Приостановление расходных операций по банковским счетам
Приостановление операций по счетам в банках и переводов электронных средств организаций и ИП
После замораживания счета организация или ИП не могут проводить какие-либо операции по уменьшению суммы на счете.
Ситуации, в которых приостанавливают операции
Под приостановлением каких-либо расчетных операций, в том числе и электронных, понимается замораживание счета организации или индивидуального предпринимателя, в результате чего пользование этим счетом становится невозможным.
Примечательно, что пополнить счет можно, на это приостановление никак не влияет в некоторых случаях. Электронные средства, которые есть у организации или ИП, а точнее расчетные операции по ним тоже могут быть приостановлены, при этом останавливаются только расходные операции, пополнять электронными средства счет все так же можно.
Согласно действующему налоговому законодательству существует три ситуации, при которых операции по счетам (следует понимать, и как электронных) могут быть приостановлены:
- при не предоставлении заполненной налоговой декларации;
- организация не предоставила в налоговый орган квитанцию в рамках действующего законодательства;
- во исполнение вынесенного налоговым органом решения.
Примечательно, что в первом случае операции приостанавливаются временно: ровно до тех пор, пока плательщик не предоставит налоговому органу правильно заполненную и действительную налоговую декларацию.
Согласно нормам статьи 76 Налогового Кодекса, приостановление по операциям никак не влияет на расходные операции, связанные с очередными уплатами взносов по страхованию, социальных взносов, выплат, а также налогов и сборов, чья очередь по уплате в счет государственного бюджета наступила раньше, чем поступившее на исполнение в банк решение налогового органа.
Кроме того, нельзя заморозить те операции по счетам, которые относятся к избирательным или специальным (следует понимать, как фонд референдума). Все остальные электронные расходные операции приостанавливаются при наличии соответствующего решения.
В статье 23 Налогового кодекса прописаны обязанности плательщиков, в том числе и организаций. Так, согласно нормам 5 пункта организация обязана принять от налогового органа документы, по которым производятся расчеты и заполняются налоговые декларации, а затем направить квитанцию с уведомлением о получении документов.
Если такая квитанция направлена не была, то налоговую декларацию правильно организация заполнить не может, а, значит, попадает под действие статьи 76 Налогового кодекса. В качестве меры пресечения используется как раз приостановление расходных операций по счетам, в том числе и электронным.
Основания для приостановления всех расходных операций
Одним из оснований для приостановления расходных операций у организации или индивидуального предпринимателя является незаполненная в срок налоговая декларация.
Так, по истечении срока на заполнение юридическому лицу или ИП дается еще 10 календарных дней на то, чтобы предоставить декларацию в налоговый орган. Если этого сделано не было, то налоговый орган вправе просить банк о приостановлении всех расходных операций, кроме тех, которые являются внеочередными.
Данная обеспечительная мера указана в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса. Кроме того, если организация или ИП не получили или не подтвердили факт получения от налогового органа всех необходимых для заполнения декларации документов, то эти документы считаются непринятыми, а декларация незаполненной или заполненной неверно.
Это, в свою очередь, тоже ведет к применению норм статьи 76 Налогового кодекса. А именно – приостановлению каких-либо расходных операций.
Налоговые органы присылают документацию для того, чтобы все пункты декларации были заполнены корректно и достоверно.
Именно поэтому плательщики-организации и ИП обязаны уведомлять налоговые органы о получении документов. Более того они могут запрашивать разъяснения и пояснения, которые представляются налоговыми органами.
Самыми часто встречающимся основаниями для приостановления всех расходных операций по счетам организаций или ИП являются решения налоговых органов, нацеленных на уплату недоимок, внесения налогов и сборов, а так же штрафов и пени в счет государственного бюджета.
При этом перед вынесением решения плательщику-должнику направляется требование, в котором указываются сроки и условия погашения задолженности. Если этого не происходит, то руководитель (или лицо, которое выполняет его функции и полномочия) налогового органа выносит решение о взыскании недостающих средств путем приостановления операций по счету.
Мера носит обеспечительный характер, позволяя пополнять государственный бюджет ровно на ту сумму, которая причитается с конкретного плательщика, но не более того.
Условия для приостановления
Приостановление операций по счетам налогоплательщика может производиться, как по одному счету, так и по нескольким. При этом если средств для погашения задолженности на одном счете достаточно, то плательщик имеет право на подачу заявления в налоговый орган о приостановлении действия его решения о заморозке более одного счета.
Налоговый орган обязан рассмотреть данное заявление в течение двух рабочих дней и вынести по нему решение. Так, к примеру, если у плательщика-организации имеется два счета, суммы средств на которых в совокупности хватает для уплаты задолженности, то банк обязан перечислить долг в пользу государственного бюджета.
Остаток остается на счетах плательщика. И организация имеет право на подачу заявления об отмене приостановления операций по счетам. При этом предъявлять претензии банку организация не может, поскольку банк исполняет свои обязанности в рамках действующего законодательства.
Если средств на счету или счетах плательщика-должника недостаточно для погашения задолженности перед государственным бюджетом, то налоговый орган вправе продолжить приостановление расходных операций на определенный срок.
В случае если в течение одного календарного месяца сумма на счету или счетах не достигла необходимой для уплаты задолженности, к плательщику уже применяются меры пресечения в виде штрафа, ареста имущества или уголовного преследования на усмотрение суда, в который налоговый орган направляет заявление.
Обязанности банка
Согласно действующему законодательству, банк не вправе игнорировать поступившее из налоговых органов решение. Более того нормами налогового законодательства предусмотрено немедленное исполнение полученного решения. То есть решение считается вступившим в силу в день получения его банком (не позднее следующего после вынесения дня).
Банк новые расчетные счета открывать должникам (следует понимать, как ИП и юридические лица) не вправе. Более того банк обязан приостановить расчетные операции в тот же день, как получил решение от налогового органа, вынесшего решение, а перечисление средств в государственный бюджет со счетов должников – не позднее следующего операционного дня. Кроме того банк обязан уведомлять налоговый орган о том, сколько средств осталось на счету у должника на конкретную дату.
Налоговым законодательством предусмотрено отсутствие ответственности у банка за те убытки, которые в ходе списания средств в счет погашения задолженности по налогам, сборам, штрафам, пени несет организации или ИП, у которых были приостановлены операции по счетам. Предъявлять претензии к банку по этим вопросам нецелесообразно и незаконно.
Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика банком не могут быть проигнорированы – это нарушение норм законодательства, поэтому и подлежат исполнению, даже в убыток клиентам.
Если налоговый орган принял решение об отмене своего первого решения (следует понимать, как отмену заморозки счетов), то копию этой отмены направляют в банк, а тот в свою очередь не позднее следующего рабочего дня исполняет – восстанавливает расходные операции по счетам организаций или ИП.
Решения об отмене решений
Такие решения принимаются тем же налоговым органом, что приняло решение о приостановлении операций по счетам. При этом для отмены существует свой установленный порядок:
- при непредставлении декларации плательщиком – в течение рабочего дня после получения заполненной декларации;
- при неисполнении обязательств по уведомлению налогового органа – в течение рабочего дня после уведомления о получении документации;
- при отсутствии электронной связи с налоговым органом – в течение рабочего дня после налаживания связи.
Решение об отмене передается в банк не позднее одного рабочего дня на исполнение. При этом банк игнорировать решение не может и выполняет его своевременно – не позднее следующего дня.
Плательщика-должника уведомляют о том, что его обязанность по уплате задолженности была исполнена, если имело место задолженность, или не исполнена, и дело передается на рассмотрение в суд.
Форма решения об отмене, как и форма решения о приостановлении операций по счетам, имеет утвержденный вид, заполняется в электронном формате и передается в банк, а так же плательщику для ознакомления и исполнения. В бумажном формате заполнение не предусмотрено.
Форма находится на контроле исполнительного федерального органа власти, который уполномочен на контроль в сфере исполнения налогового законодательства.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика — Юридическое бюро «Вектор Права»
Одним из способов исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов наряду с залогом имущества, поручительством, наложением ареста на имущество и пенями в соответствии со ст. 72 НК РФ является приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента.
В данной статье рассмотрим более подробно, что означает само понятие «приостановление операций», по всем ли счетам это делается, все ли операции «замораживаются», в каком случае и кто принимает решение о приостановлении операций, а также каков порядок приостановления операций по счетам.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке — это прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме тех, очередность которых в соответствии с ГК РФ предшествует исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов (ст. 76 НК РФ). В соответствии со ст. 855 ГК РФ к таким расходным операциям относятся:
предусматривающие возмещение вреда жизни и здоровью, алименты;
исполнительные документы, предусматривающие выплату выходных пособий и оплаты труда, в том числе по авторским договорам;
платежные документы, предусматривающие выплату заработной платы;
отчисления в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования.
Причем поступать деньги на расчетный счет могут, но списывать их со счета организация, равно как и банк, за исключением перечисленных случаев, не вправе.
Также следует обратить внимание на то, что приостановить операции можно только по текущим расчетным счетам как рублевым, так и валютным, а «заморозить» ссудные, бюджетные и депозитные счета налоговые органы не вправе. НК РФ не позволяет взыскать налог с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора. Но налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на текущий расчетный счет, если к тому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа о перечислении налога (п. 5 ст. 46 НК РФ).
Правом приостановления операций по счетам наделены налоговые органы в соответствии с п. 8 ст. 46.1 НК РФ. Таможенные органы при недоимке по уплате таможенной пошлины с 1 января 2004 г. такое право утратили (Федеральный закон от 28.05.03 г. N 61-ФЗ). Не вправе приостановить операции по счетам и внебюджетные фонды. НК РФ предусматривает две ситуации, когда операции по счетам могут быть приостановлены:
у организации возникает недоимка по налогам и сборам;
организация не представила налоговую декларацию в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации либо вообще отказалась от подачи декларации. Других оснований налоговым законодательством не предусмотрено.
Для обоих случаев процедура приостановления и возобновления операций по счетам немного отличается. При возникновении недоимки по налогам налоговые органы имеют право направить организации требование об уплате налога и пеней, в котором указывается срок, в течение которого необходимо погасить образовавшуюся задолженность. Если организация данное требование игнорирует, то налоговые органы вправе принудительно взыскать деньги с расчетного счета.
В соответствии со ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисления необходимых денежных средств.
Причем данное право действует в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. После истечения этого срока налоговый орган может только обратиться в суд с иском о взыскании. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств. Одновременно с этим решением налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счету для того, чтобы организация-налогоплательщик не перевела деньги, причитающиеся в бюджет, со своего расчетного счета. Решение о приостановлении операций организации-налогоплательщика по его счетам принимается только руководителем (или его заместителем) того налогового органа, который направил требование об уплате налога, и должно быть вынесено одновременно с инкассовым поручением банку на перечисление налогов в бюджет. Если хотя бы одно из этих двух условий не выполняется, то операции по счетам налогоплательщика приостановлены незаконно, однако, как показывает практика, доказывать это придется через суд.
Тем не менее налогоплательщику стоит обратить внимание на правильность оформления решения самому, так как банк, получив решение из налоговой инспекции, не станет выяснять, правомерно ли оно. В его обязанности входит лишь безусловное исполнение решения налогового органа. К тому же банк освобожден от ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления операций по его счетам (п. 7 ст. 76 НК РФ). При непредставлении или при задержке подачи декларации налоговый орган не направляет никаких требований.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика может приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа и направляется в банк с одновременным уведомлением налогоплательщика и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения, например заказным письмом по почте. Если налогоплательщик опоздал со сдачей декларации или по каким-либо причинам вообще не представил декларацию в налоговую инспекцию, то исправить ситуацию можно достаточно быстро. Для этого необходимо представить налоговую декларацию, и налоговый орган не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем подачи декларации, отменяет решение о приостановлении операций по счетам (п. 2 ст. 76 НК РФ). Далее налогоплательщика ждут лишь проблемы со штрафом за непредставление налоговой декларации по ст. 119 НК РФ.
Когда причина блокировки счета — в неуплате налогов и сборов, налоговый орган отменяет свое решение не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления документов, подтверждающих выполнение налогоплательщиком решения о взыскании налога. Таким документом может быть платежное или инкассовое поручение с отметкой банка об исполнении.
Решение о приостановлении операций по счетам может быть обжаловано в административном или судебном порядке (ст. 138 НК РФ). При административном способе налогоплательщику необходимо подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. С жалобой он вправе обратиться в течение трех месяцев после того, как узнал, что налоговая инспекция приостановила операции по его расчетному счету (ст. 139 НК РФ). Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения (ст. 140 НК РФ).
Одновременно с подачей жалобы (либо отдельно от нее) налогоплательщик может подать иск по местонахождению налоговой инспекции, где он состоит на учете.
Конечно, для обжалования решения налогового органа должны быть веские аргументы, а именно:
несоответствие нормам налогового законодательства;
нарушение налоговыми органами процедуры его вынесения.
Конкретными основаниями для обжалования могут быть следующие:
отсутствие задолженности по налогам;
вынесение решений до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;
непредставление налогоплательщику требования об уплате налогов;
вынесение решения о приостановлении операций по счетам лицом, который не уполномочен это делать;
отсутствие одновременного с решением о приостановлении операций по счетам решения о взыскании налога;
решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;
отсутствие необходимых реквизитов в решении налогового органа о взыскании налога или аресте счета (отсутствие суммы недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать декларацию).
В иске налогоплательщик вправе потребовать возместить убытки, причиненные ему неправомерным арестом расчетного счета. При этом можно взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.
Однако судебные разбирательства, как правило, длятся не один месяц, и на протяжении этого периода у организации существует высокая вероятность остаться без расчетного счета. Открыть новый расчетный счет в том же банке налогоплательщик не вправе, но открывать счета в других банках НК РФ не запрещает.
Однако в течение 5 дней банк, в котором организация откроет новый счет, обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, а та в свою очередь, получив такое уведомление, сразу же отправит в банк решение о приостановлении операций уже по новому счету.
В такой ситуации налоговые органы вполне могут расценить подобные действия налогоплательщика как «уклонение от уплаты налогов иным способом» и привлечь налогоплательщика к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
Расчет наличными деньгами также не является хорошим выходом, поскольку, во-первых, расчеты наличными между юридическими лицами ограничены Банком России суммой в 60 000 руб., а, во-вторых, далеко не у каждой организации кассовый лимит позволит хранить и обращаться с этими деньгами, минуя банковский счет.
Т. ШКАРУПЕТА, бухгалтер-эксперт ООО «Алруд — бухгалтерские услуги»
Приостановление операций по счетам в банках как способ исполнение обязанности
Приостановление операций по счету — прекращение банком всех расходных операций по данному счету в пределах суммы, указанной в постановлении налогового органа о приостановлении операций по счету (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).
Приостановление операций по счетам в банке применяется только в двух случаях:
— в целях обеспечения решения о взыскании налога (сбора), а также пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке, вынесенного в порядке ст. 46 НК РФ;
— в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации.
Приостановление операций по счетам в банке может быть применено только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сбора), а также в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков или налоговых агентов.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком расходных операций по этому счету только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ банк не вправе выполнять какие бы то ни было распоряжения клиента-налогоплательщика о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других расходных операций по счету, за исключением:
— платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (сборов);
— операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.
Налоговые органы вправе приостанавливать операции по нескольким счетам налогоплательщика. Однако, если налоговый орган принимает решение о приостановлении одновременно по нескольким счетам, сумма денежных средств на которых (на всех вместе или на каждом в отдельности) превышает сумму обеспечиваемого требования об уплате налога (сбора) и пеней, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления по своим счетам (п. 9 ст. 76 НК РФ). В течение двух дней со дня получения этого заявления налоговый орган обязан принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете, в форме, утвержденной в приложении 4 к Приказу ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@ (СОБАКА, БЛЕАТЬ, КРЕАТИВЩЕКИ, ЙОПТ)
При этом решение о приостановлении операций по счету не может быть вынесено ранее вынесения решения о взыскании недоимки и пеней за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банке (абз. 1, 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). А в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации решение о приостановлении операций по счету в банке может быть вынесено только в течение десяти дней по истечении установленного срока представления декларации (абз. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Решение о приостановлении операций по счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Копия указанного решения передается налогоплательщику-организации под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении.
Решение о приостановлении операций по счету в банке действует с момента получения банком указанного решения и до его отмены. Моментом получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, направленного в банк на бумажном носителе, являются:
— для решения, направленного в банк заказным письмом, — дата и время, указанные в уведомлении о вручении;
— для решения, врученного под расписку представителю банка, — дата и время, указанные в отметке о принятии решения.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ). Безусловность исполнения в данном случае означает обязанность банка воздерживаться от исполнения любых платежных документов, на основании которых могут быть осуществлены расходные операции по соответствующему счету, в пределах суммы задолженности, указанной в решении налогового органа.
В соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ банк гарантирует право клиента беспрепятственно распоряжаться денежными средствами, внесенными по договору банковского счета. Банк при получении в соответствии со ст. 76 НК РФ решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика обязан отступить от гарантий, предоставленных им клиенту в соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ. В связи с этим в п. 10 ст. 76 НК РФ законодатель нашел целесообразным указать, что банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций по счету в банке по решению налогового органа.
Банк не вправе, получив решение, открывать соответствующему клиенту другой счет. Мораторий на открытие счета действует с момента получения банком указанного решения и до отмены его налоговым органом, то есть в период действия режима приостановления операций по счету.
Под «счетами» понимаются только расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Напротив, депозитные и ссудные счета не отвечают понятию «счет» в смысле ст. 11 НК РФ. Поэтому решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не может являться основанием для отказа банка открыть этому налогоплательщику депозитный и (или) ссудный счет.
За нарушение режима приостановления операций по счету банк несет ответственность в соответствии со ст. 134 НК РФ.
Приостановление операций по счету налогоплательщика отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога (сбора), пеней и штрафа (п. 8 ст. 76 НК РФ).
Блокировка счета
Приостановление операций по счету
Виды ограничений права распоряжаться денежными средствами на банковском счете
Согласно статье 858 ГК ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на его банковском счете (далее также — блокировка счета) возможно в виде:
наложения ареста на денежные средства — ограничение права собственности налогоплательщика в отношении его имущества (п. 1 статьи 77 НК).
приостановления операций по счету, т.е. — прекращение банком всех расходных операций по данному счету (п. 1 статьи 76 НК).
Если счета организации заблокированы, открыть новые она не может (п. 12 ст. 76 НК).
Получив копию решения о приостановлении операций по счетам, лицо может:
согласиться с ним (если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом);
выполнить требования налоговой инспекции (если блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации или расчета);
обжаловать решение (если лицо считает приостановление операций по счетам незаконным).
Наложение ареста на денежные средства на счете
При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счете, банк ограничивает возможность их расходования в пределах сумм, на которые наложен арест.
Арест может быть наложен:
судом, по постановлению органов предварительного следствия при наличии судебного решения;
Арест налагается на определенную сумму средств, находящуюся на счете. Арест не может быть наложен на сам счет и на суммы, которые будут поступать на него в будущем. То есть сам счет не блокируется и организация вправе осуществлять расходные операции с суммами, которые будут поступать на ее счет сверх арестованных (раздел II информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 июля 1996 г. № 6).
Основания для наложения ареста
Арест может быть наложен как мера по обеспечению иска в гражданском процессе или обеспечения исполнения приговора, а также как реализация судебным приставом-исполнителем требований по обращению взыскания на имущество должника.
Основания для приостановления операций по счету
Основаниями для блокировки расходных операций по банковскому счету могут быть:
обоснованные сомнения банка в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя. С целью проверки банк вправе задержать исполнение такого документа не более чем на семь дней и приостановить операции по счету должника в пределах суммы, подлежащей взысканию;
основания, свидетельствующие о том, что операция или сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма. Сроки ограничения на осуществление расходных операций по счету.
Согласно статье 76 НК налоговая инспекция вправе приостановить операции по счету в двух случаях:
если лицо не исполнило требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
если лицо не представило налоговую декларацию в установленный срок.
Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх этих сумм, организация вправе использовать по своему усмотрению (письма Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-02-07/1-268, от 21 июня 2007 г. № 03-02-07/1-304).
Если же блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, на сумму блокировки никаких ограничений нет, т.е. банк прекращает все раходные операции по счету. Поэтому лицо не вправе осуществлять расходные операции как с деньгами, которые находятся на счете, так и со средствами, которые будут поступать на него в будущем (Письмо Минфина России от 17 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-182).
Разблокировка счета
Основанием для отмены блокировки счета является решение:
иного уполномоченного гос. органа.
Если операции по счету были приостановлены из-за неисполнения требования налоговой инспекции о перечислении обязательных платежей, решение отменяется и блокировка счета снимается не позднее одного дня, следующего за днем получения ею документов (их копий) о взыскании платежей (п. 8 ст. 76 НК).
Если блокировка счета была вызвана нарушением срока подачи налоговой декларации, то решение о разблокировке оформляется новым документом (решением) в срок не позднее одного дня после представления декларации (п. 3 ст. 76 НК).
Приостановление операций по счету
26.09.2018 вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 167-ФЗ, согласно которому банк вправе заблокировать счет (приостановить все операции по счету) при подозрении, что операцию пытаются провести мошенники, если операция для банка являетяс сомнительной.
Обнаружив такие признаки, банк до списания средств со счета приостановит операцию не более чем на два рабочих дня. Одновременно банк заблокирует электронное средство платежа (например, платежную карту или «Банк-Клиент»).
Владельцу счета сообщат о приостановлении операции и спросят разрешения продолжить ее. Если он подтвердит операцию, банк ее сразу же проведет, если «промолчит» — ее возобновят через два рабочих дня после приостановления.
Как банк будет направлять запросы для подтверждения операции, стороны определяют в договоре банковского счета. Клиентам следует внимательно отнестись к этим условиям — оценить, нет ли риска пропустить сообщение или опоздать с ответом на него.
Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента
28.09.2018 ЦБ РФ опубликовал следующие признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента (утв. Приказом Банка России от 27.09.2018 № ОД-2525):
Совпадение информации о получателе средств с информацией о получателе средств по переводам денежных средств без согласия клиента, полученной из базы данных о случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, формируемой Банком России в соответствии с частью 5 статьи 27 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – база данных).
Совпадение информации о параметрах устройств, с использованием которых осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления перевода денежных средств, с информацией о параметрах устройств, с использованием которых был осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, полученной из базы данных.
Несоответствие характера, и (или) параметров, и (или) объема проводимой операции (время (дни) осуществления операции, место осуществления операции, устройство, с использованием которого осуществляется операция и параметры его использования, сумма осуществления операции, периодичность (частота) осуществления операций, получатель средств) операциям, обычно совершаемым клиентом оператора по переводу денежных средств (осуществляемой клиентом деятельности).
Статья написана и размещена 3 марта 2018 года. Дополнена — 28.09.2018
Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика
1 мин
В отношении недобросовестных или невнимательных налогоплательщиков, не исполняющих должным образом свои обязанности перед государством, может использоваться приостановление операций по счетам. Это крайняя мера, инициируемая налоговой службой для принудительного взыскания налогов, но не всегда она выполняется по закону. Налоговый кодекс РФ четко определяет случаи, когда приостановление операций может задействоваться и нарушать его нормы ФНС не имеет права.
Основания и порядок по закону
Вопрос приостановления операций по финансовым счетам налогоплательщика регламентирован Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно статьей 76. Фактически человек не может использовать собственные деньги, и для этого есть несколько оснований:
- Субъект не уплатил налоги, пени или штрафы, которые должен был выплатить по закону. Таким образом, сумма, содержащаяся в банке, будет взыскана по решению ФНС, это же касается и начисленных на задолженность процентов. Расходные операции блокируются на сумму, которая равняется размеру, указанному в решении налоговой службы, а платежи на большие суммы могут быть проведены.
- Налогоплательщик не предоставил налоговую декларацию в установленный законом срок и спустя 10 рабочих дней. В этом случае арестуются все имеющиеся счета без ограничения по сумме. Под заморозку попадают даже средства, поступающие после приостановления.
Заморозка счета доставляет неудобства его владельцу
На данный момент законом 134-ФЗ от 28 июня 2013 года налоговики могут вмешиваться в банковские дела должника на протяжении трех лет с момента просрочки обязательств. Если этот период прошел, а баланс не был заморожен, права на это ФНС не имеет.
Важно! Приостановка также задействуется, если плательщик не передал в ФНС квитанцию о приеме требования касательно представления документов, пояснений или посещения ФНС.
Также проводится налоговая проверка, результаты которой и являются основанием для блокировки банковских счетов. Решение об этом должно быть принято руководителем ФНС и отправлено в банк в электронной форме. Налогоплательщик же получает копию решения под расписку, причем его неполучение не является причиной для отмены заморозки.
По каким счетам могут быть приостановлены операции
Важно разобраться, что можно приостановить согласно статьи 76 НК РФ. В том же нормативном документе сказано о такой возможности относительно расчетных и прочих счетов в банках, открытых по заключенному договору. Из этого исходит, что приостановление операций касается реквизитов, доступных для зачисления средств и их расходования.
При блокировке не допускается полноценное использование финансов в том, что касается трат.
Приостановление касается как рублевых, так и валютных кошельков, последние применяются, если на рублевых нет достаточного количества средств. Поэтому при невыполнении налоговых обязательств, могут пострадать все реквизиты, открытые на имя налогоплательщика.
Внимание! Корпоративный счет, используемый для расходования средств компании и приема платежей, также может блокироваться. Согласно постановления Президиума ВАС 2942/10 от 21 сентября 2010 года, он имеет признаки банковского счета, а значит, также замораживается на общих началах.
По каким счетам не могут быть приостановлены операции
Поскольку существует несколько видов счетов, ФНС не имеет права на блокировку всех. В список исключений входят:
- Транзитные — они открываются для оперирования иностранными валютами вместе с текущим валютным кошельком.
- Ссудные — используются для выдачи предприятием кредитов и их возврата, а в договоре они не являются счетами.
- Депозитные — открываются на основании соглашения банковского вклада, а организации не могут расходовать средства с них. Но есть нюанс — по истечении срока вклада налоговики могут направить в банк поручение о перечислении задолженности.
- Открытые для совместной деятельности товарищества — средства на них являются общей собственностью и не принадлежат конкретному человеку.
Таким образом, возможность ограничения расходов по расчетному счету существует не для всех счетов. Может быть направлено требование о приостановке счета налоговым органом после поступления на него денег, что должен проверять банк.
Значение
Приостановление по счетам текущих операций – отсутствие возможности расходовать деньги. Их нельзя перевести контрагентам, обналичить по чековой книжке и как-либо иначе использовать. Фактически, приостановка счета, инициируемая налоговой, касается только суммы, указанной в решении ФНС. Исключением является применение санкций в связи с неподачей сведений о доходах и расходах.
Операции по заблокированному счету
В ходе заморозки счета предполагается, что по нему нельзя проводить платежи, но некоторые возможности остаются. К примеру, если счет блокируется на определенную сумму, операции большего размера по-прежнему можно делать. Кроме того, блокировка не распространяется на платежи, которые в очереди стоят раньше, чем перечисление налогов.
Владелец может дальше работать с деньгами, но ему доступно лишь несколько операций
По Гражданскому кодексу РФ, если денег на счете недостаточно для исполнения всех запросов, применяется очередность:
- Перечисление средств за нанесенный жизни или здоровью вред. Сюда же относятся алименты, взыскиваемые с человека путем принудительного перечисления со счета.
- Исполнительные бумаги, которые в принудительном порядке предписывают оплатить выходное пособие или труд людям, занятым на предприятии, как и уволенным ранее. Также к этой очереди относятся вознаграждения, выплачиваемые авторам за их интеллектуальную собственность.
- Перечисления, связанные с оплатой труда, а также поручениями налоговиков о выплате задолженности. Сюда же следует относить поручения ФСС и ПФР касательно страховых погашений за официально трудоустроенных людей.
- Другие денежные требования, заявляемые по исполнительным документам.
- Прочие платежные документы в календарном порядке.
Списание задолженности по налогам, которая производится принудительно, сопровождаясь физической блокировкой счета, относится к третьей очереди. И, если денег не хватает на все потребности, сначала исполняются запросы первых двух очередей, а затем решается вопрос с налогообложением.
Важно! Платежи, которые выполняются в рамках одной очереди, выполняются в том порядке, в котором они поступали. Так, если зарплата назначена раньше, чем поступило требование уплаты налогов, перечислят первой сумму, необходимую для оплаты труда. При этом не имеет значения, останутся ли на счете деньги, достаточные для перечисления налогов.
Стоит учесть, если банк получил решение ИФНС о приостановлении операций по счетам, ему нельзя открывать новые счета. Также под запретом предоставление новых электронных платежных средств. Посмотреть решение возможно через специальный интернет-сервис, доступ к которому есть у каждой банковской организации.
Как разблокировать счет
Столкнувшись с блокировкой операций, налогоплательщик не сможет даже закрыть кошелек, поскольку для этого нужно израсходовать все средства. Более того, даже избавившись от него, нельзя открыть новый, для этого необходимо официально избавиться от санкций.
Чтобы средствами можно было снова пользоваться, нужно выполнить требования налоговой или оспорить их.
Счет заблокирован
Приостанавливать операции прекращают при:
- Полном перечислении организацией задолженности по налогам в бюджет государства. В ФНС следует передать документы, подтверждающие оплату, также желательно написать заявление о снятии санкций, после чего на это отводится не более одного дня.
- Предоставлении декларации — поскольку одна из причин блокировки — не предоставленная отчетность, решить ситуацию можно ее отправкой. Если документ был отправлен, но из-за больших сроков доставки (к примеру, почты), ФНС все равно заблокировала счет, нужно написать заявление на снятие заморозки и предоставить бумаги, доказывающие своевременную отправку.
- Составлении заявления о разблокировке счета — этот вариант возможен, если остаток на счете больше, чем имеющаяся задолженность. Текст допускается в свободной форме, в нем указывается номер счета, на котором находятся средства и прилагаются документы о положительном балансе. Разблокировка происходит за два дня, если данные позволяют разморозить счет.
Сразу после принятия решения о разморозке уведомление направляется в банк, а при нарушении сроков начисляется пеня согласно количества банковских (календарных) дней. Начисление происходит на сумму, которой владелец счета не мог распоряжаться из-за блокировки.
То есть, при блокировании 200 000 рублей, процент в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ будет считаться от всей суммы вплоть до устранения санкции.
Когда не имеют право блокировать операции по счетам
Нередко права налогоплательщиков нарушаются и ФНС блокирует счета безосновательно. Это подтверждается и судебной практикой, что означает незаконность заморозки при:
- непредоставлении финансовых отчетов в срок;
- несвоевременной передаче расчетов по ч. 2 НК РФ;
- наличии в декларации ошибки, не являющейся причиной для отказа в приеме документа;
- нарушении сроков передачи данных о среднесписочной численности;
- неполучении отчета в срок из-за почтового оператора;
- проставлении подписи на декларации лицом, не имеющим таких полномочий.
В этих случаях можно оспорить решение ФНС в рамках руководства службы, либо обратившись в суд. В последней ситуации следует предоставить документы, подтверждающие незаконность действий налоговиков. При подтверждении этого, суд постановит отменить блокировку, которую служба будет вынуждена исполнить.
Если в ФНС не исполнят судебное решение, к делу подключатся представители исполнительной службы
Если налогоплательщик не уплатил сборы или не предоставил декларацию в установленные законом сроки, используется приостановка операций по расчетному счету налоговой. Снять санкцию можно, устранив ее причину, но также допустимо оспорить решение ФНС в суде, если оно было принято с нарушениями законодательства.