Понятие и сущность государственных финансов
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
Государственные финансы являются важнейшим рычагом, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.
Государственные фонды образуются главным образом за счет изъятия через налогообложение части доходов из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья.
Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местном уровнях.
Государство, кроме формирования финансовых ресурсов, осуществляет расходы.
Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.
Внебюджетные фонды в нашей стране являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.
Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход, а при наступлении чрезвычайных обстоятельств – часть национального богатства.Национальный доход и часть национального богатства представляют собой внутренние источники государственных доходов. Под внешними источниками государственных доходов понимается национальный доход и в исключительных случаях национальные богатства другой страны.Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.
Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.
К основным функциям государственных финансов в условиях рынка относятся:1) разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;2) поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;3) финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;4) регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;5) осуществление мер по охране окружающей среды.
Понятие и сущность государственных финансов
Крупнейшим звеном финансовой системы любого государства, которому принадлежит важное экономическое и социальное значение в обеспечении сбалансированного развития общества, являются государственные финансы.
Государственные финансы — система формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти, аккумулируемых в специальных денежных фондах для реализации государственных полномочий. Конкретные формы денежных отношений и государственного устройства в тех или иных странах оказывают непосредственное влияние на государственные финансы, обусловливая их большое разнообразие в различных странах.
Государственные финансы воплощаются в целую систему денежных фондов, важнейшим из которых является государственный бюджет или бюджет центрального правительства. В случае если государственное устройство предполагает реализацию государственного управления в публично-правовых образованиях, объединенных в рамках Федерации, наряду с единым общегосударственным бюджетом Федерации (федеральным бюджетом) в составе государственных финансов формируются бюджеты субъектов Федерации, которые также носят статус государственных бюджетов второго порядка. Наряду с традиционными денежными фондами, формируемыми органами власти конкретного уровня управления, в составе государственных финансов могут образовываться фонды социального страхования, пенсионные фонды и другие специализированные целевые фонды. Указанные фонды являются инструментом перераспределения денежных доходов с целью финансирования отдельных социальных гарантий перед населением. Функционирование данных фондов происходит на основе специальных законодательных актов при участии государственных финансовых ведомств и служб.
В Российской Федерации в соответствии с типом ее государственного устройства государственная власть отделена от местного самоуправления. В этой связи государственная система финансов разделяется на государственные финансы и муниципальные финансы, которые в совокупности характеризуются термином «финансы властных структур». В такой трактовке, учитывая двухуровневую структуру государственного управления в России как федеративном государстве, государственные финансы подразделяются на финансы федеральные и финансы субъектов Федерации (региональные финансы). Муниципальные финансы, хотя и образуют самостоятельное звено, встроены в систему финансовых централизованных потоков, так как нацелены на реализацию отдельных государственных полномочий на охватываемой ими территории, и потому регламентируются единым законодательством.
Государственные финансы являются одним из инструментов выполнения государствами своих функций. Поэтому характер и формы государственных финансов определяются приоритетами каждого государства на том или ином этапе развития. Первые государства создавались для защиты населения от враждебного окружения и агрессивной природной среды. Поэтому исторически самыми первыми функциями государства, требующими соответствующих финансовых ресурсов, и стали управление, поддержание правопорядка и оборона. Но, разумеется, сфера государственных финансов не может сводиться только к содержанию аппарата управления, армии и полиции.
Почти за все время своего существования государство так или иначе занималось экономикой, т.е. производством, инвестициями в реальный сектор, внешней торговлей, установлением налогов, субсидиями и т.д. По мере того как экономическая база общества становилась рыночным хозяйством, возникали проблемы взаимоотношений государственного и чисто рыночного регулирования производства. Исторический опыт показывает, что между государством и рынком должно быть определенное разделение и сотрудничество в решении вопросов экономического развития. Какого-то постоянного решения этой сложной задачи, пригодного для всех времен и народов, не существует. И в современных условиях эта проблема должна решаться с учетом специфики конкретных стран.
Через систему государственных финансов государство оказывает регулирующее влияние на снижение социальной напряженности, перераспределяя доходы между отдельными слоями населения и выравнивая их. Увеличивая или сокращая государственные заказы, можно уменьшить колебания деловой конъюнктуры, сблизить крайние точки промышленного цикла. Именно благодаря ресурсам, собранным государственными финансами, можно регулировать спонтанные рыночные процессы в экономике, не допуская крайностей рыночного распределения ресурсов с его несправедливостью и потенциальной опасностью социальных конфликтов.
