На что можно потратить деньги подростку
Как подростку заработать карманные деньги, не раздавая листовки
Как заработать подростку карманные деньги? Способы подработки для детей, находящихся на семейном обучении.
Семейное образование высвобождает время: то, что в школе проходят на протяжении нескольких дней, дома можно изучить всего за одно занятие. Хоумскулер не тратит время на дорогу до школы и ненужные ему факультативы. У подростков, осваивающих школьную программу на домашнем обучении, есть время не только на учёбу, но и на увлечения, многие из которых можно монетизировать. А значит, не в ущерб знаниям зарабатывать карманные деньги.
Согласитесь, здорово получать вознаграждение за то, что вам и так нравится. Надеемся, что следующие идеи вдохновят вас найти своё идеальное хобби, которое будет приносить вам доход.
Блогерство
Если вы любите социальные сети и общение с людьми, то блогосфера — ваш путь подработки.
Самой простой и популярной платформой для ведения блога сейчас является Instagram. Там размещают фотографии с текстами и Stories — короткие видео, исчезающие через 24 часа. Зарабатывать на блоге с маленьким количеством подписчиков вряд ли получится, но если развивать его, популярность возрастёт и на вас обратят внимание рекламодатели.
Если вам нравится снимать и монтировать видео, добро пожаловать на YouTube. Когда канал достигает отметки в 1000 подписчиков и 4000 часов просмотров, владелец становится партнёром видеохостинга и может получать деньги.
Популярность набирают также ресурсы с короткими мобильными клипами — TikTok, Like и другие. Так, Елизавета Стриж перешла на семейное обучение в домашней онлайн-школе «Фоксфорда», обнаружила, что у неё освободилось большое количество времени и начала снимать короткие видео. За год она набрала миллион подписчиков и стала зарабатывать на этом.
«Я начала снимать видео для приложения Like, в основном музыкальные и комедийные. В приложении много спецэффектов — получаются прикольно».
Тематика блога может быть любая. Некоторые просто делятся своей жизнью, как @tysya в Instagram. Девочка в 16 лет, живя в деревне, смогла развить блог, аудитория которого выше 1,2 миллиона подписчиков, и создать несколько бизнес-проектов.
Кто-то выбирает узкую конкретную сферу — например, изучение иностранного языка или психологию взаимоотношений. Шестнадцатилетняя Снежана Лобода успешно ведёт аккаунт @snegana_sky, который насчитывает более 80 тысяч активных подписчиков. Темы её постов — принятие себя, отношения с родителями и близкими людьми, внутренние переживания и всё то, с чем сталкиваются подростки.
Чтобы набрать популярность, нужно вкладывать в блог труд и энергию. Вот несколько советов, как развиваться и набирать подписчиков.
- Продумайте стиль блога. О чём вы будете рассказывать? В каком формате? Какова целевая аудитория?
- Составляйте план публикаций и придерживайтесь его. Важна не только регулярность, но и смысловая содержательность контента. Если блог посвящён учёбе или отдельному аспекту образования, например, иностранному языку, вы сможете применять знания, полученные на занятиях. Вы убьёте сразу двух зайцев: информация лучше закрепится в голове, а подписчикам будет интересно узнавать новое.
Продажа фотографии на стоках
Увлекаетесь фотографией? Попробуйте зарабатывать карманные деньги, сотрудничая с фотостоками. Фотосток (фотобанк) — это место, где соединяются фотографы со всего мира и люди, которым нужны фотографии.
В мире существует множество журналов, газет, сайтов, которым ежемесячно, еженедельно и даже ежедневно нужны иллюстрации для статей, страниц и макетов. Каждый раз нанимать фотографов невыгодно. Для решения этой проблемы созданы фотобанки. С их помощью даже фотограф из далёкой глубинки может продавать свои работы по всему миру, а люди — получить нужные им иллюстрации.
Новичок на фотостоке вряд ли заработает большую сумму, но в качестве карманных денег — то, что надо. А если расти и развиваться как профессионал, можно в будущем превратить фотографию в основной вид деятельности.
Организация мероприятий
Вы пунктуальны, внимательны и ответственны? Знаете, как организовывать события и управлять людьми? Тогда попробуйте себя в качестве менеджера.
Выпускник домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Анатолий Лукин ещё в 11 классе начал работать в ESL, одной из киберспортивных организаций мира, и зарабатывать больше 200 долларов в неделю. В его обязанности входит помощь в организации турниров по киберспорту на территории России. Анатолий положительно отзывается о своём опыте. Помимо очевидного плюса в виде денег на карманные расходы, работа мотивирует и даёт понять, зачем нужно учиться.
«У человека должно быть понимание, зачем ему это, к чему ведёт этот путь? Тогда он будет заниматься сам, без школьного надзора».
Рисование
Это ещё одно хобби, которое часто приносит карманные деньги подросткам. Сейчас в тренде графические рисунки, созданные на планшете. Такие произведения называются «артами».
Виктории Доминенко, ученице домашней онлайн-школы «Фоксфорда», удаётся на этом зарабатывать. Первые работы Вика продавала по 50 рублей, а теперь уже по 200.
«Мне предложил сотрудничество один начинающий интернет-магазин — буду отрисовывать для них иконки, сертификаты и прочее».
Алёна Руденко, ещё одна выпускница «Экстерната Фоксфорда», перешла на семейное образование, устав от конфликтов с учителями из-за цветных волос или рисунков в тетради. Сейчас она сама зарабатывает деньги и планирует стать суперкрутым специалистом в области компьютерной графики. Алёна обожает рисовать!
«Это моё любимое дело, работа и будущая профессия. Сначала смотрела чужие рисунки, пробовала создавать свои, набивала стиль. Постепенно собралось портфолио, стали поступать заказы».
Забота о животных
Если вы любите животных, можно совместить приятное с полезным. Например, выгуливая собак, можно зарабатывать карманные деньги. Каждый час работы выгульщика собак оплачивается по заранее оговорённой ставке. За одну прогулку от хозяев можно получить около 200 рублей. За собак крупных пород платят больше.
Поищите среди знакомых или соседей занятых собаковладельцев и предложите брать их питомца на прогулку за небольшую плату. Можно искать вакансии на форумах, досках объявлений, или самому развесить объявления по району.
Резюме
Карманные деньги помогают учиться планировать финансы, прививают любовь к труду и удовлетворяют столь важное в подростковом возрасте чувство независимости. На семейном образовании у вас больше возможностей развиваться и получать свой первый самостоятельный доход. Но помните: подработка не должна мешать учёбе.
Как давать карманные деньги подростку, чтобы он стал успешным
В подростковом возрасте часто встает вопрос о карманных деньгах. Сколько давать, как часто, контролировать ли куда потрачены средства, давать ли просто так или за что-то. А для некоторых родителей стоит вопрос, давать ли вообще.
Теперь обо всем по порядку…
Что такое «карманные деньги»? Карманные деньги – это те деньги, которые вы отдаете ребенку (в данном случае — подросшему) «в карман». Именно отдаете, а не просто даете. То, что вы отдали больше не ваше. Карманные деньги не подотчетны ни формально, ни фактически: где, когда и на что потратил их подросток, вас не касается. Иначе это деньги уже не карманные, а целевые.
Зачем нужны карманные деньги? Карманные деньги нужны для того, чтобы приучить ребенка к финансовому планированию и финансовой ответственности, и шире: к самостоятельности, планированию и ответственности вообще. Ответы на все остальные вопросы будут подчинены этому назначению карманных денег.
Итак, дача карманных денег – это система финансового воспитания личности. И эта система должна быть направлена на то, чтобы к совершеннолетию юноши и девушки становились финансово самостоятельным. Эта финансовая самостоятельность может быть полной (молодые люди сами зарабатывают себе на жизнь) или частичной (молодые люди, продолжая обучение, получают финансовые средства от родителей, но самостоятельно распределяют полученные средства). Какой бы ни была финансовая самостоятельность, она должна быть. Как этого добиться? Об этом моя сегодняшняя заметка.
Карманные деньги могут не только воспитывать, они могут и развращать. Для того чтобы карманные деньги были на пользу необходимо соблюдать ряд правил:
Карманные деньги должны даваться регулярно. Количество денег и частота, с которой они даются, должны соответствовать уровню финансовой зрелости подростка. Этот уровень определяется в первую очередь успешным опытом подростка в распоряжении деньгами.
В идеале деньги на карманные расходы надо начинать выдавать детям, как только они начали понимать, что такое деньги и научились их считать. То есть, в 5-6 лет. Деньги должны выдаваться ежедневно, но в очень небольшом количестве (рубль – два в день). Уже в этом возрасте карманные деньги не должны быть подотчетны, ребенок может себе один-два раза в месяц покупать «Кинрдер-сюрприз», а может «копить на ролики», или даже на самолет. Постепенно размер выдаваемых денег и срок, на который они выдаются, увеличивается. Никаких дополнительных трат родитель при этом не несет. Просто постепенно ответственность за планирование расходов переносится с родителя на ребенка.
К 6-7 классу важно, чтобы подросток сам управлял деньгами, которые выдают родители для развлечения и отдыха. Но это также значит и то, что кроме своих карманных денег, он на эти цели больше не получит ни сколько (как бы иногда родителю не хотелось побаловать своего ребенка). Частота, с которой в этом возрасте имеет смысл выдавать карманные деньги – раз в неделю или раз в полмесяца. К 8-9 классу подростку важно научиться распределять свои деньги на месяц. Без ошибок при распределении денег сначала не получится, но, не получая дополнительных денег, подросток быстро освоит планирование. И, наконец, к 10-11 классу подростку важно научиться самостоятельно управлять всеми деньгами, которые тратятся на него (включая проезд на общественном транспорте, покупку канцелярии, одежды и обуви, подготовку к школе…).
Ещё один важный вопрос – количество денег (особенно в старшем возрасте, когда карманные деньги – это все деньги, которые расходуются на подростка). Их должно быть достаточно для удовлетворения основных нужд подростка, но недостаточно для удовлетворения всех желаний. Это будет стимулировать подростка тщательно планировать свои расходы, а также искать источники дохода в виде подработки. Т.е. денег должно быть столько, чтобы у подростка после того, как будут куплены качественные бюджетные одежда и обувь и другие обязательные товары, остались деньги на основные интересы, кино, или ещё какое-то развлечение. А покупка дорогого телефона, брендовой одежды и другие траты, выходящие за пределы «эконом-класса» за счёт карманных денег должны быть недоступны независимо от дохода родителей. Если деньги будут в избытке, то, во-первых, отсутствует воспитательный эффект от планирования расходов, а во-вторых, отсутствует эффект стимулирования самостоятельной трудовой деятельности.
Одно из главных правил, которое должно соблюдаться неукоснительно – все проблемы, которые возникают из-за ошибок в распределении денег, подросток решает сам. Дополнительных денег он не получит ни при каких обстоятельствах. Мне рассказывали такой случай. Девушка получала карманные деньги, и захотела купить себе очень дорогие зимние сапоги на шпильке и евромеху. Что она и сделала. Школа её была далеко, надо было стоять на остановке общественного транспорта, а дело было в Сибири. В общем, после первых же морозов она пришла домой, сняла эти сапоги и попросила у мамы её старые валенки, которые та уже не носила. Девушка так и проходила в этих валенках всю зиму. Больше бездумных трат она не совершала…
Многие родители на это, наверное, возразят, что они не хотят, чтобы их ребенок выглядел как попало, что этого нельзя допускать и т.д. Да, у родителей всегда будет большой соблазн взять на себя распределение расходов подростка, но важно отдавать себе отчет в цели того, что мы делаем. Чего мы хотим? Мы хотим воспитать самостоятельную и ответственную личность, или красивую картинку, на которую приятно посмотреть самим и которой можно покрасоваться перед другими?!
P.S.: Как-то логически заметка закончилась, а на один из заявленных вопросов я не ответил. Так можно или нет давать карманные деньги за что-то и лишать их за какие-то поступки? Ответ однозначный: нет. Карманные деньги – это метод воспитание самостоятельности и ответственности (в том числе финансовой), а не предмет торга и рычаг воздействия с целью подчинить подростка ещё больше воле родителей. Если подросток нанес вам финансовый ущерб, вы можете в общегражданском порядке потребовать с него возмещение ущерба (пусть и из этих же карманных денег, но это должно быть следствием ответственного поведения, а не родительского произвола).
Снизить количество расходов на подростка и повысить его финансовую компетентность, а также решить множество других проблем, можно с помощью тренинга для родителей подростков «Отношения с подростком. Полный upgrade». Жмите на ссылку и читайте отзывы!
Как научить подростка копить и тратить с умом
Если карманные деньги ребёнка улетучиваются быстрее, чем вы зарабатываете, устройте ему такой челлендж.
1. Определите цель
Это должно быть самое-самое заветное желание из тех, которые можно осуществить за деньги. Чтобы челлендж сработал, цель должна быть притягательнее, чем вкусняшки и развлечения с друзьями. Попросите ребёнка записать цель на видном месте. Рядом подпишите, сколько она стоит.
Если предмет дорог и копить на него придётся слишком долго, договоритесь, что ребёнок должен собрать часть суммы, а остальное вы добавите.
2. Разбейте цель на этапы
Решите, сколько надо откладывать в неделю. Для этого ребёнок должен определить, когда он хочет получить вещь, и разделить её стоимость на количество недель.
3. Найдите пожирателей денег
По статистике, подростки тратят больше всего карманных денег на походы в кино, перекусы и газировку, оплату мобильных телефонов. Переведите стоимость цели в то, что часто покупает ребёнок, например в пиццы или бутылки газировки. Это поможет сделать путь к цели зримым и понятным: например, чтобы купить гироскутер, надо отказаться от 15 пицц.
Предложите ребёнку посмотреть, в какие «чёрные дыры» улетают его деньги. Для этого надо записать, на что он тратил на прошлой неделе, и определить пункты, без которых можно было обойтись. Это и есть пожиратели денег. Если от них отказаться, удастся откладывать больше и копить быстрее.
Покажите ребёнку, что у него есть выбор. Он сам решает, что для него важно здесь и сейчас. Если, к примеру, подростку важнее пойти в кино с девочкой, которая ему нравится, то приобретение велосипеда можно отложить на потом.
4. Подскажите, как копить больше
Вот несколько приёмов, которые помогут не тратиться на мелочи (кстати, приёмы работают и для взрослых).
- Метод записной книжки. Попросите ребёнка записывать каждую трату, но не для вас, а для себя (не требуйте показать записи). Это важно, чтобы он сам смог увидеть лишние расходы и посчитать деньги, потраченные зря.
- Метод некупленных товаров. В следующий раз, когда ребёнок сильно захочет что-то купить, убедите его отложить покупку на пару дней. Эмоции улягутся, и он сможет принять взвешенное решение.
- Метод 1/10. Предложите откладывать 10% от каждой суммы, которая поступает в руки ребёнка, чтобы они не превратились в лишние шоколадки.
- Метод рабочего времени. Если ребёнок имеет опыт подработок, пусть переведёт покупку в рабочее время: посчитает, сколько придётся работать, чтобы купить, например, ещё одну толстовку. Такая мысль делает трату менее приятной.
5. Найдите выгодные предложения
Когда нужная сумма будет собрана, попросите ребёнка проанализировать предложения в разных магазинах, поискать скидки и акции и выбрать самый выгодный вариант.
6. Купите и отпразднуйте
Когда вещь будет куплена, закрепите приятные воспоминания: устройте семейный праздник или дружескую вечеринку, сделайте фото и видео на память. Это поможет создать в мозгу цепочку: копить и достигать целей приятно. Тогда в следующий раз ребёнок сам захочет накопить на мечту.
Материал подготовлен на основе блокнота-челленджа для подростков «Твои финансы». Внутри блокнота — упражнения, лайфхаки, задания и советы, которые научат ребёнка грамотно обращаться с деньгами, копить и тратить с умом, распознавать попытки мошенничества и даже составлять бизнес-планы.
На что подросток может потратить карманные деньги
Дружба и любовь в долг не бывают, хотя многие с этим спорят и выручают любимых, друзей, родных, знакомых при первой просьбе дать взаймы.
А действительно ли такая помощь нужна, а если нужна, то когда?
Все думают лишь о том, вернутся деньги или нет. А не это главное.
Одна шестнадцатилетняя девчонка, которой родители ежемесячно выделяли 100 долларов (в долларах, т.к. курс изменчив, а в те годы курс был ок. 30 рублей) на расходы, отдала очередные карманные деньги по первой же просьбе своему парню, упросившему ее помочь для покупки лекарств для матери, которая заболела и зарплату получить не успела.
Так как согласно пункту 2 статьи 26 Гражданского кодекса РФ:
«Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами»,
то никакого разрешения у родителей она на то, чтобы отдать деньги, не спрашивала, более того, девушка родителям в принципе не сказала, что отдала деньги, им без разницы было, на что их дочь-отличница тратит деньги, точно не на сигареты.
На следующий день молодой человек не отвечал на смс, на телефонные звонки.
Шли дни. Девчонка не понимала, что происходит, сам парень не звонил, в школе его никто не видел уже неделю.
При попытке позвонить на домашний телефон, девчонка нарвалась на его мать, которая бросила трубку, только услышав знакомый голос.
Рассказав родителям о ситуации, те с чего- то решили, что парень другую окрутил, и деньги нужны были, возможно, на тайное избавление от беременности, короче, наказали дочери деньги любым путем вернуть, чтобы в следующий раз была умнее.
Я об этой истории узнала от мамы девушки, позвонившей мне с вопросом, забыть про деньги или еще можно вернуть, и если можно, то как это сделать. Когда-то я ей помогала по одному квартирному спору.
Встретились мы в тот же вечер, даже и не сказала бы, что дочери моей знакомой на вид 16 лет, взрослее гораздо выглядит, ну, да ладно, не мое дело.
Поговорили и решили, что раз дети разобраться не могут в своих отношениях, разобраться надо двум мамам, так сказать, закрыть вопрос. Все-таки адвокат тут явно лишний, а земля круглая, мало ли как жизнь повернется. Все из одного района города. Да и вообще.
Позвонила моя знакомая матери молодого человека, договорились о встрече в кафешке.
После встречи мать девочки позвонила мне и вывалила на меня то, что я никак не ожидала: сына нашли мертвым на следующий день после получения денег. Скончался от передозировки. Мать парня обвиняла дочь моей знакомой, что дала деньги на дозу, а моя знакомая вообще не понимает, как дочь могла полюбить наркомана. Но в любом случае не зря встретились.
Конечно, согласно пункту 1 статьи 1165 Гражданского кодекса:
«Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества». Но что мог нажить 16-летний мальчишка? Да и кто пойдет взыскивать 100 долларов, данных подростком из самых благих намерений? Я что-ли? Увольте.
Я сказала, что дочери однозначно надо знать, что произошло, а дальше, как решат, но я точно не пойду судиться. Но знакомая сказала, что уже приняла решение и никто требовать деньги не будет.
Вернувшись домой, женщина сказала мужу и дочери, что произошло.
На плечи родителей легла тяжелая ноша в виде переживаний и слез влюбленной дочери-подростка, отказывавшейся верить в происходящее и жизнь без своего любимого.
Сейчас все хорошо, девчонка выросла, замужем, благо, родители вели себя, как настоящие любящие родители, не дали дочери уйти, а ведь мысли о суициде ее начали посещать сразу же после новости о смерти.
Так что, если кому-то так сильно хочется дать денег, может, сначала есть смысл изначально узнать не о сроке возврата, а о том, куда эти деньги пойдут?
Желанием помочь так легко не угодИть, а угАдить, тем более, если деньги хочется дать во имя любви.
Как мы отдали подросткам деньги
И они не стали наркоманами
«Я хожу без шапки, потому что у меня нет нормальной шапки! — говорила мне старшая дочь. — Мам, дай денег!»
Сейчас нашим дочерям, Ирине и Юле, 14 и 16 лет. Карманные деньги мы стали им давать лет пять назад, по 500 Р в месяц. Они тратили их на сладости и мелочи, а остальное просили у нас. Вот это постоянное: «Мне надо новую тушь купить», «Мам, можно я на « Алиэкспрессе « себе чехол закажу?», «У меня телефон глючит, как я с ним в школу ходить буду?» — и так далее.
Траты на детей всегда были для меня непредсказуемой статьей в бюджете: как ни пытайся заложить с запасом, всё равно потратишь больше.
Хуже всего были совместные походы по магазинам. Когда каждый вопрос: «С чем ты будешь это носить?» или «Ты уверена, что тебе это очень нужно?» — мог привести к ссоре и публичному скандалу.
Короче, я устала. А потом увидела в Фейсбуке чей-то пост о том, как родители дают детям-студентам месячную сумму на все расходы, и решила, что школьники ничуть не хуже студентов. Так я затеяла эксперимент.
Сколько мы даем и на что
В конце декабря я поговорила с обеими дочерьми и предложила им схему: мы высчитываем ежемесячные расходы и 1 числа каждого месяца я выдаю им эту сумму. Дальше они сами планируют свой бюджет, ходят на шопинг, откладывают на крупные покупки и не трогают родителей.
Мы решили, что питание и гигиена останутся на взрослых, а за всё остальное Ирина и Юля будут платить сами.
Валюта
Сейчас мы живем в Италии, поэтому считали все расходы в евро и по местным ценам. Для удобства читателей я пересчитала всё в рубли, но цены всё равно могут показаться необычными.
Чтобы высчитать необходимую сумму, мы разделили все траты на две категории: ежемесячные и все остальные. Все остальные траты за год мы сложили и разделили на 12 месяцев. Получившуюся сумму прибавили к ежемесячным тратам и так получили нужную цифру.
В ежемесячные траты на каждую дочь вошли: транспорт (22 €), связь (10 €), развлечения и сладости (10 €), косметика и мелкие траты на носки (18 €). Итого 60 € ( 4400 Р ).
Остальное мы считали за год: одежда (600 €), подарки друзьям и семье (240 €), гаджеты (240 €). Итого 1080 € в год = 90 € ( 6700 Р ), в месяц.
Ирина зафиксировала решения в блокноте, чтобы потом было проще вспоминать и анализировать
Чтобы посчитать, сколько мы тратим на одежду, мы прикинули, сколько и чего покупаем в течение года. Получился такой список: пальто, куртка, ветровка, 2 пары ботинок, пара туфель и пара босоножек, 3 пары кроссовок, 4 пары джинсов, около 6 джемперов, порядка 20 футболок, около 5 платьев, штук пять шортов и бридж, три комплекта школьной одежды, пара шапок и шарфов, перчатки, ремни, пара рюкзаков. Посмотрели цены в наших любимых магазинах, подсчитали примерную сумму и округлили в большую сторону на непредвиденные случаи.
Сумму на подарки высчитали так: умножили количество близких людей на примерную цену одного подарка и еще на два, потому что у нас принято дарить большие подарки на Новый год и день рождения.
Сумму на гаджеты высчитали исходя из прошлого опыта: примерно один телефон в 2—3 года. При этом договорились, что компьютеры, ноутбуки и другая крупная техника остаются в семейном бюджете.
Общая сумма на руки получилась 150 €, или 9560 Р , на одного человека в месяц. Эта сумма была похожа на то, что я реально тратила на детей из семейного бюджета, поэтому мы не торговались и договорились с первого раза.
Итоги первого месяца
1 января вместе с новогодними подарками дети получили по 150 €. Нам всем было немного страшно. Я боялась, что они потратят всё на наркотики, выпивку и покупки внутри приложений. Юля с Ириной боялись, что не смогут толково распорядиться деньгами и окажутся в трудной ситуации.
В первый месяц они почти ничего не покупали. Когда мы вместе пошли на традиционную распродажу, чтобы обновить гардероб, обе потратили примерно по 20 €. Зато в магазин для рисования они ходили раза три за месяц и накупили себе красок, холстов и каких-то особых маркеров, на которые мне всегда было жалко денег, а им они оказались очень нужны и важны.
Когда дочери пошли в школу после каникул, оказалось, что Ирине нужно купить что-то из канцтоваров и книжку для учебы. Она пришла ко мне и попросила добавить расходы на канцтовары и книги. Мы подумали и добавили 25 €. С февраля я выдаю им по 175 € ( 13 000 Р ).
В конце первого месяца у обеих осталось примерно по 50 €. За месяц я не услышала ни одной просьбы купить что-нибудь. Мы весело, как подружки, сходили на шопинг и платили каждая из своего кошелька. Младшая, Ирина, с чистой совестью купила кучу сладостей и угостила всех нас. Все остались довольны. Эксперимент продолжился.
Наши впечатления за 4 месяца
Я довольна в первую очередь тем, что отношения в моей семье улучшились. Больше нет никаких упреков в излишних тратах, обид за то, что кто-то кому-то что-то не купил. Походы по магазинам из пытки превратились в удовольствие, и у нас стало меньше поводов для конфликтов.
Мне стало легче планировать бюджет. Теперь у меня есть конкретная и фиксированная сумма трат на детей, и я знаю, что на меня не выскочит внезапно порванная куртка или сломанный телефон. Для таких случаев мы договорились о кредитовании, но обе дочери стали бережнее относиться к вещам.
Иногда мне кажется, что они делают всё неправильно, и я хочу вмешаться или хотя бы дать совет. Но я останавливаю себя, потому что понимаю, что это разрушит весь эксперимент. Труднее всего было первые два месяца. Потом я привыкла и перестала считать, сколько блесков для губ купила младшая дочь, и стараюсь не думать, зачем старшей нужен новый блок питания для компьютера и что стало со старым.
Вчера они купили машинку на пульте и новый домик для собаки, хотя их никто не просил и эта статья расходов не входит в их бюджет. На 8 Марта младшая подарила мне флакон духов.
Свежие покупки: косметика, модная одежда и игрушки — то, на что маме всегда было жаль денег
За 4 месяца я ни разу не задержала «выплату» и считаю, что это одно из важных условий эксперимента. Так дети могут планировать свой бюджет и чувствуют себя спокойно.
Теперь, когда мы говорим о том, куда бы нам хотелось поехать на каникулы, они всерьез рассуждают, что поучаствуют своими деньгами в общих тратах на путешествие. Для меня это означает, что они стали серьезнее относиться к деньгам и в целом повзрослели за эти месяцы.
Вот что они сами говорят о нашем эксперименте.
Ирина, 14 лет: «Мне удобно, что не надо ничего просить у мамы. Я трачу в основном на одежду, телефон, развлечения, сладости. У меня стало больше одежды, я стала больше покупать того, что мне нравится. Просто раньше тратилось примерно столько же денег, но как-то реже и не так. Мама покупала то, что считала нужным, а не то, что было нужно мне. Я не ощущала, что вот я могу пойти и купить себе вкусняшек. А сейчас я могу. Я откладываю понемногу, и у меня есть минимум 100 € на всякий случай, и эта сумма постепенно растет».
Юля, 16 лет: «Мне нравится, что я сама распоряжаюсь своим бюджетом. Я трачу на что хочу: на компьютер, на еду, одежду, игрушки и на разные мелочи для интерьера. Откладываю 100 € каждый месяц на какие-нибудь крупные покупки. В этом месяце купила новый блок питания для компьютера. Сейчас коплю, чтобы сделать тату. Раньше я записывала все траты, а теперь просто слежу, чтобы не потратить всё сразу и стараюсь, чтобы во второй половине месяца у меня хотя бы 20 € были в кармане».