Invest44.ru

Инвест журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности рынка товаров и услуг культуры

Рынок услуг в сфере культуры.

Конкуренция в сфере культуры недостаточно развита.

Одним из наиболее распространенных в предпринимательской среде видов экономической деятельности в сфере культуры является деятельность в области фотографии. Также интерес представители предпринимательской сферы проявляют к таким видам деятельности, как: издательская деятельность; деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе; деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев.

За последние три года в сфере культуры в части увеличения объема услуг наблюдается положительная динамика. Наиболее выраженную динамику можно отметить в следующих направлениях деятельности: деятельность в области фотографии, производство фильмов, деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа.

В связи с дефицитом бюджета в региональных государственных программах зачастую отсутствует финансирование проектов некоммерческих организаций в области культуры (гранты представителям творческих профессий, предоставление средств творческим союзам и профессиональным сообществам на организацию мероприятий в области музыкального, художественного, театрального искусства).

На рынке услуг в сфере культуры присутствуют ряд факторов, сдерживающих развитие конкуренции.

— географическая и транспортная удаленность округа оказывает влияние как фактор, сдерживающие и ограничивающие процессы доступа населения к достижениям российской и мировой культуры;

— проекты по оказанию услуг концертно-театральными организациями относятся к проектам с высокой степенью финансового риска при отсутствии даже минимальной прибыли;

— региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности

населения услугами учреждений культуры, что приводит к снижению доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений, значительное сокращение сети культурно­досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг, крайне неудовлетворительное состояние

большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований. Частично отсутствует обеспеченность объектами

инфраструктуры требуемого уровня (гостиницы, транспортная составляющая, наличие стационарного технического оборудования для качественной организации досуговых программ на местах, отсутствие концертного комплекса, несоответствие музейно-выставочных площадей утвержденным нормативам);

— частные кинопрокатные компании не заинтересованы в освоении отдаленных районов, ввиду низкой прибыльности проектов и отсутствия на местах техники, позволяющей воспроизводить современные кинофильмы в необходимом по лицензионному договору формате;

— высокая себестоимость арендной платы за помещение и высокая

оплата за коммунальные расходы приводит к большим затратам

на содержание помещений для организации культурно-досуговой деятельности (хореографические, художественные, музыкальные студии, мастерские ДЛИ и т.д.), что приводит к росту потребительской цены на оказание услуг или снижение качества условий оказания услуги;

— отсутствие системной организации государственно-частного партнерства и меценатства в области культуры.

В качестве решений предлагается обеспечение ценовой и территориальной доступности, высокого качества и необходимого объема, востребованных у различных групп населения области услуг в сфере культуры, предоставление информации о спектре и качестве предоставляемых услуг.

Так, введение налоговых преференций для предпринимателей, осуществляющих реализацию социально-направленных проектов с минимизацией прибыли, могло бы существенно мотивировать субъектов рынка в сфере культуры, поскольку социокультурные проекты изначально, в большинстве своем носят социальную направленность и низкую коммерческую составляющую.

Решение вопроса с целевым субсидированием транспортных расходов привозных артистов и коллективов (возможность приобретать льготные билеты для лиц, не имеющих местную прописку) будет способствовать снижению расходов на организацию гастролей в отдаленные районы, что позволит негосударственным учреждениям активнее входить в конкуренцию по этому направлению.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Рынок услуг в сфере культуры.

Конкуренция в сфере культуры недостаточно развита.

Читайте так же:
Индикатор глубина рынка

Одним из наиболее распространенных в предпринимательской среде видов экономической деятельности в сфере культуры является деятельность в области фотографии. Также интерес представители предпринимательской сферы проявляют к таким видам деятельности, как: издательская деятельность; деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе; деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев.

За последние три года в сфере культуры в части увеличения объема услуг наблюдается положительная динамика. Наиболее выраженную динамику можно отметить в следующих направлениях деятельности: деятельность в области фотографии, производство фильмов, деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа.

В связи с дефицитом бюджета в региональных государственных программах зачастую отсутствует финансирование проектов некоммерческих организаций в области культуры (гранты представителям творческих профессий, предоставление средств творческим союзам и профессиональным сообществам на организацию мероприятий в области музыкального, художественного, театрального искусства).

На рынке услуг в сфере культуры присутствуют ряд факторов, сдерживающих развитие конкуренции.

— географическая и транспортная удаленность округа оказывает влияние как фактор, сдерживающие и ограничивающие процессы доступа населения к достижениям российской и мировой культуры;

— проекты по оказанию услуг концертно-театральными организациями относятся к проектам с высокой степенью финансового риска при отсутствии даже минимальной прибыли;

— региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности

населения услугами учреждений культуры, что приводит к снижению доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений, значительное сокращение сети культурно­досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг, крайне неудовлетворительное состояние

большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований. Частично отсутствует обеспеченность объектами

инфраструктуры требуемого уровня (гостиницы, транспортная составляющая, наличие стационарного технического оборудования для качественной организации досуговых программ на местах, отсутствие концертного комплекса, несоответствие музейно-выставочных площадей утвержденным нормативам);

— частные кинопрокатные компании не заинтересованы в освоении отдаленных районов, ввиду низкой прибыльности проектов и отсутствия на местах техники, позволяющей воспроизводить современные кинофильмы в необходимом по лицензионному договору формате;

— высокая себестоимость арендной платы за помещение и высокая

оплата за коммунальные расходы приводит к большим затратам

на содержание помещений для организации культурно-досуговой деятельности (хореографические, художественные, музыкальные студии, мастерские ДЛИ и т.д.), что приводит к росту потребительской цены на оказание услуг или снижение качества условий оказания услуги;

— отсутствие системной организации государственно-частного партнерства и меценатства в области культуры.

В качестве решений предлагается обеспечение ценовой и территориальной доступности, высокого качества и необходимого объема, востребованных у различных групп населения области услуг в сфере культуры, предоставление информации о спектре и качестве предоставляемых услуг.

Так, введение налоговых преференций для предпринимателей, осуществляющих реализацию социально-направленных проектов с минимизацией прибыли, могло бы существенно мотивировать субъектов рынка в сфере культуры, поскольку социокультурные проекты изначально, в большинстве своем носят социальную направленность и низкую коммерческую составляющую.

Решение вопроса с целевым субсидированием транспортных расходов привозных артистов и коллективов (возможность приобретать льготные билеты для лиц, не имеющих местную прописку) будет способствовать снижению расходов на организацию гастролей в отдаленные районы, что позволит негосударственным учреждениям активнее входить в конкуренцию по этому направлению.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Рынок социально-культурных услуг. Модели рынка, механизмы функционирования. Субъекты и объекты рынка.

Рынок социально-культурных услуг — воспроизводство условий и защита объектов творческой деятельности. Прежде всего необходимо уточнить понятия, вынесенные в название главы: рынок, и услуги. В какой мере они применимы к сфере культурно-досуговой деятельности? Рынок является объектом научного управления. Целью управленческой деятельности здесь является достижение пропорциональности между спросом и предложением и поддержание этой пропорциональности на оптимальном, т. е. наиболее желательном в данных условиях, уровне.

Читайте так же:
Теневые экономические отношения на рынке недвижимости

Сущность рынка. Его признаки. Во-первых, непременным условием функционирования внутреннего рынка является наличие товарно-денежного обмена, т. е. обмена потребляемой части общественного продукта на деньги. Во-вторых, рынок выступает в качестве средства согласования интересов производителя и интересов потребителей. В-третьих, рынок исполняет роль связующего звена между производством и распределением. Принято вычленять функции рынка, поскольку именно через них, и раскрывается его роль: а) реализация части совокупного продукта, посредством которой возмещаются затраты общественного труда на его производство и обращение и тем самым обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства; б) доведение товаров до конечных потребителей; обменивая денежные доходы на товары, население удовлетворяет свои потребности в материальных благах; в) экономическое обеспечение материальных стимулов к труду. Под емкостью рынка принято понимать объем платежеспособного спроса населения.
Услуга культуры— культурное благо, целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда в сфере культуры. Особенностями услуг культуры являются: нематериальный характер производимого эффекта; активное участие потребителя в производстве услуг; воздействие эффекта от услуги на личность потребителя; пространственно-временная локализация услуг.

В РФ функционирует система организации отдыха населения: практически во всех регионах имеются дома отдыха, санатории, туристические базы, кемпинги, профилактории; организацией свободного времени и отдыха населения занимаются сотни тысяч культурно-досуговых учреждений и учреждений искусства — клубы, библиотеки, парки культуры и отдыха, музеи, театры и кинотеатры, концертные залы, а в последние годы — дискотеки и видеотеки, центры общественного досуга, многочисленные физкультурно-спортивные сооружения и т. д.

Эти и другие учреждения досуга ведут полифункциональную по своим задачам и содержанию работу: информируют население о важнейших событиях общественно-политической жизни, приобщают детей и взрослых к миру прекрасного, воспитывают культуру досуга, ведут борьбу за здоровый образ жизни, организуют разумный отдых и культурные развлечения, способствуют развитию трудовой и общественной активности, вовлекают людей в художественное и научно-техническое творчество — словом, в значительной мере компенсируют физические и моральные потери личности, проистекающие от несовершенства нашей общественной жизни, и в то же время способствуют активному вовлечению людей в созидательную деятельность, направленную на совершенствование общественного бытия.

В маркетинге различают два вида услуг:

а) Услуги, сопутствующие сбыту товаров: транспортировка приобретаемых товаров (вещей) на дом, установка, настройка, отладка, профилактический осмотр, регулирование, ремонт и т. п. Такие услуги носят подчиненный, вторичный характер.

б) Услуги в виде самостоятельной, чаще специализированной помощи населению

(консультация врача, занятия на теннисном корте, уроки музыки, пения и т.п.).
В условиях культурно-досуговой деятельности оказываются услуги преимущественно Модели рынка культурной продукции. Субъекты и объекты рынка продукции культуры.
Исследование видов продуктов организаций социально-культурной сферы может осуществляться в перспективном направлении: разделении продукта на основной и вторичный. К основному относится продукт деятельности организаций СКС, соответствующий профилю их социально-культурной деятельности. Каждая организация этой сферы выпускает конкретные продукты или услуги, являющиеся для нее основными.

Для театров основным продуктом является создание спектаклей, для музеев — экспозиций, для киностудий — кинокартин, для шоу-бизнеса — концертов, для издательств — книг, и т.д. Основной продукт может иметь вещественную форму, являться коммерческим и некоммерческим. В то же время, производя основной продукт, организации могут заниматься изготовлением вторичных продуктов. Под изготовлением вторичных продуктов понимается процесс видоизменения основного продукта, при котором не происходит разрушение его целостности или социально-культурной значимости. Данное уточнение очень важно: некоторые виды услуг (организация буфетов, кафе, ресторанов, платных автостоянок и т.п.) не имеют, строго говоря, отношения ни к основному, ни к вторичному продукту, ибо не обладают социально-культурной значимостью и являются непрофильными видами деятельности (дополнительными услугами).

Читайте так же:
Информационная функция рынка

Вторичный продукт не является основной целью деятельности организации, а призван решать следующие задачи:

· увеличение доходов организаций;

· расширение каналов реализации основного продукта;

· повышение значимости, имиджа предприятия.

· выполнение функции «промоушн», т.е. продвижения основного продукта на рынке.

В коммерческих предприятиях вторичные продукты и рынки используются достаточно широко. Так, в кинематографе вторичным продуктом является показ фильма на телевидении, запись на видеокассете. В то же время вторичным продуктом могут быть футболки, кепки, пластиковые мешки и т.д. с символикой фильма. Но не только коммерческие предприятия имеют возможность использовать вторичный продукт и вторичные рынки для увеличения доходности и рекламы основного продукта. Такими возможностями обладают и некоммерческие организации.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В ка­честве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в со­ставе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), госу­дарство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «по­ток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве това­ров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.Рынок, как самостоятельное образование включает три основ­ных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капи­тала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздейст­вуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его

Экономика культуры

Введение в тему и общие понятия

Изначально культура была предметом, которую исследовали философы, социологи, историки. На первых этапах развития общества, «культуру» связывали с экономической деятельностью( земледелие). Сам термин культура связан с производством материальных благ и земледельческим трудом.

После разделения труда, которое развило производственные силы, разделило материально-производственную и духовную сферы деятельности, однако отождествляться культура стала, когда социум стал проявлять духовные ценности.

Характеристика потребительских качеств продуктов

Продукт является одновременно и результатом труда и средством удовлетворения потребностей(результат труда, который создан для удовлетворения потребностей).

Смыслы понятия культура:

Процесс эстетического, интеллектуального, духовного развития, все это применительно, когда речь идет об абстрактном обозначении.

  • обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.;
  • указание абстрактное на особенности способа образа жизни или существования, которое свойственно какому-либо обществу или конкретному периоду истории ;
  • обозначение абстрактное форм и продуктов интеллектуальной и главным образом художественной деятельности

В данном контексте культура рассматривается как сфера деятельности(культурной), отрасль экономики в которой создаются, обмениваются и потребляются продукты культурные(культурные блага).

Удовлетворение и потребление может быть самостоятельно(чтение и собирание книг, просмотр передач, видео- и аудиотеки и др.) Это возможно благодаря высокому распространению коммуникационных и информационных технологий. Это существенно влияет на развитие экономики, поскольку увеличивается спрос на предметы культурной деятельности.

Отрасль культуры включает только общественно-организованное потребление благ культуры, что в значительной мере уменьшает представления о масштабах отрасли.

Черты културных благ

Читайте так же:
Потребности российского рынка

Помимо внутренней образной формы многочисленным видам культурных благ свойственны следующие общие черты:

  • Отсутствуют объективные критерии качества как у материальных продуктов(цена зависит от качества) . Нельзя измерить качество продукта культурного,что является следствием первого. Социально-экономические процессы являются вероятностными
  • Уникальность и неповторимость
  • Потребность в культурных благах не является жизненно важной. Данное свойство в некой мере дает определение главным особенностям экономики культуры: средний и часто низкий уровень з/п работников , значительное участие государства, низкая финансированность и остаточный метод финансирования.
  • В потреблении культурных благ отсутствует прямая экономическая выгода.

В процессе производства продукции используют самый редкий и самый сложный экономический ресурс- интеллектуальные и творческие способности.

Экономическая форма продуктов культуры

Экономической формой продуктов являются услуги и товары.

Товар представляет собой труд в форме вещи, который создан для обмена. Товары можно накапливать, хранить, транспортировать, что нельзя сделать с услугами. Некоторая часть продуктов культуры создается внутри отрасли( скульптуры, памятники, картины, произведения искусства). Товары культуры можно индивидуализировать.

Полезный труд, который совершается для обмена, называют услугой . Услуги бывают чистыми и материальными. Создают чистые услуги цирки, выставочные залы, библиотеки, театры, оперы, кинотеатры и прочее. Индивидуальные производители таких услуг являются художники, постановщики и др.Материальные услуги производятся в реставрационных мастерских.

Пропорции между рынками товаров и услуг подвижны. Услуга, которая состоит в том, что вещь доводят до потребления является этапом производства( конечным). Значительно расширились рынки товаров культуры, а рынки услуг- сужаются, за счет глобальной информатизации.

Потребители и производители продукции культуры

Делят все блага на частные, общественные и смешанные.

Обладают общественные блага свойствами неконкурентности и неисключаемости.

Неконкурентность подразумевает, что благо неделимо и потребляется совместно; если один человек потребил благо, то это не сокращает потребление блага другим человеком. Если увеличить число потребителей,это не снизит полезность.

Неисключаемость подразумевает, что потребление блага одним человеком не исключает его из потребления другого человека.

Примеры общественных благ: продукция национальной обороны(обороноспособность), продукция государственного управления( регулируется отношения в стране). Отрасль культуры создает общественные блага: парки, заповедники, театрализованные праздники, скульптуры, государственное управление отраслью культуры.

Общегосударственные блага потребляются людьми бесплатно, а создаются за счет сбора налогов принудительным характером от лица государства, также средства финансируются добровольно. Решающую роль при создании благ играет государство.

Антиподом общественных благ служат частные блага.

Свойства частных благ:

Конкурентность это значит,что благо делимо, потребление блага одним человеком уменьшает потребление другого.

Исключаемость подразумевает, что потребляемые блага одним человеком исключает потребление блага другим(единица блага приносит пользу только покупателю). Примеры: обувь,продукты питания, одежда и др.На основе рыночной системы создаются частные блага частными производителями. В культуре частные блага не создаются.

Смешанные принимают промежуточное положение между первыми двумя. Они имеют свойства ограниченной неконкурентности , это значит.что благо делимо и объем потребления уменьшается с ростом количества потребителей.

Так, порциями продукции театра будут спектакли, их можно назвать объектами оптовой реализации. Они потребляются индивидуально и вместе с тем, потребление происходит с остальными зрителями.

Также свойством будет ограниченная неисключаемость , этозначит, что в процессе потребления блага часть эффекта, достается другому субъекту, который не заказывал и не платил за благо(внешний эффект). Полную исключаемость при производстве смешанных благ обеспечить невозможно.