Государство может не только регулировать экономическую сферу, функционирование рынка, но оно и само может быть производителем товаров и услуг, быть собственником имущества. Денежные потоки государственных компаний включаются в состав государственных финансов. Прибыль или убыток этих предприятий отражаются на общей величине государственных доходов и расходов. Государство может иметь доходы (убытки) от владения ценными бумагами негосударственных предприятий, а также от эксплуатации государственного имущества (сдачи его в аренду и т.д.). Государство как собственник и как экономический субъект может осуществлять самые обычные деловые операции.
Непосредственно к сфере государственных финансов относятся покупка и продажа государством продукции и услуг.
Преобладает, конечно, покупка, продажа осуществляется в значительно меньших размерах. Государство покупает услуги и продукцию в части организации обороны, охраны общественного порядка, в сфере образования и науки, медицинского обслуживания. В значительной части купленные им товары и услуги государство предоставляет обществу бесплатно (оборона, охрана общественного порядка).
В состав государственных финансов входят кредитно-заемные отношения государства как с внутренними, так и с внешними кредиторами в форме государственного кредита. Балансировка бюджета государства ввиду ограниченности его доходов и неуклонного роста бюджетных расходов вынуждает орган власти привлекать дополнительные финансовые ресурсы в форме государственных займов. На современных рынках капитала государственные займы существуют преимущественно в форме государственных облигаций, выпускаемых на внутренних и внешних рынках. Следствием этого является формирование государственного долга. Контроль параметров и структуры государственного долга, организация его обслуживания и погашения, отслеживание его динамики важны и сами по себе, и как факторы воздействия на другие звенья финансово-кредитной системы. Поэтому уровень долговой нагрузки правительства, сбалансированность его бюджета определяют и уровень процентной ставки в хозяйстве, и уровень инфляции.
Развитие экономики, подверженность ее конъюнктурным колебаниям и кризисам порождает в современных условиях принципиально новые явления в сфере государственных финансов. В последнее время появились крупные государственные накопления денежных доходов в форме суверенных фондов государства, рассчитанные на весьма длительное существование.
Так, в России за счет нефтегазовых доходов в 2004 г. был создан Стабилизационный фонд. С 1 февраля 2008 г. Стабилизационный фонд разделен на два фонда — Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд — это подушка безопасности на случай резкого падения мировых цен на нефть ниже параметров, заложенных в федеральный бюджет, что приводит к его дефициту и необходимости его финансирования за счет средств Резервного фонда. Фонд национального благосостояния предназначен для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытия дефицита Пенсионного фонда. С 2014 г. средства Фонда национального благосостояния начали использоваться для финансирования на возвратной основе государственно значимых транспортных инфраструктурных проектов.
Одним из ключевых направлений развития государственных финансов является их концентрация на приоритетных направлениях экономического и социального развития. Государственное финансирование национальных проектов в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства направлено на достижение скачка в повышении качества человеческого капитала. Для реализации долгосрочных инвестиционных проектов в приоритетных областях экономического и социального развития России используются институты развития. За счет государственных финансов сформированы Инвестиционный фонд РФ, управление которым осуществляет крупнейшая госкорпорация Внешэкономбанк, Российская венчурная компания, Российская корпорация нанотехнологий и др. Они созданы для диверсификации и повышения конкурентоспособности национального хозяйства, развития инфраструктуры, реализации инновационного сценария долгосрочного развития России. Эффективность этих направлений развития государственных финансов зависит не только от уровня концентрации государственных финансовых ресурсов в этих сферах, но и проведения соответствующих институциональных реформ.
3.1. Сущность и состав государственных финансов
3.1. Сущность и состав государственных финансов
Государственные финансы — это совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней государственной политики. Эти отношения связаны с формированием финансовых ресурсов государства, используемых затем на расширение производства, удовлетворение социально-культурных потребностей членов общества, на управление, поддержание отечественных экспортеров.
Субъектами государственных финансов являются органы государственной власти различного уровня.
В состав государственных финансов включают: бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
Основным звеном государственных финансов является бюджетная система.
Государственный бюджет — это имеющий законодательную силу главный финансовый план государства, централизованный фонд денежных средств государства для выполнения общегосударственных задач.
Бюджетное устройство — это организация и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов.
Бюджеты разных уровней являются материальной базой финансовой деятельности соответствующих органов управления. Консолидированный бюджет РФ — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Принципы функционирования бюджетной системы РФ:
1) единство бюджетной системы;
2) самостоятельность бюджетов разных уровней (нижестоящие бюджеты не входят в бюджеты вышестоящих уровней);
3) полнота отражения доходов и расходов;
4) сбалансированность бюджета. Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части: доходную (поступления и их источники) и расходную (расходы и потребители бюджетных средств);
7) эффективность, экономность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, территориальными и местными органами государственной власти и управления — бюджетного федерализма.
Доходная часть бюджетов различных уровней иерархии формируется в рамках налоговой политики государства и территории, а также взаимоотношений с бюджетами других уровней — межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения федерального бюджета с бюджетами регионов складываются из следующих элементов: дотации, субвенции, взаимные расчеты, краткосрочные бюджетные ссуды и трансферты. Дотации и трансферты из федерального фонда финансовой поддержки регионов можно отнести к категории универсальных грантов, предназначенных для регулирования уровня доходов территориальных бюджетов, а взаимные расчеты и субвенции — к целевым грантам, следствием которых могут быть как выравнивание, так и усиление различий в положении регионов.
Расходы бюджетов всех уровней делятся на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет текущих расходов включаются трансфертные платежи, расходы на содержание бюджетных учреждений, дотации отраслям и регионам, затраты на содержание органов государственной власти и управления и др.
В бюджет развития входят ассигнования на финансирование государственных инвестиций, научно-инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по кодам бюджетной классификации, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Сущность финансов
Финансы — совокупность экономических взаимоотношений, формирующихся в процессе эмиссии, распределения и использования денежных средств.
Денежные отношения, реализуемые через особые фонды, называют финансовыми.
Финансы — неотъемлемая составляющая денежных отношений, однако далеко не все денежные взаимоотношения можно определять, как финансовые. Финансы нельзя отождествлять с деньгами, поскольку они отличаются от них содержанием и функционалом, который они выполняют.
Финансы это своего рода инструмент, который используется для распределения/перераспределения ВВП, контроля над созданием и использованием денежных фондов. Для того чтобы понять сущность финансов, нужно изучить их основные функции.
Функции финансов
Итак, сущность финансов проявляется в выполняемых ими функциях:
- Распределение. Данная функция выражается в обеспечении хозяйствующих субъектов нужными им финансовыми ресурсами. Собирая налоги, государство аккумулирует в бюджете средства, которые впоследствии направляет на разрешение производственных и социальных проблем, финансирование экономических, научно-технических и других программ. За счет налогов государством имеет возможность перераспределять часть прибыли компаний и доходов частных лиц. Эти средства идут на финансирование производства, социальной сферы, инвестируются в отдельные отрасли с долгосрочной окупаемостью расходов.
- Контроль. Эта функция заключается в жестком контроле государством производства продукции, его распределения и обмена. В частности, государственные органы власти контролируют своевременное поступление финансовых средств в распоряжение, нуждающихся в финансировании хозяйствующих субъектов, а также эффективность использования этих средств.
- Стимулирование. Данная функция финансов заключается в создании необходимых условий для ускоренных темпов развития отдельных производств и отраслей экономики, помощи в актуальных общественных проблемах. Такие условия создаются путем изменения налоговых ставок, введения/отмены определенных налогов и прочего. С помощью налогов, санкций, льгот государство старается увеличивать количество рабочих мест, вложения в рост и развитие производственной сферы, стимулировать технических прогресс.
- Мобилизация (фискальная функция). Благодаря налогам государство имеет возможность изымать часть доходов юридических и физических лиц, аккумулирует их в бюджете и использует на содержание государственных структур, оборону, непроизводственную сферу (наука, культура и прочее).
Государственные финансы
Следует отметить, что государственные финансы занимают особенное место в системе финансовых взаимоотношений. Изымая часть доходов, как частного, так и государственного сектора, государство создает денежные фонды, не предоставляя хозяйствующим субъектам товарного аналога. Такие отношения безвозмездны и представляют собой сравнительно автономную подсистему, интегрированную в систему финансовых отношений.
Совокупность взаимосвязанных звеньев одной цепочки, обеспечивающих реализацию государством своих экономических функций, образует финансовую систему. Ее составляющие:
- государственный бюджет страны;
- местные финансы;
- финансы госпредприятий;
- специализированные фонды правительства.
Основой (ядром) этой системы является государственный бюджет (план расходов и доходов государства) — крупнейший централизованный фонд денежных средств, который находится в распоряжении правительства. Структура доходов и расходов госбюджета — это главное содержание бюджетного плана и она определяет, в каком направлении будет развиваться социально-экономическая политика государства.
Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что финансы — это денежные отношения, возникающие в ходе распределения (перераспределения) стоимости валового общественного продукта и определенной части общенациональных богатств. Они возникают за счет появления у компаний и государства доходов и направлением этих доходов на обеспечение различных общественных нужд (материальных, социальных и прочих).