Особенности правового статуса автономной некоммерческой организации
Гражданско-правовой статус автономной некоммерческой организации, государственной корпорации, некоммерческого партнерства
Гражданско-правовой статус автономной некоммерческой организации
Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (ст. 123.24 ГК РФ).
В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т.д.
Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).
Учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.
Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.
Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.
По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.
Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.
В части, не урегулированной ГК РФ, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.
Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.
По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.
Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.
Гражданско-правовой статус государственной корпорации
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 части первой ГК РФ, т.е. учредительного договора или устава. Иначе говоря, в качестве учредительного документа государственной корпорации выступает федеральный закон, предусматривающий создание государственной корпорации.
Гражданско-правовой статус некоммерческого партнерства
Часть 2 п. 3 ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает требования к содержанию федерального закона, предусматривающего создание государственной корпорации. В частности, в таком федеральном законе должны быть определены:
— наименование государственной корпорации;
— цели деятельности государственной корпорации;
— место нахождения государственной корпорации;
— порядок управления деятельностью государственной корпорации (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения);
— порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации;
— порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях».
Некоммерческое партнерство не может быть учреждено одним лицом, что закреплено в п. 2 ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях».
Учредительным документом некоммерческого партнерства согласно п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» является устав, утвержденный его учредителями (участниками). Там же предусмотрено, что учредители (участники) некоммерческих партнерств вправе заключить учредительный договор.
В пункте 3 ст. 14 Закона установлено, что учредительные документы некоммерческого партнерства должны содержать помимо прочего условия о составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации некоммерческого партнерства.
Высшим органом управления некоммерческого партнерства согласно п. 1 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» является общее собрание членов некоммерческого партнерства.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.
Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
Члены некоммерческого партнерства вправе:
— участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
— получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
— по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
— если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
— получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.
Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.
Автономные некоммерческие организации: особенности данной формы НКО (I часть)
Что представляет собой АНО? Для какой сферы деятельности удобна такая организационно-правовая форма? Какими особенностями обладает АНО и как зарегистрировать такую структуру?
В последние годы растет число некоммерческих организаций, выбравших форму АНО. На практике данная структура, чаще всего, создается для оказания платных образовательных услуг (школы, детские сады, учебные центры и пр.). Тем более что такая форма организации имеет льготные условия налогообложения.
Рассмотрим особенности функционирования данной структуры, права ее учредителей.
Правовая основа АНО
Статус АНО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ) и ст.123.24 ГК РФ, в которых дается определение АНО.
АНО представляет собой унитарную некоммерческую организацию, которая:
- не имеет членства;
- создана на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц (т.е. источником финансирования являются добровольные материальные взносы);
- создана для предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
АНО может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).
Особенности функционирования АНО
По своей правовой природе АНО имеет сходство с другими видами некоммерческих организаций. Однако есть и существенные различия.
Так, деятельность АНО не основана на членстве (как, например, в случае с ассоциациями (союзами) и некоммерческими партнерствами).
По целевой направленности АНО имеет различие с фондами.
Создание АНО, прежде всего, предполагает предоставление услуг физическим и юридическим лицам (образовательные, медицинские, спортивные и иные услуги). Целью создания благотворительного фонда является бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) помощь гражданам либо юридическим лицам в определенных ситуациях. Такая помощь может быть оказана в виде передачи гражданам или юридическим лицам имущества (в том числе денежных средств), бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В соответствии с п. 3 ст.123.24 ГК РФ имущество, переданное АНО ее учредителями, является собственностью АНО (в отличие от учреждений). При этом учредители АНО не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.
Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО. И наоборот. АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей (решение АС Калужской области от 28.01.2016 г. №А23-7121/2015, постановление АС Центрального округа от 22.09.2015 г. №А35-9176/2014).
То есть учредитель АНО теряет право собственности на переданное в АНО имущество.
В случае ликвидации АНО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом АНО на цели, в интересах которых она была создана. А учредители при ликвидации АНО не получают даже части ее имущества.
АНО может быть ликвидирована в том же порядке, что и «обычная» некоммерческая организация (в отличие от фонда).
Например, в части религиозных организаций не на все имущество может быть наложено взыскание. В отношении богослужебного имущества (культовых зданий и сооружений, иных предметов религиозного назначения) действует иммунитет. В отношении имущества АНО такого иммунитета нет.
Законом выдвинуты определенные требования к содержанию устава АНО (ст.123.24 ГК РФ).
Устав АНО должен содержать сведения:
- о наименовании АНО (должны содержаться слова «автономная некоммерческая организация»);
- о месте нахождения;
- о предмете;
- о цели деятельности;
- о составе, порядке образования и компетенции органов АНО;
- иные предусмотренные законом сведения.
Прибыль АНО, полученная от предпринимательской деятельности, является ее собственностью и не может распределяться между учредителями (п.3 ст.26 Закона №№7-ФЗ).
Управление АНО
Управление деятельностью АНО осуществляется ее учредители. Учредители АНО могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
Порядок управления АНО устанавливается уставом, утвержденным ее учредителями (п.1 ст.123.25 ГК РФ).
В АНО может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (по решению ее учредителей). Компетенция коллегиального органа устанавливается уставом АНО.
Учредители АНО назначают ее единоличный исполнительный орган (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом АНО может быть назначен один из ее учредителей-граждан (п.3 ст.123.25 ГК РФ).
Преобразование АНО
Согласно п.3 ст.17 Закона №7-ФЗ и ст.123.24 ГК РФ АНО вправе преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании АНО принимается ее высшим органом управления в порядке, предусмотренном ее уставом (п.5 ст.17 Закона №7-ФЗ). И наоборот.
Что такое автономная некоммерческая организация: её достоинства и недостатки
Учредителями такой организации могут быть как физические, так и юридические лица. Законодательство устанавливает за АНО некоммерческий статус деятельности. Это значит, что учредители не ориентируются на получение прибыли при создании организации.
Граждане объединяются в организацию для реализации целей, поставленных в сферах здравоохранения, культуры, спорта, благотворительности и защиты прав граждан. Такие объединения могут заниматься коммерческой деятельностью, только если она направлена на реализацию задач, поставленных организацией.
В качестве примера автономных некоммерческих организаций можно назвать частные детские сады и школы, клиники и больницы, клубы и кружки по интересам, спортивные школы и благотворительные общества.
Государство поощрительно относится к открытию и функционированию некоммерческих организаций, предоставляя им право льготного налогообложения.
Особенности деятельности
Статья 10 ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые нормы деятельности АНО.
Основные их особенности таковы:
- Учредители, предоставившие своё имущество некоммерческой организации, утрачивают право на владение этим имуществом, оно становится собственностью АНО.
- Учредители не несут ответственности по обязательствам, созданной ими организации, и организация, в свою очередь, не несет ответственности за учредителей.
- Надзор за деятельностью некоммерческой организацией осуществляют её учредители на основании Устава организации. Эта норма закона в достаточной мере законом не урегулирована, поэтому вся ответственность за осуществление надзора за деятельностью АНО лежит на учредителях.
- Если учредителем организации является государство РФ, её субъект или муниципальное образование, то контроль за деятельностью АНО возлагается на орган, являющийся учредителем.
- Система управления организацией требует обязательного существования высшего органа управления, причём обязательно коллегиального (не менее двух человек). Должен быть создан и ответственно функционировать исполнительный орган, но он может быть как коллегиальным, так и единоличным.
Устав
Статья 28 ФЗ №7 закрепляет за Уставом автономных некоммерческих организаций право определять нормы системы управления любой автономной некоммерческой организацией.
Устав должен раскрывать структуру этой системы, права и обязанности каждой из её ветвей, компетенцию и механизм взаимодействия отдельных её звеньев.
Устав регламентирует перечень прав и обязанностей учредителей организации, их поле ответственности, формы отчётности.
Один из разделов Устава содержит формулировку целей и задач, которые ставит перед собой организация. Документом закрепляется порядок управления организацией: основные структурные звенья, направление их деятельности и компетенции.
Каким образом учредители могут реализовывать свои права и обязанности совершать надзор за деятельностью организации?
Законодательство не детализирует решение этого вопроса, передавая всю ответственность учредителям.
Те же, в свою очередь, могут организовать надзор, избрав один из предлагаемых вариантов:
- Самостоятельное осуществление ежемесячных или ежеквартальных проверок.
- Осуществление надзора через созданный учредителями поднадзорный орган.
- Созданная и утверждённая общим собранием Ревизионная комиссия возьмёт на себя выполнение функции контроля.
- Приглашение стороннего аудитора для проведения проверок.
Регистрация АНО
Решение о создании Автономной некоммерческой организации принимает учредитель (учредители), а вот разрешение на регистрацию АНО или запрет регистрации — этот вопрос лежит в ведении федерального органа исполнительной власти.
Для регистрации АНО нужно подготовить такие документы:
- заявление о намерении создать автономную некоммерческую организацию;
- копии паспортов учредителей, если учредители – физические лица, или выписку из ЕГРЮЛ – если учредителями являются юридические лица;
- копию паспорта будущего руководителя АНО;
- перечень ОКВЭД;
- сведения о месте нахождения организации;
- квитанцию об уплате госпошлины;
Срок регистрации АНО – до 30 дней. Размер госпошлины – 4000 рублей. Стоимость услуги регистрации – 15000 рублей.
Ликвидация
При возникновении необходимости в ликвидации некоммерческой организации учредители должны владеть информацией о самой процедуре, о сроках ее проведения, необходимого для этого пакета документов и о лицах, имеющих право на участие в прекращении деятельности организации.
При добровольном, непринудительном прекращении деятельности АНО нужно поставить в известность управление Минюста, налоговые службы, территориальные отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
Этапы процедуры ликвидации:
- Создание учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации АНО, ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков проведения ликвидации.
- В СМИ размещается объявление о ликвидации некоммерческой организации.
- Составление бухгалтером промежуточного баланса, отражающего наличие долгов и должников, уплате всех налогов с отметкой налоговой службы.
- Работа с кредиторами, погашение всех задолженностей.
После этого отводится 2 месяца для подготовки ликвидационной документации.
Документы для ликвидации:
- заявление о государственной регистрации АНО;
- выписка из протокола общего собрания учредителей АНО с информацией о ликвидации;
- промежуточный баланс;
- квитанция об уплате госпошлины;
- паспортные данные учредителей;
- копия выписки из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об изменениях;
- подтверждение, опубликования в СМИ объявления о ликвидации;
- документ, подтверждающий факт уничтожения печати;
По окончании этапа подготовки документации, пакет подаётся в государственные органы, уполномоченные вести дела по ликвидации некоммерческих организаций. После этого следует ожидать решения о ликвидации.
Преимущества и недостатки некоммерческих организаций
При формировании учредительных документов АНО следует внимательно отнестись к декларированию некоторых нюансов некоммерческой деятельности: разграничение уставной и коммерческой деятельности, порядок создания имущества с помощью членских и целевых взносов учредителей, статьи использования этих поступлений. Нескрупулезное отношение к регламентированию этих вопросов в Уставе организации может «плюсы» льготного налогообложения превратить в «минусы».
Проанализируем преимущества и недостатки некоммерческих организаций в сравнении с коммерческими по некоторым направлениям:
- Виды деятельности. Некоммерческая организация может осуществлять только деятельность, предусмотренную учредительными документами и в соответствии с поставленными перед ней целями. В то время как коммерческое предприятие может принимать участие в осуществлении любых видов деятельности, не запрещённых законодательством РФ. Кроме того, некоторые виды деятельности, например, банковская и дилерская, могут реализовывать только коммерческие организации.
- Извлечение прибыли. Целью создания коммерческой организации является извлечение прибыли. Некоммерческая организация тоже может заниматься предпринимательством, но она должна быть направлена на реализацию поставленных целей и задач.
- Распределение прибыли. Прибыль в коммерческих предприятиях распределяется между его участниками, в то время как законодательством запрещено распределение прибыли между учредителями АНО, она должна направляться на реализацию целей организации. Но все-таки учредители АНО могут извлекать выгоду из её деятельности в виде: учредители вместе с участниками АНО могут получать услуги и блага, продуцируемые организацией, либо заработную плату за выполнение конкретных обязанностей.
- Ответственность учредителей. Исходя из законодательно установленных правил, учредители не несут ответственности по обязательствам организации. Проигрывают в этом пункте те коммерческие и некоторые виды некоммерческих организаций, которым предусмотрена субсидиарная ответственность по обязательствам организации или предприятия.
Основные положения об автономной некоммерческой организации
Это унитарная, не предоставляющая членства организация, учрежденная при помощи имущественных вкладов.
Основополагающие особенности указываются в статье 123.24. ГК РФ. Помимо этого, юридические аспекты регламентируются 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Рассмотрим возникающие вопросы и некоторые особенности юридического статуса этой разновидности объединений.
Понятие автономной некоммерческой организации
Статья 50 ГК РФ регламентирует возможность регистрации объединений, ведущих некоммерческую деятельность, в организационной форме автономных.
Автономная некоммерческая организация – это:
- унитарная;
- не предоставляющая членства или участия в ней;
- учрежденная при помощи имущественных вкладов добровольного характера от физических или юридических лиц;
- основанная для оказания услуг образовательной, социальной, культурной, научной специфики и прочих разновидностей услуг некоммерческого характера.
Признаки автономной некоммерческой организации
Существует несколько главных нюансов, признаков и характерных особенностей, отличающих рассматриваемый вид учреждений от иных:
- унитарное;
- отсутствие возможности членства;
- основание производится посредством вкладов в материальном эквиваленте от физических или юридических лиц;
- цели осуществляемой деятельности обязательно должны носить исключительно некоммерческую специфику;
- создание может быть произведено одним лицом;
- имущество, передача которого была осуществлена учредителями, отходит в собственность самого учреждения;
- учредители не располагают правами на имущество, отданное в распоряжение организации;
- учредители не несут рисков по материальным обязательствам предприятия;
- организация, в свою очередь, не несет рисков по задолженности учредителей перед третьими лицами.
Статья 65.1. ГК РФ разделяет понятия корпоративных и унитарных объединений. По положениям Кодекса, унитарными считаются предприятия, в которых учредителям не предоставляется членство.
Ранее мы отметили, что автономная некоммерческая организация является унитарной, соответственно выделим ее основные отличия от корпоративной:
- учредители не становятся членами;
- учредители не располагают заинтересованностью в осуществлении управления деятельностью компании, так как унитарное учреждение заблаговременно наделяется требуемым имуществом, в отличие от корпоративных, где учредителям требуется осуществлять взносы и быть заинтересованными в извлечении прибыли;
- считаются организациями, не приносящими прибыль.
Требования к содержанию устава автономной некоммерческой организации
Главные требования к уставу указываются в части 2 статьи 123.24. ГК РФ.
Положения статьи регламентируют наличие в типовом уставе следующих сведений:
- название учреждения, обязательно с включением словосочетания “автономная некоммерческая организация”;
- местоположение;
- предмет, цели осуществляемой деятельности;
- состав, порядок формирования и особенности компетенции органов управления;
- другая информация, установленная законом.
Права учредителей автономной некоммерческой организации на использование оказываемых ею услуг
И ГК РФ, и 7-ФЗ содержат идентичные нормативные нюансы касательно имеющихся у учредителей прав на пользование услугами, которые предоставляются автономной организацией.
Положения законов гласят:
- учредители имеют право на использование услуг, производимых автономной организацией;
- право возникает, если использование осуществляется на принципах равноправия с третьими лицами.
Специальные правила по поводу возможности осуществления автономной некоммерческой организацией предпринимательской деятельности
В части 2 статьи 10 ФЗ № 7 указано, что рассматриваемые учреждения имеют право ведения такой деятельности, если она не противоречит задачам и целям, для реализации которых было основано предприятие.
В части 5 статьи 123.24. ГК РФ также регламентируется правовая возможность автономных объединений принимать участие в деятельности, имеющей предпринимательскую основу.
При этом указываются следующие особенности:
- право на ведение данного вида деятельности возникает в случаях, если таковая необходима для реализации целей, определенных в момент создания учреждения;
- предпринимательская деятельность должна иметь соответствие целям и задачам и не противоречить им;
- автономная организация имеет возможность учреждать хозяйственные общества для ведения деятельности предпринимательского характера;
- автономное учреждение располагает правом принимать непосредственное участие в ведении деятельности созданных хозяйственных обществ.
Таким образом, положения Кодекса расширяют особые правила и вводят возможность по созданию автономными объединениями хозяйственных обществ.
Однако часть 4 статьи 50 ГК РФ гласит, что любое некоммерческое учреждение может вести деятельность, которая приносит доход, если:
- данная возможность предусматривается уставом;
- деятельность будет способствовать реализации целей, определенных при создании учреждения;
- деятельность соответствует целям, определенным в уставе, и не противоречит им.
Поскольку статья 50 ГК РФ не определяет для некоммерческих компаний права на ведение деятельности, имеющей предпринимательскую основу (а лишь той, которая приносит доход), статья 123.24. выделяет специализированные правила для автономных объединений по осуществлению именно данного вида деятельности.
Ограничения по преобразованию автономной некоммерческой организации
Часть 7 статьи 123.24. ГК РФ определяет некоторые запреты, накладываемые на возможность преобразования автономной организации в иные формы.
Вследствие того, что автономная организация является унитарной и, одновременно, некоммерческой, преобразование не может быть осуществлено в правовую форму корпорации или коммерческой организации.
Нормативными положениями данной статьи устанавливается лишь одна разновидность правовой формы, в которую может быть произведено преобразование автономного учреждения – это фонд.
Решение о преобразовании принимают учредители объединения.
Правовое положение автономных некоммерческих организаций
Основополагающие аспекты юридического статуса регламентируются ГК РФ. Регулирующие нормы, не установленные Кодексом, определяются 7-ФЗ.
Основные нормативные положения такого закона не могут находиться в противоречиях с Кодексом по отношению к автономным организациям.
Вопрос-ответ
Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
Автономная не коммерческая организация.
То есть, если в Частном учреждении НКО учредитель несёт субсидиарную ответственность по долгам/обязательствам, то в Автономной некоммерческой организации учредители такой ответственности не несут, — верно? Тогда как решается вопрос в случае возвращения долгов?
2) Исходить следует из первого пункта, ибо АНО отвечает по своим долгам только своим имуществом.
автономная некоммерческая организация, ведущая платную образовательную деятельность
Добрый день. Мне предложили заключить договор на прохождение сертификационного курса по специальности в АНО, договор с которой я заключаю через 3е лицо, являющееся представителем по доверенности. Насколько велик риск мошенничества в таком случае и как защититься при неисполнении договора такой АНО?
Добрый день! Риски велики. Договор может заключаться с лицом, который наделен соответствующими полномочиями на представление интересов юридического лица. Это может быть доверенность, от юридического лица, подписанная директором или нотариально оформленная доверенность. Если вы не проверите эти моменты, то данный договор может быть признан недействительным. Вообще, очень много мошенников этим пользуются. Совет — покажите документы толковым юристам, в вашем городе, они укажут на все риски от данной сделки.
Отпуск а автономной некоммерческой организации
Директор АНО в 2018 году сократила всем работникам отпуск до 14 дней. Законно ли это и на каких основаниях возможно?каким образом вернуть обратно эти 14 дней?И всем ли работникам любой автономной некоммерческой организации будет увеличиваться отпуск за стаж?
Добрый день, Анастасия. В соответствии со ст. 72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. Таким образом, если продолжительность отпуска прописана в вашем трудовом договоре, работодатель не вправе в одностороннем порядке сократить ее. В силу ст. 5 и ст. 8 Трудового кодекса РФ положения коллективных договоров или соглашений, а также локальных нормативных актов, регулирующие условия и порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков, ухудшающие по сравнению с законодательством о дополнительных отпусках положение работников (например, установление меньшей, чем в соответствующем законодательном акте, продолжительности дополнительного отпуска), не должны применяться (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г., № 2, «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Согласно ст. 116 ТК РФ, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер труда, работникам с ненормированным рабочим днем, а также работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. При этом если работник имеет право на дополнительные отпуска по нескольким основаниям (как в данном случае — за работу во вредных условиях и за работу в районе Крайнего Севера), то отпуска предоставляют по всем основаниям. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г., № 870, «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», установлена минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, — не менее 7 календарных дней. В соответствии со ст. 321 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 16 календарных дней. Таким образом, действия вашего работодателя незаконны и вы имеете право обжаловать их в установленном порядке.
Правовое положение некоммерческих организаций: характеристика и особенности
Законодательной статус некоммерческих компаний, прежде всего, определяется Гражданским кодексом России, но это не единственный законодательной акт, которому необходимо следовать. Статус НКО присваивается им с момента государственной регистрации. Информация об административном и гражданском статусе таких организаций будет рассмотрена в рамках этой статьи.
Концепция
Некоммерческие организации — это организации, которые не преследуют прибыль в качестве главной цели своей работы и не распределяют полученную сумму между участниками (ст. 50 ГК РФ).
Правовое положение автономных некоммерческих организаций предопределяет их цели и задачи. Задачей создания некоммерческой организации может быть работа либо продвижение благотворительных, образовательных, социальных, культурных, научных и управленческих интересов.
Время от времени это делается в целях защиты здоровья людей, развития спорта в государстве либо удовлетворения духовных и прочих неосязаемых потребностей людей.
Также подобные организации создаются для обеспечения защиты прав и легитимных интересов как людей, так и целых компаний, для оказания поддержки в разрешении споров либо предоставлении правовых консультаций.
Общая характеристика правового положения некоммерческих организаций заключается в том, что существование подобных компаний определяется целями, которые были направлены на достижение различных видов общественных благ. Исходя из представления статуса некоммерческой организации предполагается, что она создается как юрлицо с момента проведения государственной процедуры регистрации в порядке, который был установлен законом.
Главные отличия от коммерческих компаний
Различия правового положения коммерческих и некоммерческих организаций заключаются в следующем:
- для некоммерческих компаний хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте, а гражданско-правовой статус этих компаний является вторичным;
- коммерческие организации производят хозяйственную деятельность, которая для них является главной и полностью регулируемой гражданским правом.
В отличие от коммерческих компаний, некоммерческие организации не являются профессиональными участниками имущественных отношений. Потому для некоммерческих организаций законодательство устанавливает специальную правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК РФ) и позволяет использовать свое имущество лишь для достижения задач, обозначенных в их учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК РФ).
Деятельность некоммерческих организаций направлена на формирование общественных благ. Они являются опорными пунктами инфраструктурных объектов гражданского общества. Они не принимают участия в производстве, а только в перераспределении материальных благ (государственный продукт).
Во всех остальных отношениях некоммерческие организации являются полноправными и постоянными участниками оборота недвижимого имущества вместе с коммерческими.
Законодательные основы
Статус НКО определяется разными законодательными актами, такими как:
- Ст. 50 ГК РФ, в которой говорится, что НКО включают организации, которые не определяют прибыль в качестве главной цели работы и не распределяют ее среди участвующих.
- Закон № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года перечисляет все формы НКО. Закон описывает порядок их создания, устранения и преобразования.
- Особые законы, которые регулируют деятельность некоммерческих организаций.
В разных общегосударственных законах, таких как Кодекс России об административных правонарушениях и Уголовный кодекс России, разъясняются меры административно-законодательного и уголовного наказания за нарушение подобными компаниями условий закона.
Правовое положение
С момента прохождения государственной процедуры регистрации НКО становится организацией, имеющей:
- независимый баланс;
- определенное имущество;
- способность отвечать на все возникающие обязательства своей собственностью.
Правовое положение некоммерческих организаций также характеризуется возможностью открывать счета в банках и иметь свою печать.
Срок деятельности вновь созданной НКО не установлен законом. Деятельность организации прекращается лишь после ее устранения либо преобразования.
Как у любого юрлица, у НКО есть свое имя, включающее указание типа организации. Если предприятие зарегистрировало интеллектуальные права на свое имя, то оно имеет право распоряжаться ими по собственному усмотрению и налагать запрет либо ограничение на внедрение его иными компаниями.
Касательно местонахождения НКО следует отметить, что оно обозначено в учредительных документах и в заявлении при прохождении процедуры государственной регистрации. Заинтересованные лица могут просматривать эти сведения, заказывая выписку из ЕГРЮЛ.
Филиалы и представительства НКО имеют право существовать в огромном количестве. Но принципиально знать, что головная компания несет ответственность за их деятельность, так как ни филиал, ни представительство не имеют статуса самостоятельной организации.
Административно-правовой статус
Административное и правовое положение некоммерческих организаций определяется правами и обязанностями, возникающими с момента их создания.
Отношения между НКО и государственными органами объединены с функциями, которые выполняет организация. С одной стороны, мы говорим о получении разных видов разрешений и лицензий на реализацию какой-либо работы, с другой стороны, правительство может оказывать помощь (к примеру, методом выделения дотаций либо выделения финансовых средств).
Согласно административно-правовому положению некоммерческих организаций, невзирая на то, что НКО являются публичными и созданы в целях выполнения культурных, научных и политических задач, правительство держит под контролем их деятельность. Это допускает возможность привлечения подобных компаний к ответственности, которая была установлена законом при совершении нарушений.
Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций
Правовое положение некоммерческих организаций и их гражданско-правовой статус определяются на базе правовой формы, избранной для реализации деятельности. А именно, в пункте 3 ст. 50 ГК РФ указаны следующие формы:
- потребительский кооператив;
- общественная организация;
- общественное движение;
- товарищество собственников недвижимости;
- фонд;
- нотариальная палата;
- религиозная организация.
Главной задачей гражданско-правового положения некоммерческих организаций является достижение социальных, культурных и остальных общественно значимых задач, которые предусмотрены в уставах и прочих учредительных документах. Одновременно законодательство не исключает вероятность проведения НКО коммерческой работы, необходимой для обеспечения деятельности организации.
Это значит, что предпринимательство не должно проводиться в целях получения дохода.
Коммерческую деятельность можно осуществлять для получения средств и дотаций от государства и реализации общественно необходимых задач. К примеру, предоставление услуг с платой за них и последующая организация благотворительного вечера. Члены НКО не вправе распределять прибыль между собой.
Типы организаций
Юридическая форма организации представляет собой комбинацию определенных признаков, которые объективно различаются в общей системе признаков организаций. Они отличают эту группу компаний от всех других.
Рассмотрим возможные варианты организации НКО более подробно.
Правовое положение некоммерческих корпоративных организаций заключается в том, что к ним относятся организации, которые не преследуют прибыль в качестве главной цели своей работы и не распределяют прибыль между участниками. Учредители получают право принимать участие в управлении этими компаниями и формировать их высший орган в согласовании с пунктом 1 ст. 65.3 ГК РФ.
Организационно-правовые формы некоммерческих корпоративных компаний следующие:
- потребительский кооператив;
- общественная организация;
- объединение (объединение);
- нотариальная палата;
- товарищество собственников недвижимости;
- казачье общество;
- община коренных малочисленных народов России.
Организационно-правовые формы некоммерческих унитарных компаний следующие:
- фонды;
- учреждения;
- автономные некоммерческие организации;
- религиозные организации.
Фонд является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, которая была создана гражданами и организациями на базе добровольных имущественных платежей. Он осуществляет благотворительные, культурные, образовательные либо прочие социальные, общественно полезные задачи.
Учреждение является унитарной некоммерческой организацией, которая была создана обладателем для реализации управленческих, общественно-культурных либо других функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ).
Автономная некоммерческая организация является унитарной некоммерческой организацией, которая не имеет членства и организована на базе имущественных взносов людей и организаций в целях оказания услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и остальных областях некоммерческой работы (ст. 123.24 ГК РФ).
Религиозная организация является добровольной ассоциацией жителей России либо остальных лиц, постоянно и законно живущих в России, образованной ими для задач коллективного вероисповедания и распространения веры. Она регистрируется как юрлицо (местные религиозные организации), как объединение этих компаний (централизованная религиозная организация). Цель — распространение религиозной информации (ст. 123.26 ГК РФ).
Почти во всех вариантах разница в организационных и законодательных формах некоммерческих компаний не обоснована текущей потребностью, а становится лишь результатом принятия определенного закона об их статусе (к примеру, группы меньшинств как организации — это на самом деле потребительские кооперативы).
В развитых европейских правовых порядках обычно используется не более 3-4 организационно-правовых форм (объединение либо союз, фонд, учреждение), чтоб отражать особенности их статуса.
Цель создания разных форм организации НКО
Фонды: формирование имущества за счет добровольных платежей и их внедрение в общественных целях. В них нет членов. Деятельность ведется для достижения задач.
Ассоциации: защита интересов участвующих на базе соглашения. Они создаются коммерческими структурами для организации управления предпринимательством.
Общественные организации: работают вместе для достижения задач. Организовываются группой из 10 человек, которые имеют общие интересы.
Религиозные ассоциации: признание и введение людей в веру, поклонение, ритуалы, обучение религии.
Потребительский кооператив: улучшение имущественного статуса членов, предоставление им услуг методом объединения взносов.
Учреждения: реализация культурных, социальных, управленческих и остальных задач некоммерческого плана. Средства вкладывает учредитель.
АНО: предоставление образовательных, медицинских, спортивных и прочих услуг.
НП: достижение общественного благополучия во всех сферах жизни: здоровье, культура, искусство, спорт. Такая форма создается для предоставления разных видов услуг.
Общины малочисленных народов создаются гражданами на добровольной базе. Они должны содержать более 3-х членов. Люди объединены на базе общих интересов, территории жительства, традиций, ремесел для того, чтобы сохранить свою жизнь, культуру, принципы управления. Эти НКО могут вести бизнес, чтобы выполнить свои задачи. При выходе из общества гражданин имеет права на имущество.
В таблице показаны различия в главных формах НКО.