в том числе Европейским центральным банком. Банк международных расчетов осуществляет контроль за соблюдением Соглашения. На данный момент сторонами соглашения являются 17 центральных банков, включая Европейский центральный банк, ЦБ Англии, Швейцарии и других европейских стран. Продажи ограничиваются 400 тоннами в год, а всего за пять лет, в течение которых действительно Соглашение, соответственно, можно продать до 2000 тонн металла из резервов. Цель Соглашения — снизить поступательное падение цены золота и не позволить металлу стать еще менее привлекательным активом для центральных банков. Второе Вашингтонское соглашение было заключено в марте 2004 года, вступило в силу в сентябре того же года и действует до конца сентября 2009 года. Оно устанавливает верхний предел продаж золота на уровне 500 тонн в год.
МФВ оказался не в силах воздействовать на экономическую политику развитых стран, которые не пользуются его кредитами, прежде всего США. Основными его заемщиками стали страны с переходной экономикой. МВФ ориентируется на монетаристские рекомендации осуществления шокового перехода к рыночной экономике. Стабилизационные программы МВФ были основаны на требованиях к странам-заемщикам в духе неолиберализма. В их числе:
· ускорить рыночные реформы, особенно приватизацию государственной собственности,
· усилить открытость национальной экономики,
· ввести либерализацию цен, конвертируемость валюты, свободно плавающий валютный курс,
· отменить валютные ограничения,
· ослабить государственный контроль.
Эти требования не соответствовали реальному состоянию экономики стран с переходной экономикой, особенно России. Кредиты МВФ оказались неэффективными, не способствовали экономическому и социальному развитию нашей страны и увеличили бремя внешнего долга.
МВФ не справился с задачей раннего предвидения кризисных потрясений.
Учитывая критику в адрес МВФ, в антикризисной программе, принятой на Саммите G-20 в Лондоне в 2009 г., большое внимание уделено мерам по повышению его роли. В их числе:
утроение капитала МВФ (до 750 млрд дол. за счет стран-членов) и предоставление Фонду средств в рамках нового соглашения о займах с «Группой 10» в сумме 100 млрд дол.;
дополнительный выпуск СДР и их размещение среди акционеров Фонда (250 млрд дол., в том числе 100 млрд дол. среди стран с развивающимися рынками);