Различают внешние эффекты по:

Государство провоцирует потребление благ за счет помощи бюджетным расходам, создавая бесплатные блага( например, библиотеки), организовывает труды благотворителей, которые предоставляют гранты для создателей благ.
Блага культуры правильно формируют и развивают общественное сознание, они сохраняются и передаются поколениям.

Читайте так же:
Ведущие позиции на рынке

Государство и муниципальные образования обеспечивают предоставление общественно необходимого уровня благ культуры при помощи государственных и муниципальных организаций и их бюджетного финансирования. Они вместе финансируют театры, музеи, филармонии, а частный сектор- кинотеатры, шоу-программы, казино.

Содержание продуктов в отрасли выделяет 2 подотрасли:

Искусство, где создаются культурные блага и происходит просвещение культурное.

Услугам отрасли культуры свойственны такие черты: территориальная локальность, информационная асимметрия, ухудшающий отбор и др.

Определение отраслей – классификация производителей продукции по видам их экономической деятельности – основывается на следующей совокупности.

Черты экономической деятельности

Можно выделить следующие черты, которые характерны для экономической деятельности субъектов в отрасли культуры:

  • продукцией отрасли служит культурное благо, которое предназначено для удовлетворения художественных, культурных потребностей и направлена на эстетическое образование потребителя;
  • главная производственная деятельность имеет в некой мере творческий характер
  • технология производства и потребления продуктов культуры основана на использовании законов художественного творчества и художественного восприятия;
  • главными факторами, которые определяют цену продукции являются уникальность и художественность;
  • продукты культуры бывают штучные или производится небольшими партиями, поэтому у производства мелкосерийный или единичный характер;
  • предметом и главным материалом служит потребитель продукции, в связи этим, процесс «отработки людей людьми» требует высокого уровня затрат на формирование трудового фактора производства – работников. Получается, что требования к работникам выдвигаются высокие, а производство трудоемкое.
  • предложением выступают творческие способности работников;
  • спросом выступает свободное время посетителя, от его объема зависит технологический ритм и финансовые ресурсы производства;
  • средства производства играют дополнительную роль и не влияют на производительность труда;

Инфраструктура культурной области быстро развивается. Её образуют книгоиздательства, производства звукозаписи, мастерские, гастрольные и рекламные агентства, учреждения образования, кинофабрики, методические центры, институты, управления культурой.

Функции организаций инфраструктуры:

Сферу культуры образуют инфраструктура и отрасль культуры. Сфера культуры занимается производством культуры, созданием условий для распространения.

Цена и её функции на рынке культуры

Ценой можно назвать количество денег, за которые продается и покупается единица товара или услуги.

Функции цены:

  • Измерительная. Предприниматель способен оплатить все ресурсы, которые используются в процессе производства благ. Что может развить бизнес, привлечь инвесторов.
  • Стимулирующая. Цены стимулируют производственный процесс, посредством подсчета прибыли и затрат. Прибыль должна быть выше чем затраты.
  • Распределительная. Между отраслями распределяется национальная прибыль, также идет распределение между регионами, собственниками, населением(группы населения). Эта функция показывает в чью пользу идет движение распределения(потребитель или изготовитель).
  • Баланс между спросом и предложением

Виды цен и от чего они зависят

Виды цен на рынке культуры:

  • контрактные – устанавливаются между продавцом и покупателем, фиксируются в договоре и действуют на его срок(при приеме на работу)
  • цены ярмарок и выставок характеризуются своим уровнем(рынок художественный)
  • аукционные показывают ход продаж на аукционах .
  • бюджетные ассигнования устанавливаются государством и муниципальными образованиями;
  • жестко фиксированные цены
  • свободные цены не подвержены прямому вмешательству и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка.

Влияющими факторами ценообразования выступают внутренние и внешние.

Внешние: внешняя политика, социальная и политическая ситуация, спрос на продукты культуры, гос. регулирование экономики.

Внутренние: технология производства, себестоимость, раскрученость бренда.
Но все же основным фактором, который определяет цену, является редкость(чем меньше предложение, тем выше спрос, и следовательно цена).

Часть специфических и традиционных ресурсов не имеют денежной оценки. В отличии от многих других отраслей, в культуре выше цена не означает лучшее качество, это часто приводит к формированию низкокачественных продуктов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector