Органы государственного финансового контроля в рф
Кто проводит финансовый контроль
Мы уже рассказывали, что такое финконтроль, о видах, формах и методах, а также о принципах, по которым проводятся проверки. Теперь разберем, какие существуют органы финансового контроля в Российской Федерации.
Структура органов финконтроля
Представим действующую структуру органов, осуществляющих финансовый контроль, в виде таблицы.
Субъекты ФК в представительной власти
Субъекты ФК в исполнительной власти
Совет Федерации РФ
Счетная палата РФ
Главное контрольно-ревизионное управление при Президенте РФ
Министерство финансов РФ
Федеральное казначейство РФ
Департамент государственного ФК и аудита
Федеральная налоговая служба (ФНС РФ)
Федеральные министерства и ведомства
Федеральная таможенная служба (ФТС РФ)
Законодательная власть региона РФ
Региональная счетная палата
Финорганы региона России
- казначейства;
- ФНС;
- ФТС;
- министерств и ведомств;
- внебюджетных фондов
Главные распорядители и распорядители средств бюджета регионального уровня
Муниципальные представительные органы
Муниципальная счетная палата
Отдел финуправления при муниципальном образовании
Главные распорядители и распорядители муниципального бюджета
Местные отделения казначейства, налоговой и таможенной служб
Муниципальные представительства министерств и ведомств
Местные отделения внебюджетных фондов
Далее определим основные функции госогранов финансового контроля.
Особую важность имеет финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами. Он заключается в проведении контрольно-ревизионных мероприятий по исполнению налоговых обязательств перед бюджетами всех уровней по средствам камеральных и выездных налоговых проверок.
Счетная палата
Ведущим органом государственного финансового контроля РФ в представительской власти является Счетная палата. Данная государственная структура создана Законом № 4-ФЗ от 11.01.1995.
Основной задачей Счетной палаты является организация и проведение ревизионных мероприятий за соблюдением действующего налогового, финансового, бюджетного, таможенного и прочего законодательства в рамках:
- своевременности исполнения доходных, расходных статей соответствующего бюджета;
- соблюдения целевого значения и направленности бюджетных средств;
- выявления эффективности произведенных расходов госбюджета и целесообразности операций по использованию имущества;
- финансово-экономической экспертизы проектов федеральных программ и законов;
- контроля над своевременностью и законностью проведенных операций по созданию, распределению и расходованию бюджетных и внебюджетных средств;
- социально-экономического анализа выявленных отклонений от установленных показателей соответствующего бюджета и внебюджетных фондов;
- регулярного предоставления отчетности о ходе исполнения действующих федеральных программ, проектов и законов.
Счетная палата, как орган финансового контроля, функционирует, основываясь на принципах независимости, законности, объективности, компетентности и гласности.
Министерство финансов
Минфин является органом исполнительной власти, наделен полномочиями по выработке финансово-экономической политики государства, нормативно-правовому урегулированию во всех сферах экономических взаимоотношений, а также в части организации и проведения контрольных мероприятий.
Министерство финансов осуществляет всестороннюю координацию подконтрольных государственных структур:
- Федеральная налоговая служба;
- ФС страхового надзора;
- ФС финансово-бюджетного надзора;
- ФС по финансовому мониторингу.
Также Минфин вправе контролировать Федеральную таможенную службу в части соблюдения отдельных нормативно-правовых актов (взимание таможенных платежей и сборов, расчета и определения таможенной стоимости импортируемых, экспортируемых товаров, оборудования или автотранспортных средств).
Система органов государственного финансового контроля
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными и нормативными актами государственный финансовый контрольосуществляют законодательные органы власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Органы государственного финансового контроля в РФ, создаваемые обеими ветвями публичной власти, наделяются определенными контрольными полномочиями и образуют целостную систему, представленную.
Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы Счетная палата РФ создана в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные, ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе контроль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.
Контрольное управление Президента РФ (создано соответствующим Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729) выполняет функции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.
Однако основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д. Минфин России осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федерального казначейства.
Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразделения осуществляют контроль соблюдения налогового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а также осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на таможенной границе, и с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами (по их запросу) участвует в проведении налоговых проверок. Основы организации и проведения налогового контроля органами ФНС, а также перечень налоговых правонарушений, налоговых санкций и порядок их применения налоговыми органами установлены в первой части НК РФ. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям руководствуется нормами уголовного права.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в области валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законности и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публичной власти, проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными биржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет контрольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг. Она проводит контроль соблюдения участниками страхового рынка страхового законодательства, обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности, соблюдения установленных норм и правил формирования страховых резервов, структуры активов и т.д. Кроме того, эта федеральная служба обязана осуществлять сбор и анализ отчетности профессиональных участников страхового рынка, обобщать практику страхового надзора и работать над совершенствованием надзорного законодательства в области страхового дела.
Важным органом государственного финансового контроля выступает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящие операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральной казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установлено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных среств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами проведения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.
Банк России осуществляет контроль денежной массы в обращении и банковский надзор. Банк России осуществляет жесткий контроль наличных денег в обращении, а также валютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче и отзыве лицензий банкам и небанковским кредитным организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов, в мониторинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а также их возможности участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной легализации банками денежных доходов юридических и физических лиц, полученных преступным путем, и в других контрольно-надзорных действиях. В случае выявленных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие.
Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать и Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о названных операциях и сделках. Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.
Федеральная таможенная служба наделена функциями проведения таможенного контроля. Последний включает в себя контроль исполнения таможенного законодательства, контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции, установленные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.
Органы государственного контроля РФ
Комментариев пока нет. Будь первым! 25,259 просмотров
Основным государственным органом контроля является Государственная Дума, а точнее Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят контролирующую экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам.
Счетная палата
Независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие контролирующие задачи: организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков; реулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.
Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии.
Президент РФ
Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.
Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций – контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
Правительство РФ
Контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
Министерство финансов (Минфин)
Не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения.
Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства
Осуществляют оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ, на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.
Органы Казначейства осуществляют государственную бюджетную политику; управляют процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
Государственная налоговая служба
Обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Система органов Государственной налоговой службы, подчиняющейся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления.
Центральный Банк России (ЦБР)
Организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.
Органы финансового контроля в РФ
Основные органы финансового контроля делятся по трем видам бюджета:
Центральный Банк России
Центральный банк России – это государственная кредитная структура, регулирующая всю российскую кредитно-банковскую структуру. Функцией Центрального Банка России является эмиссия (выпуск) национальных денежных знаков и обеспечение устойчивости национальной валюты. Центральный банк России является юридическим лицом и действует на основе принципа независимости и, тем не менее, имущество Центрального Банка России и его устав являются государственной собственностью.
Задачи Центрального Банка России:
- разработка мер по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты (рубля);
- разработка мер по укреплению, развитию, контролю банковской системы страны;
- эмиссия денежных знаков в стране;
- обеспечение функционирования российской платежной системы;
- регистрация новых банков;
- проверка банков;
- выдача, отзыв банковских лицензий;
- формирование правил осуществления банковских операций.
- выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
- другие функции.
Центральный Банк России подотчетен Государственной Думе, но при этом органы власти не имеют права вмешиваться в деятельность Центробанка.
Структура Центрального Банка России:
- Председатель банка России;
- Департамент денежно-кредитной системы;
- Департамент операций на финансовых рынках;
- Департамент по связям с общественностью;
- Департамент кадровой политики;
- И еще 40 разных департаментов.
Счетная палата Российской Федерации
Обязанность счетной палаты осуществлять контроль за тем, как исполняется федеральный бюджет. Счетная палата является главным органом государственного и финансового контроля. В ее обязанности включаются:
- контроль за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов;
- оценка эффективности использования государственных ресурсов и соответствие законодательству России;
- оценка эффективности предоставления льгот (в том числе налоговых), бюджетных кредитов, предоставления государственных гарантий
- предложения по совершенствованию бюджетного процесса;
- проверка бюджетной отчетности России и годового отчета об исполнении федерального бюджета;
- контроль движения денежных средств в Центробанке РФ;
- противодействие коррупции в пределах своей компетенции.
Состав счетной палаты:
- Председатель счетной палаты – Кудрин А.Л.;
- Заместитель председателя счетной палаты – Чистова В.Е.;
- Аудиторы (делятся на аудиторов, назначенных Советом Федерации и назначенных Госдумой) – 12 человек;
- Аппарат счетной палаты.
Аппарат счетной палаты в свою очередь делится на:
- Руководителя аппарата счетной палаты и его заместителей;
- Департамент управления делами;
- Финансовый департамент;
- Департамент внешних связей;
- Департамент информационно-коммуникационных технологий и аналитического обеспечения осуществления внешнего государственного аудита (контроля);
- Прочие департаменты.
Федеральная налоговая служба России
Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) России – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль за организациями и физическими лицами в плане соблюдения налогового законодательства, правильностью и своевременностью расчета, уплаты налогов, сборов и страховых взносов.
Функции и обязанности ФНС России:
- Контролирует правильность расчетов налогов и сборов;
- Контролирует сроки уплаты налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
- Наказывает при нарушении налогового законодательства;
- Контролирует валютное законодательство;
- Контролирует применение, регистрацию ККМ, полноту учета выручки денежных средств;
- Осуществляет государственный надзор за организацией и проведением азартных игр и лотерей;
- Ведет разнообразные реестры (например, реестр саморегулируемых организаций);
- Ведет Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРН), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);
- Осуществляет регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств;
- Осуществляет аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций (кроме кредитных);
- Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
- Прочие функции.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов.
Структура ФНС России:
- Аналитическое управление;
- Контрольное управление;
- Управление налогообложения юридических лиц;
- Управления досудебного урегулирования налоговых споров;
- Административно-контрольное управление;
- Управление международного сотрудничества и валютного контроля;
- Управление кадров;
- Финансовое управление;
- Прочие.
Как видим, структура ФНС очень обширна, что позволяет ей осуществлять все свои функции.
Федеральная таможенная служба России
Федеральная таможенная служба России (ФТС России) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль в области таможенного дела.
К функциям ФТС России относятся:
- Валютный контроль;
- Защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
- Транспортный контроль в пропускных пунктах через границу России;
- Санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль;
- Ветеринарный надзор в плане проверки документов в пропускных пунктах через границу России;
- Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в части своей компетенции;
- Прочие.
Федеральная таможенная служба России (ФТС России) также находится в ведении Министерства финансов РФ.
Структура ФТС России выглядит следующим образом: