Принятие к учету государственной помощи
Обновлен учет помощи от государства
Минфин России приказом от 04.12.2018 № 248н внес поправки в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Основная цель изменений — приведение правил российского бухгалтерского учета государственной помощи в соответствие с международными стандартами, а именно МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи». Финансовое ведомство в информационном сообщении от 04.02.2019 № ИС-учет-16 разъяснило порядок применения нововведений. Подробности — в нашем материале.
Новые правила официально начнут применяться начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 г. Но никто не запрещает организациям начать их использовать и досрочно. Главное — такое решение должно быть закреплено в учетной политике организации и раскрыто в бухгалтерской отчетности за тот год, в котором впервые применялись нововведения. Таковы требования ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и п. 2 приказа Минфина России от 04.12.2018 № 248н (далее — приказ № 248н).
Кто свободен от стандарта
По общему правилу, ПБУ 13/2000 устанавливает порядок формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям. Прежняя редакция стандарта предусматривала из этого правила одно исключение: ПБУ 13/2000 не применялось в отношении государственной помощи, предоставляемой кредитным организациям. Поправки добавили в исключение и помощь, которую получают организации государственного сектора.
В настоящее время ПБУ 13/2000 не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с:
— государственным регулированием цен и тарифов;
— применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
— участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
Приказ № 248н откорректировал последний случай. Теперь стандарт не используется в отношении экономической выгоды, связанной в том числе и с участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе предоставлением бюджетных средств в связи с таким участием.
Кроме того, ПБУ 13/2000 не будет использоваться в отношении экономической выгоды, связанной с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе. Соответствующие поправки внесены в п. 3 ПБУ 13/2000.
Форма госпомощи
Сейчас в п. 4 ПБУ 13/2000 сказано, что организации формируют в бухгалтерском учете информацию о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах.
Поправки уточнили, что в ПБУ 13/2000 речь идет о субсидиях, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. При этом государственная помощь в форме субвенций из указанной нормы исключена.
Финансисты внесли еще одно изменение в п. 4 ПБУ 13/2000. Теперь в указанной норме сказано, что для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются в том числе на средства на финансирование капитальных затрат (ранее говорилось о расходах), связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.).
Ставим госпомощь на учет
В прежней редакции п. 5 ПБУ 13/2000 предусматривал лишь один вариант принятия к бухгалтерскому учету бюджетных средств. Для этого организация должны была выполнить следующие условия:
— имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
— имеется уверенность, что указанные средства будут получены.
Приказ № 248н ввел еще один вариант. Бюджетные средства могут быть приняты к учету по мере их фактического получения. Таким образом, компании теперь могут выбирать порядок отражения в учете государственной помощи.
Данной поправкой финансисты устранили несоответствие положений п. 5 и 7 ПБУ 13/2000. Дело в том, что в п. 7 и раньше говорилось о том, что бюджетные средства могут быть приняты к учету по мере их фактического получения.
В связи с внесением изменений в п. 5 финансисты откорректировали положения п. 7 ПБУ 13/2000. Уточнено, что бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам, если они приняты к учету при выполнении условий, предусмотренных в п. 5 ПБУ 13/2000.
Списываем госпомощь на финансирование капитальных затрат
Правила списания бюджетных средств на финансирование капитальных затрат по приобретению внеоборотных активов установлен в абз. 2 п. 9 ПБУ 13/2000. В прежней редакции данной нормы говорилось, что списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования на финансирование капитальных расходов осуществляется:
— или на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации;
— или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации.
При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы.
Как видите, доходы будущих периодов нужно было относить на финансовые результаты в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации. Но сделать это можно не всегда, а только в ситуации, когда полученная сумма бюджетных средств совпадает с первоначальной стоимостью объекта внеоборотных активов. Однако зачастую указанные суммы отличаются. Ведь организации приходится доводить объект до состояния, пригодного для эксплуатации. В связи с этим бухгалтерам приходилось рассчитывать сумму списываемых доходов пропорционально сумме начисленной амортизации.
Приказ № 248н изложил рассматриваемую норму в новой редакции. Изменения касаются порядка отражения суммы бюджетных средств на финансирование капитальных затрат по приобретению объектов внеоборотных активов. В этом случае бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации. При этом целевое финансирование учитывается при вводе объектов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока их полезного использования по мере начисления амортизации на финансовые результаты организации.
Покажем на числовом примере, как новое правило будут работать.
Организация получила из бюджета субсидию на покупку производственного оборудования в размере 1 200 000 руб. Для ввода объектов в эксплуатацию компания понесла расходы на доведения их до состояния, пригодного для использования. Сумма указанных затрат составила 300 000 руб.
Оборудование было принято к учету по первоначальной стоимости, равной 1 500 000 руб.
Срок службы оборудования — 60 мес.
Сумма ежемесячной амортизации составила 25 000 руб.
Получение субсидии оформляется в учете следующим образом:
Дебет 51 Кредит 86
— 1 200 000 руб. — получена субсидия на приобретение производственного оборудования;
Дебет 86 Кредит 98-2
— 1 200 000 руб. — отнесена сумма субсидии на доходы будущих периодов при вводе оборудования в эксплуатацию;
Дебет 98-2 Кредит 91
— 20 000 руб. (1 200 000 х 25 000 / 1 500 000) — списываем сумму субсидии на финансовые результаты (ежемесячно по мере начисления амортизации).
Погашаем за счет госпомощи понесенные расходы
Полученные из бюджета средства организация может направить на финансирование расходов, понесенных в предыдущие отчетные периоды. Порядок учета в бухгалтерском учете таких бюджетных средств установлен в п. 10 ПБУ 13/2000.
В прежней редакции указанной нормы было сказано, что бюджетные дотации в рассматриваемой ситуации отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы.
Согласно поправкам, внесенным в п. 10 ПБУ 13/2000, бухгалтеры больше не должны показывать в учете задолженность по бюджетным средствам. Теперь данные суммы сразу относятся на увеличение финансового результата. При этом специалисты Минфина России исключили уточнение о том, что бюджетные средства отражаются как прочие доходы.
Кроме того, указанная норма дополнена положением, в котором установлен порядок учета бюджетных средств на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды. Они отражаются в размере начисленной амортизации как увеличение финансового результата организации, в оставшейся части — в качестве доходов будущих периодов.
Проиллюстрируем новый порядок на числовом примере.
Производственная организация в 2018 г. приобрела основное средство стоимостью 1 500 000 руб. В 2019 г. она получила из бюджета субсидию в размере 1 500 000 руб. на покрытие расходов по покупке этого объекта.
Сумма ежемесячной амортизации составила 25 000 руб. За пять месяцев эксплуатации основного средства компания начислила амортизацию в размере 125 000 руб. (25 000 руб. х 5 мес.).
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Дебет 51 Кредит 86
— 1 500 000 руб. — получена субсидия из бюджета;
Дебет 86 Кредит 91
— 125 000 руб. — списана сумма субсидии в размере начисленной амортизации;
Дебет 86 Кредит 98-2
— 1 375 000 руб. (1 500 000 руб. – 125 000 руб.) — оставшаяся часть субсидии отнесена на доходы будущих периодов.
В дальнейшем бухгалтер ежемесячно будет делать следующую проводку:
Дебет 98-2 Кредит 91
— 25 000 руб. — доходы будущих периодов уменьшены на сумму начисленной амортизации.
Госпомощь в отчетности
Специалисты Минфина России исключили из ПБУ 13/2000 п. 19. Напомним, что в нем говорилось о том, что прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации должны раскрываться в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.
Кроме того, финансисты установили новый состав показателей бухгалтерского баланса, раскрывающих информацию о полученной организацией государственной помощи (п. 20 ПБУ 13/2000). С учетом существенности отдельными статьями в бухгалтерском балансе приводятся:
— неиспользованный остаток предоставленных организации бюджетных средств в составе средств целевого финансирования;
— дебиторская задолженность по бюджетным средствам, принятым к бухгалтерскому учету организации;
— кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств, признанная в бухгалтерском учете организации;
— доходы будущих периодов, признанные в связи с полученной организацией государственной помощью на финансирование текущих расходов в составе краткосрочных обязательств.
Кроме того, приказ № 248н установил порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности доходов будущих периодов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат. Новая редакция п. 21 ПБУ 13/2000 предусматривает два способа. Специалисты Минфина России в своих рекомендациях по применению новых правил учета государственной помощи представили эти способы в виде таблицы.
ПБУ 13/2000
По заключению Минюста России от 20 ноября 2000 г. N 9898-ЮД Приказ Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н не нуждается в государственной регистрации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16.10.00 N 92н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ»
ПБУ 13/2000
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 применяется в отношении подлежащих признанию в бухгалтерском учете бюджетных средств, предоставленных после 1 января 2001 г., а также бюджетных средств, предоставленных до 1 января 2001 г., в части, относящейся к периодам после 1 января 2001 г.
Министр финансов
Российской Федерации
А.КУДРИН
Утверждено
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 16 октября 2000 г. N 92н
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ»
ПБУ 13/2000
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
2. При применении настоящего Положения не рассматриваются в качестве экономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность и т.п. действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация.
3. Настоящее Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с:
- государственным регулированием цен и тарифов;
- применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
- участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
4. Исходя из настоящего Положения в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии именуются бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств).
Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются на:
- средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
- средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.
5. Организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
6. В случае предоставления организации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.
7. Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
8. Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.
9. Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:
- суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов — на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы;
(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н) - суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов — в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.
10. Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)
11. Любые условные обязательства и условные активы, связанные с признанными в бухгалтерском учете организации бюджетными средствами, рассматриваются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/98 (утверждено Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 57н, зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 1998 г., регистрационный N 1675).
12. Если организация фактически получила бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.
13. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5 настоящего Положения, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.
14. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то на сумму, подлежащую возврату, производится запись:
- в части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных расходов — в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату. Одновременно уменьшаются финансовые результаты организации и восстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов;
- в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов — в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности по их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остаток целевого финансирования или такой остаток отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых результатов организации и возникновение задолженности по их возврату.
15. Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).
16. Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.
17. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном настоящим Положением для учета бюджетных средств.
18. Предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), для целей раскрытия информации в бухгалтерской отчетности считается прочими формами государственной помощи.
19. Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.
20. Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».
21. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)
Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе прочих расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)
22. В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:
- характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
- назначение и величина бюджетных кредитов;
- характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
- не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.
Учет государственной помощи
Правила формирования информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям, установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
Согласно п. 4 ПБУ 13/2000 государственной помощью являются субвенции[36], субсидии[37], бюджетные кредиты[38], предоставляемые в виде, как денежных средств, так и иных ресурсов (земельных участков, природных ресурсов и др.).
Согласно п. 4 ПБУ 13/2000 бюджетные средства группируются в зависимости от предназначения:
ü на финансирование капитальных расходов (приобретение внеоборотных активов);
ü на финансирование текущих расходов.
Для обобщения информации о движении средств государственной помощи Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».
Согласно п. 5 ПБУ 13/2000 для принятия средств государственной помощи к учету необходимо одновременное выполнение двух условий:
1. организация должна быть уверена в том, что она выполнит все необходимые требования для предоставления ей бюджетного финансирования. Подтверждением могут служить заключенные договоры, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
2. организация должна быть уверена в том, что средства будут получены. Подтверждением этого могут служить уведомления о бюджетных ассигнованиях, акты приемки-передачи ресурсов и другие соответствующие документы [36].
Принятие к бухгалтерскому учету средств государственной помощи отражается проводкой:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т 86 «Целевое финансирование».
По мере фактического поступления средств составляется проводка:
Д-т 51 «Расчетные счета» ,08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Последующий учет средств государственной помощи зависит от того, на финансирование каких расходов (капитальных или текущих) они направлены [15, п. 9].
Финансирование капитальных расходов.
В момент ввода в эксплуатацию объекта (ОС, НМА) сумма бюджетных средств включается в состав доходов будущих периодов. Если объект, приобретенный за счет целевых средств, подлежит амортизации, то на протяжении срока его полезного использования (по мере начисления амортизации) доходы будущих периодов равномерно признаются в составе прочих доходов. Если на такой объект не начисляется амортизация, то величина доходов будущих периодов также признается в составе прочих доходов, но в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов.
Основные бухгалтерские проводки по отражению в учете средств, полученных на финансирование капитальных расходов, приведены в таблице 14.3.
Основные бухгалтерские записи по отражению в бухгалтерском учете средств, полученных на финансирование капитальных расходов
Как изменился учет государственной помощи по ПБУ 13/2000
В России регулирует учет государственной помощи ПБУ 13/2000. Оно утверждено приказом Минфина от 16 октября 2000 года № 92н. Приказ Министерства от 4 декабря 2018 года № 248н (далее – Приказ № 248н) внес ряд изменений в это положение по бухгалтерскому учету. Рассказываем, зачем это понадобилось, что конкретно меняется и когда вступает в силу новая редакция этого ПБУ.
Причина изменений
Основная цель корректировки ПБУ 13/2000 – привести правила бухгалтерского учета получаемой государственной помощи в соответствие с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».
Когда начинать применять
Организации обязаны применять предусмотренные Приказом № 248н изменения, начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год.
Однако не возбраняется принять решение о более раннем начале применения новой последней редакции ПБУ 13/2000. Напомним, что такое решение должно быть раскрыто в бухгалтерской отчетности организации за год, в котором впервые будут применены изменения (в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Уточнили сферу применения ПБУ 13/2000
Предмет регулирования ПБУ 13/2000 – государственная помощь, предоставленная организациям из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Приказом № 248н к предмету этого ПБУ отнесена также госпомощь, предоставленная из бюджетов государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ОМС).
Также дополнен перечень случаев, в которых это ПБУ не применяют. В него включены следующие случаи получения госпомощи, признаваемой экономической выгодой организации, связанной:
- с участием России, регионов и муниципальных образований в уставных фондах ГУПов и МУПов, в т. ч. предоставлением бюджетных средств в связи с таким участием (ранее – связанной лишь с участием в уставных (складочных) капиталах юрлиц);
- возмещением из бюджета недополученных организацией доходов или финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе.
Уточнили порядок списания бюджетных средств на финансирование капитальных затрат со счета учета целевого финансирования
ПБУ 13/2000 установлен порядок списания бюджетных средств на финансирование капитальных затрат по приобретению внеоборотных активов, подлежащих амортизации, со счета учета целевого финансирования.
Согласно новой редакции ПБУ 13/2000, эти бюджетные средства списывают со счета учета целевого финансирования на счет учета доходов будущих периодов при вводе соответствующих объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Далее в течение срока полезного использования указанных объектов по мере начисления амортизации по ним суммы, относящиеся к этим объектам, зачисляют в финансовые результаты организации.
Установили порядок отражения бюджетных средств на финансирование капитальных затрат прошлых периодов
Приказом № 248н установлен порядок отражения в бухучете бюджетных средств, предоставленных на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды.
Отметим, что ранее такие бюджетные средства подлежали отражению путем принятия к учету суммы задолженности по ним в корреспонденции с финансовым результатом.
В итоге, организация отражает полученные бюджетные средства:
- в сумме, равной начисленной амортизации по внеоборотным активам, созданным за счет такого финансирования – как увеличение финансового результата организации;
- в оставшейся сумме – в качестве доходов будущих периодов.
Изменили состав показателей баланса, раскрывающих информацию о госпомощи
В обновлённой последней редакции ПБУ 13/2000 установлен новый состав показателей баланса, раскрывающих информацию о полученной организацией госпомощи.
Отметим, что ранее остаток предоставленных организации бюджетных средств подлежал отражению по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».
В итоге, с учетом существенности отдельными статьями в бухгалтерском балансе теперь приводят:
- неиспользованный остаток предоставленных бюджетных средств в составе средств целевого финансирования;
- дебиторскую задолженность по бюджетным средствам, принятым к бухучету;
- кредиторскую задолженность по возврату бюджетных средств, признанную в бухучете;
- доходы будущих периодов, признанные в связи с полученной госпомощью на финансирование текущих расходов в составе краткосрочных обязательств.
Установили порядок раскрытия доходов будущих периодов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование капзатрат
Доходы будущих периодов, связанные с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат, отражают в отчетности одним из следующих способов:
Установили порядок раскрытия доходов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование текущих расходов
Доходы организации, связанные с признанием сумм бюджетных средств на финансирование текущих расходов, отражают в отчете о финансовых результатах одним из следующих способов:
- В качестве отдельной статьи доходов (с учетом существенности).
- В качестве суммы, уменьшающей расходы, на финансирование которых получены соответствующие бюджетные средства.
Дополнили перечень информации, раскрываемой в бухотчетности
ПБУ 13/2000 установлен минимальный перечень информации о полученной организацией государственной помощи. В связи с введенным правом выбирать способы представления информации о полученных бюджетных средствах указанный перечень дополнен: организация обязана раскрывать в своей отчетности выбранные способы представления информации.
Уточнен ряд норм ПБУ 13/2000
Приказом № 248н уточнен ряд норм ПБУ 13/2000. А именно:
- в пункте 4 исключено упоминание такой формы предоставления госпомощи, как субвенция;
- пункт 5 дополнен указанием на то, что моментом принятия бюджетных средств к бухучету может быть фактическое получение этих средств (таким образом, данный пункт приведен в соответствие с п. 7);
- исключен п. 11, содержавший отсылку на порядок отражения условных обязательств и условных активов, связанных с признанными в бухучете и отчетности бюджетными средствами;
- из п. 19 исключено упоминание пояснительной записки в составе бухотчетности;
- исключены указания на виды доходов и расходов, включаемых в финансовый результат деятельности организации (прочие доходы, прочие расходы, т. п.).
Также внесены следующие уточнения в терминологию:
- «государственные (муниципальные) учреждения» заменили на «организации государственного сектора»;
- термин «на финансирование капитальных расходов» заменен термином «на финансирование капитальных затрат»;
- «материально-производственные запасы» заменили на «запасы».
Источник: информационное сообщение Минфина России от 4 февраля 2019 года № ИС-учет-16.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Учёт государственной помощи
ПБУ это не очень большое, да и регулирует оно вопросы учёта операций, с которыми сталкиваются далеко не все организации, а только те, кто эту самую государственную помощь получает. Как всегда, главное внимание будем уделять ситуациям, в которых у организаций существует право выбора одного из вариантов учёта. Их в данном ПБУ немного, но рассмотреть их всё-таки стоит.
Начнём с самого начала, собственно, с момента получения государственной помощи. Пункт 7 раздела II Планом счетов бухгалтерского учёта, как мы помним, введение дополнительных субсчетов не возбраняется. Значит, всё упирается в то, насколько подобное деление необходимо организации. Очевидно, что дополнительные субсчета для учёта поступления бюджетных средств следует вводить только в тех случаях, когда у организации есть насущная необходимость их обособленного учёта от других средств. То есть если у организации помимо бюджетных кредитов есть ещё и коммерческие, а также в случаях, когда целевое финансирование у неё имеется не только государственное.
Ещё один момент, заслуживающий внимания – это отражение в учёте получения субсидии на компенсацию части уплаченных процентов по кредиту, предназначенному для приобретения объекта основных средств. По общему правилу (согласно пункту 7 раздела II ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам») в стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива. Указанные проценты прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива (согласно пункту 12 раздела II ПБУ 15/2008), то есть завершения формирования первоначальной стоимости объекта. По логике, к бюджетным кредитам должен быть аналогичный подход. Ан нет! Минфин настаивает (см. Письма от 28.01.2010 № 07-02-18/01 и от 24.09.2012 N 03-05-05-01/56), что в случае предоставления из бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по полученным кредитам, средства которых были направлены на приобретение, сооружение и (или) изготовление инвестиционного актива, затраты на уплату процентов по этим кредитам включаются в стоимость инвестиционного актива в сумме за вычетом полученной (подлежащей получению с высокой степенью вероятности) субсидии, а сумма начисленных процентов, подлежащая возмещению за счёт субсидии, относится на прочие расходы организации. Аналогичное мнение приводится и в пункте 18 МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам». Какой же позиции придерживаться организации – стандартно-консервативной из ПБУ 15/2008 или рекомендованной Минфином и МСФО? Тут однозначного ответа нет – в обоих вариантах присутствует своя логика. Конечно, мнение Минфин плюс МСФО – существенный аргумент в пользу «урезанного варианта» включения процентов за кредит в состав стоимости инвестиционного актива. С другой стороны, общие правила включения процентов в стоимость инвестиционного актива из ПБУ 15/2008 тоже не следует игнорировать. Видимо, тут кроме как на профессиональное суждение больше и опереться не на что. И это профессиональное суждение должно быть в обязательном порядке закреплено в учётной политике.
Данная статья является частью серии публикаций в авторской колонке Кирилла Пляса «Записки об учетной политике»