Оказание услуг по приему платежей
Оказание посреднических услуг при приеме платежей
Добрый день. Вопрос следующий. Есть компании который осуществляют прием платежей от населения через различные платежные системы, например: терминалы приема платежей, электронные кошельки, в пользу других компаний — поставщиков услуг или товаров. Есть необходимость стать промежуточным звеном в данной системе взаиморасчетов. Т.е. платежи принятые платежными системами идут на счет посредника, а тот в свою очередь переводит деньги самостоятельно компании поставщику услуг. В конце месяца посредник выставляет счет на оплату своих услуг. При этом посредник оказывает некоторые услуги компании поставщику услуг или товаров. Необходимо ли иметь какие либо разрешения, лицензии для осуществления данных посреднических услуг и как это называется?
Здравствуйте, Александр! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.
Прежде всего хотелось бы отметить, что сама по себе законность подобной схемы вызывает сомнения. Плательщик изначально платит за услугу конкретному поставщику, на счет которого деньги от оператора и должны поступить, но никак не на счет третьих лиц.
ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
Статья 4. Условия осуществления приема платежей
15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
Также следует обратить внимание, что:
19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:
1)зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;
2) списание денежных средств на банковские счета.
Сам платежный агент как видите может перечислить денежные средства только на счет поставщика, а поставщик может принять денежные средства только со специального банковского счета агента.
ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» предусматривает наличие оператора и платежного субагента. Чтобы схема была законной, Вы должны быть либо первым, либо вторым. Как-то дополнить эту схему Поставщик — оператор по приему платежей — платежный субагент нельзя.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
3) платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
При этом оператор по приему платежей должен встать на учет в росфинмониторинг:
Статья 4. Условия осуществления приема платежей
5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.
Таким образом, повторюсь, Вы должны быть либо оператором, либо субагентом.
Платежный агент по приему платежей от физических лиц
platezhnyy_agent_po_priemu_platezhey_ot_fizicheskih_lic.jpg
Похожие публикации
Некоторые схемы ведения бизнеса предусматривают прием оплаты от клиентов через посредников, располагающих сетью касс или технической возможностью для приема платежей. Данные посредники относят к категории платежных агентов, деятельность которых регламентируется законодательством.
Платежные агенты: понятие и виды
Действующее законодательство четко определяет: платежные агенты – это юридические лица (кроме кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц от физлиц и не оказывающих им иных услуг. Именно последний критерий в определении позволяет отграничить платежных агентов от иных категорий получателей платежей в пользу третьих лиц, например, курьерских служб, обслуживающих интернет-магазины. Не подпадает под это определение и деятельность по реализации товаров по каталогам, продажи карт оплаты и т.д.
Платежные агенты могут быть двух типов:
Оператор по приему платежей – агент-юрлицо, работающий напрямую с получателем платежей;
Платежный субагент – агент (юрлицо, ИП), работающий по договору с оператором по приему платежей, в рамках заключенного таким оператором договора с поставщиком товаров или услуг.
Нормативно-правовую базу деятельности агентов образует специальный Федеральный закон №103 о платежных агентах (закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ, ред. от 18.04.2018). Этот правовой акт определяет, кто такие платежные агенты, а также содержит все требования к организациям и ИП, имеющим этот статус, регламентирует порядок их работы.
Платежный агент по приему платежей: требования
Для осуществления деятельности по приему платежей в пользу третьих лиц агент должен соблюдать следующие требования:
Открыть специальный счет для приема платежей. Средства данного счета расходуются исключительно для перечисления их поставщику, а также для удержания агентского вознаграждения. Последнее подлежит перечислению на основной счет агента только после расчета с принципалом;
Обеспечивать обязательную идентификацию плательщика;
Зачислять все наличные средства (поступившие в пользу третьих лиц) по окончании смены на специальный счет;
Обязательно использовать контрольно-кассовую технику в порядке, регламентированном действующим законодательством в этой сфере.
Прием платежей физических лиц платежными агентами осуществляется в рамках агентского договора с поставщиком, требования к которому содержатся в Гражданском кодексе РФ. При отсутствии такого договора агент не вправе принимать платежи, при этом важно, чтобы в договоре было обозначено: за какие товары или услуги агент уполномочивается получать оплату.
Обязательное условие работы платежного оператора – постановка на учет в Росфинмониторинге. Требований к учету для субагентов закон о платежных агентах не содержит, но их работа может быть проверена уполномоченным ведомством в рамках контрольных мероприятий, проводимых в отношении платежного оператора, с которым они работают.
Отметим, что постановка на учет в Росфинмониторинг предусматривает соблюдение всех требований законодательства по противодействию финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем. В организации должны быть разработаны соответствующие инструкции, а ответственные лица – пройти специальную подготовку.
Платежный агент: ответственность
Платежный агент по приему платежей от физических лиц может быть привлечен к ответственности при нарушении требований законодательства в части использования специального банковского счета, либо неперечисления на него средств от плательщиков. Согласно п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:
Юрлица – 40-50 тысяч рублей;
Должностные лица и приравненные к ним ИП – 4-5 тысяч рублей.
Кроме того, при отсутствии у платежного оператора регистрации в Росфинмониторинге он может быть привлечен к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушениями установленных требований по регистрации.
Платежный агент: пример
Наибольшее распространение прием платежей через агентов получил в сфере ЖКХ. Управляющие компании и поставщики коммунальных услуг часто прибегают к их помощи для сбора платежей с населения т.к. такая схема позволяет с минимальными затратами сформировать удобную платежную сеть. Поставщик может работать как с одним, так и с несколькими агентами. При этом законодательство предусматривает обязательное уведомление клиентов о том, какие есть уполномоченные платежные агенты: список их размещается на официальном сайте поставщика и портале ГИС ЖКХ .
Кроме того, прием платежей по агентской схеме востребован в интернет-торговле, т.к. обеспечивает прием платежей без подключения к платежным системам, в том числе снимает необходимость применения онлайн-касс.
Платежные агенты для интернет-магазина, список которых можно найти на множестве специализированных сайтов, могут быть как представителями определенной платежной системы, например, «ЯндексКасса» на платформе «ЯндексДеньги», либо представлять собой их агрегатор, к примеру, «Робокасса» или «Единая касса». Вне зависимости от вида, принцип работы электронных платежных агентов, а также требования к ним, аналогичны принципам и требованиям для агентов, работающих вне интернета.
Компания является оператором по приему платежей на основании Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей, осуществляемой платежными агентами» (далее — ФЗ N 103) и банковским платежным агентом на основании Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — ФЗ N 161) и, соответственно, принимает платежи и участвует в переводах денежных средств в адрес различных Поставщиков (Получателей). В рамках ФЗ N 103 Компания заключает прямые договоры с Поставщиками товаров (работ, услуг). Совершение платежа подтверждается выдачей (направлением) Плательщику кассового чека (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», далее — ФЗ N 54). 1. Должны ли Поставщики, так же как и Платежный агент, выдавать (направлять) кассовые чеки Плательщикам (физическим лицам) в подтверждение совершения платежа в пунктах приема платежей Платежного агента? Одновременно с платежными услугами Компания осуществляет другие виды деятельности — реализуя различные товары, работы, услуги юридическим и физическим лицам. При этом Компания при реализации своих товаров, работ, услуг физическим лицам выступает уже как Поставщик, который заключает с банками, иными кредитными организациями такие договоры, как: 1) о приеме платежей (переводов); 2) эквайринга; 3) интернет-эквайринга в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности», а также с банками, иными кредитными организациями в соответствии с ФЗ N 161 и Операторами по приему платежей в соответствии с ФЗ N 103. При этом по договорам с банками и иными кредитными организациями оплата осуществляется физическими лицами дистанционно, с использованием различных мобильных банковских приложений и Интернета, с применением банковских карт (их реквизитов). 2. В каких случаях Компания как Поставщик должна выдать (направить) кассовый чек Плательщику? 3. Что относится к электронным средствам платежа в рамках перечисленных разновидностей договоров, заключаемых Компанией с банками, иными кредитными организациями, платежными системами?
Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон о ККТ) включенная в соответствующий реестр контрольно-кассовая техника (ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом о ККТ.
При осуществлении расчета пользователь в силу п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности. ККТ должна применяться на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое реализует товар (выполняет работу, оказывает услугу) и осуществляет расчеты с покупателем (клиентом) (п. 1 ст. 4.3 Закона о ККТ), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет (письмо Минфина России от 28.06.2019 N 03-01-15/47904, п. 1 письма Минфина России от 06.03.2019 N 03-01-15/14624) и расчетов с применением автоматических устройств для расчетов банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (письмо Минфина России от 16.05.2019 N 03-01-15/35310).
Статья 2 Закона о ККТ, устанавливая особенности применения ККТ, содержит перечень таких исключений с учетом специфики деятельности или особенностей местонахождения пользователя. В частности, ККТ не применяется:
— кредитными организациями (п. 1 ст. 2 Закона о ККТ);
— при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона о ККТ). Поэтому при наличных расчетах между ними и расчетах, когда используется электронное средство платежа и оно предъявляется клиентом непосредственно пользователю, последний обязан применять ККТ (п. 6.1 ст. 4.7 Закона о ККТ). Расчеты (наличные или безналичные) с физическими лицами после 01.07.2019 (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ) требуют фискализации, если пользователь (особенности его деятельности и местонахождения) не поименованы в ст. 2 Закона о ККТ (иных актах законодательства — смотрите, например, ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ).
1. В Законе о ККТ выделены правила применения ККТ для платежных и банковских агентов, поскольку они осуществляют только прием денежных средств в виде погашения задолженности перед поставщиком (т.е. без передачи товаров (работ, услуг)).
Платежные агенты и банковские платежные агенты (субагенты) обязаны применять ККТ при получении денежных средств от физических лиц и, соответственно, выдавать им кассовые чеки (п. 5.5 ст. 1.2, п.п. 3 и 4 ст. 4.7 Закона о ККТ, пп.пп. 4, 6 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ, части 11.1 и 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»). По мнению регулятора, при использовании такой схемы взимания платежей дополнительное применение ККТ поставщиком услуг не требуется (письма Минфина России от 30.11.2018 N 03-01-15/86863, от 15.06.2018 N 03-01-15/41169). Отметим, что в самом Законе о ККТ прямо на это не указано, но на основании п. 9 ст. 1.2 Закона о ККТ считаем возможным до появления иных разъяснений регулятора использовать озвученную им точку зрения.
Налоговые органы, контролируя порядок соблюдения сторонами рассматриваемых требований (использование специального счета посредником и поставщиком, применение агентом (субагентом) кассовой техники при приеме средств от физических лиц), инициируют привлечение виновных к ответственности, установленной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, а также предписывает расторгать договоры с агентами (субагентами), допускающими данные нарушения (определение Кировского районного суда г. Ярославля Ярославской области от 07.12.2016 N 12-520/2016 и апелляционное определение Советского районного суда г. Челябинска Челябинской области от 06.04.2017 N 11-51/2017, постановление Семнадцатого ААС от 04.07.2019 N 17АП-17690/18 и Постановление Второго ААС от 13.10.2016 N 02АП-8248/16).
Мы оперативно не встретили примеров споров, где бы налоговый орган счел обязательным применение ККТ поставщиком в ситуации, когда платежный агент в своей деятельности отклоняется от установленного порядка (проводит платежи без использования специального счета, не применяет ККТ и пр.). Поэтому допускаем, что такой спор может возникнуть в ситуации поступления средств от физических лиц не на специальный, а на расчетный счет посредника или поставщика; у поставщика в этом случае формально возникает обязанность по формированию фискальных документов. Это же справедливо и для ситуации, указанной в п. 2 вопроса — когда средства физических лиц поступают напрямую на расчетный счет организации, хоть для их аккумулирования и взимания были привлечены посредники.
Но повторим, нам оперативно не встретились контекстные официальные разъяснения и примеры судебной практики с аналогичным рассматриваемому предметом споров, поэтому данная точка зрения является нашим экспертным мнением и на данным момент нами не выработано окончательное мнение, какая из сторон и в каком порядке в интересующем случае применяет ККТ.
2. Касательно отнесения указанных в п. 3 вопроса способов оплаты к электронным средствам платежа поясним: Закон о ККТ использует это понятие, но не определяет его.
Согласно п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ электронное средство платежа — это средство и/или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием:
— информационно-коммуникационных технологий,
— электронных носителей информации, в том числе платежных карт,
— а также иных технических устройств.
На основании п. 4 письма Банка России от 06.03.2012 N 08-17/950 системы дистанционного банковского обслуживания («Клиент-банк», «Интернет-банкинг», «Мобильный банкинг»), позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств, являются ЭСП.
К ЭСП относятся также:
— банкоматы (п. 28 ст. 3 Закона N 161-ФЗ);
— платежные терминалы (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ);
— «электронные кошельки», доступ к которым может осуществляться с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого на этих устройствах специального программного обеспечения (п. 1.3 Памятки «Об электронных денежных средствах» (приложение к письму ЦБ РФ от 11.03.2016 N ИН-017-45/12);
— банковские (платежные) карты (п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, п. 1.5 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием»).
И, как мы выше уже отметили, получение безналичной отплаты от физических лиц за реализованные им товары (выполненные работы, оказанные услуги) обязывает пользователя в общем случае применять ККТ.
Немного детализируем ряд способов внесения оплаты, которые ошибочно могут быть расценены как поступившие не от физических лиц.
1) Осуществляемые банками переводы по распоряжениям физических лиц относятся к безналичным расчетам (п. 1 ст. 862 ГК РФ, абзац второй п. 1.1, п. 1.4 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», далее — Положение N 383-П) (см. также Энциклопедию решений. Применение ККТ при безналичных расчетах, в том числе через Интернет (онлайновых расчетах)). В реквизите «Плательщик» в этом случае указываются полное или сокращенное наименование кредитной организации, филиала кредитной организации — отправителя распоряжения и информация о плательщике — физическом лице, в т.ч: Ф.И.О., ИНН (при его наличии). Допустимо информацию о плательщике — физическом лице указывать в виде определенной последовательности (п. 8 Приложения 1 к Положению N 383-П). Поэтому и данную операцию не следует рассматривать как расчеты с юридическим лицом-банком в понимании Закона о ККТ, поэтому продавец при получении на расчетный счет средств от физического лица, отправлен таким образом, обязан использовать онлайн-кассу (смотрите также письмо ФНС России от 12.12.2018 N ЕД-4-20/24113@).
2) Согласно п. 1.9 Положения N 266-П расчеты с организациями торговли по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляют кредитные организации — эквайеры. Таким образом, торговый эквайринг сопровождает оплату товара платежной картой, и с организацией-продавцом рассчитывается банк-эквайер, с которым у нее заключен договор эквайринга. Но клиентом-покупателем в данном случае все-таки является иное лицо (гражданин). Поэтому именно это обстоятельство считаем определяющим, и, на наш взгляд, пользователь обязан использовать онлайн-кассу при поступлении оплаты таким способом (письмо УФНС России по г. Москве от 20.01.2011 N 17-15/4707).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
16 августа 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Оказание услуг по приему платежей
Налоговые органы, как все надзорные органы государства стремятся привлечь как можно больше организаций и должностных лиц к ответственности, чтобы повысить свои плановые показатели в работе. И если раньше ИФНС в судах проигрывала бОльшую часть споров с налогоплательщиками, то в последние несколько лет наблюдается обратная практика.
Для судов теперь надзорные органы априори правы, даже если и толкуют нормы закона не пользу привлекаемых к ответственности, что прямо прописано как в налоговом законодательстве, так и законодательстве об административных правонарушениях (АП). Принцип, что все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика (или лица, привлекаемого к административной ответственности (АО) давно уже не действует в судах, а тем более в надзорных административных органах.
Управляющие организации (УО) обязаны организовать начисление и сбор денежных средств с собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома (МКД) за содержание жилья и (или) коммунальные услуги в силу требований норм законодательства об обязательном минимальном перечне работ по содержанию МКД. Закон не конкретизирует как это делать: либо самостоятельно, либо на основании договоров с расчетными центрами, допускаются оба варианта.
При этом возникает много спорных моментов, касающихся исполнения законодательства по приему денежных средств как самими УО, так и расчетными центрами. Вполне ожидаемо, что налоговые инспекции высказывают мнение по всем вопросам не в пользу налогоплательщиков. И почему это не удивляет уже. А за правдой приходится идти в суд , но не всегда бывает, что там ее найдешь.
Поэтому примечательно судебное дело № А36-8176/2017, когда суд признал решение налоговой инспекции о привлечении вычислительного центра к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ незаконным, что само по себе удивительно в свете сложившегося отношения со стороны судов к таким делам: прекращать дела по АП за отсутствием состава (в т.ч. и вины правонарушителя или события АП) совсем некомильфо.
В части 2 ст. 15.1 КоАП РФ установлено, что нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с ФЗ от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе» обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как обычно бывает, налоговым органом проведена проверка ООО, которое по факту являлось расчетным центром и осуществляло сбор платы за содержание жилья на основании договора с управляющей организацией. В результате Общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ за то, что осуществляло деятельность по прием платежей без открытия специального банковского счета.
Суд 1 инстанции признал постановление ИФНС незаконным, а вслед за ним и суд апелляционной инстанции согласился с ним.
В Постановлении 19ААС от 9 августа 2018 года по дело № А36-8176/2017 судом указано следующее:
«. В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ) под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Положения названного Федерального закона не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим Федеральным законом, а также не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (подпункты 1 и 4 части 2 статьи 1 Закона № 103-ФЗ).
Согласно подпунктам 3 и 4 статьи 2 Закона № 103-ФЗ платежным агентом может являться юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. При этом платежным агентом является либо оператор по приему платежей, либо платежный субагент.
. Из названных положений Закона № 103-ФЗ следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом этих средств поставщику товаров (работ, услуг).
При этом платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Согласно статье 1 Закона № 103-ФЗ принятие платежей от физических лиц не во всех случаях порождает обязанность открыть специальный расчетный счет.
Таким образом, действие Закона № 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги — услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг).
В пункте 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ 15.11.2017г. разъяснено, что лицо, оказывающее поставщику товаров (работ, услуг) иные услуги, помимо услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику, не является платежным агентом и не может быть привлечено к
административной ответственности на основании части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
. Следовательно, поскольку общество в рамках указанных договоров оказывает иные услуги, оно не может быть признано платежным агентом, на которого распространяется действие Закона № 103-ФЗ.
Таким образом, не являясь платежным агентом, общество правомерно осуществляет упомянутую деятельность без использования предусмотренного Законом № 103-ФЗ специального банковского счета.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 26 мая 2017 № 302-АД16-16468, определении Верховного суда РФ от 5 июля 2016 № 306-АД16-4262.
При таких обстоятельствах, в действиях заявителя отсутствуют признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 15.1 КоАП РФ. Следовательно, в действиях общества отсутствует состав вмененного правонарушения, в связи с чем, привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, является незаконным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого постановления».
Как ни удивительно, но суды двух инстанций прекратили указанное дело об обжаловании Постановления об АП по самому непопулярному основанию: за отсутствием состава правонарушения. Остается надеяться, что такие «оправдательные» решения судов по привлечению к АО мы будем наблюдать чем дальше, тем чаще. Не забывая при этом, что суд не будет за вас доказывать вашу невиновность и отсутствие состава АП, а это следует делать представителю обвиняемой стороны очень дотошно, скрупулезно и профессионально. Тогда и положительный результат вполне возможен, особенно, если с судьей повезет.
С уважением, Ильмира Носик.
Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе тут .
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.