Invest44.ru

Инвест журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Источниками финансовых ресурсов государства являются

Финансовые ресурсы и их источники.

Совокупность денежных средств, находящихся в распоряже­нии населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ре­сурсы.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

1) на уровне хозяйствующих субъектов:

— продажа ценных бумаг, дивиденды по ценным бумагам;

— банковский кредит, проценты;

2) на уровне населения:

— заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы;

-доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций;

— социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии;

3) на уровне государства, органов местного самоуправления:

— доходы от государственных и муниципальных предприятий;

-доходы от приватизации государственного и муниципального имущества;

— доходы от внешнеэкономической деятельности;

— государственный и муниципальный кредит;

— эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Функции и принципы финансов.

Функции финансов.

Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер и соответственно главная функция финансов — распределительная. Распределительный процесс, осу­ществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Фи­нансы обслуживают разные этапы распределения совокупного об­щественного продукта, участвуя как в первичном его распределе­нии, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов федерации), местный (на уровне органов местного са­моуправления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотрас­левое, межотраслевое, межтерриториальное.

Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют ре­шающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. п.

Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изы­мает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и на­правляет в другие, в том числе в социальную сферу. Процесс пе­рераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политиче­ских сил в стране.

В целом распределительная функция финансов позволяет:

1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйст­вующих субъектов, населения, государства, органов местного само­управления;

2)осуществлять внутрихозяйственное, внутриотрасле­вое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так­же перераспределение между производственной и непроизводствен­ной сферами и социальными группами;

3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Наряду с распределительной к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Распределительная и контроль­ная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финан­сов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из харак­тера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресур­сов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозмож­но оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.

Читайте так же:
Почему финансовая деятельность государства является управленческой

Распределительная функция финансов осуществляется не сти­хийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым — воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов — регулирующей.

Регулирующая функция финансов проявляется на всех уров­нях, во всех сферах, звеньях организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

Принципы финансов.

Существуют следующие принципы финансов:

Диверсификация – (разный-делать) — расширение ассортимента, изменение вида производимой продукции, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получение экономической выгоды, предотвращение банкротства. Диверсификация производства – распределение вкладываемых в экономику или кредитуемых денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход.

Принцип единствафинансов основан на том, что существует единство законодательной и нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой систем, форм финансовой документации и отчетности, порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, организации расчетов и платежей, формировании затрат и финансовых результатов, применение санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины.

Принцип сбалансированности означает, что стоимостная оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретные источники формирования за счет поступления и доходов, в том числе собственных, заемных средств банков и привлеченных средств коммерческих кредитов.

Принцип сбалансированности бюджета и государственных внебюджетных фондов означает, что объем запланированных расходов должен соответствовать общему объему доходов, формируемых из налоговых и неналоговых поступлений, а также заемных средств. Важно, чтобы произведенные заимствования не превышали возможностей бюджета или внебюджетного фонда по обслуживанию и погашению государственного долга.

Сбалансированность финансов проявляется в полном и своевременном выполнении денежных обязательств и погашении задолженности. Разбалансированность финансов выражается в росте просроченной задолженности и обязательств, приводящих к банкротству и требующих реструктуризации (пересмотра обязательств на иных финансовых условиях).

Принцип целевой направленности.

Цели предпринимательской деятельности:

Извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Цели государственных финансов:

Перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям.

Принцип диверсификации источников финансирования и вложения ресурсов проявляется двояко:

в инвестировании денег из различных источников в разные объекты и имущество;

в создании многопрофильных предприятий, занимающихся различными видами предпринимательской и некоммерческой деятельности.

Она позволяет снизить риск банкротства и повышает конкурентоспособность, но сопряжена со значительным отвлечением финансовых ресурсов. Наиболее распространена диверсификация вложений в ценные бумаги.

Принцип стратегической ориентированности финансов означает, что для достижения конкретных целей следует выработать четкую стратегию мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающую оптимальное и эффективное финансирование производства, сферы услуг, включая не только покрытие текущих затрат, но и вложения инвестиционного характера на долгосрочную и среднесрочную перспективу.

Источники формирования финансовых ресурсов государства

Финансовые ресурсы государства — это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Читайте так же:
Система государственных органов осуществляющих финансовую деятельность

Финансовые ресурсы формируются в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения валового общественного продукта страны, аккумулируются Государством и субъектами хозяйствования. Являются одним из основных факторов производства, именуемым денежным капиталом.

Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на макроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях.

Объем финансовых ресурсов, как правило, больше национального дохода, потому что кроме стоимости прибавочного продукта и части необходимого продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.

Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов.

Централизованные финансовые ресурсы — это результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и т. д.).

Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.

Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.

Целесообразно включить в финансовые ресурсы также кредитные ресурсы Центрального банка как государственный денежный резерв, закрепленный за Центральным банком в виде уставного, резервного и других фондов. Т.о. основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

В тетради

Государственный займ и его роль в экономике

Государственные заимствования РФ– это займы и кредиты, которые привлекаются от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по ним возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Можно рассматривать роль государственного долга с позиции полезности использования механизма государственного долга в рыночной экономике.

Самой главной выгодой для государства, обосновывающего полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга – в процентах от ВВП (за определенный период времени, как правило, экономический цикл).

Размер сальдо бюджета и объем реального ВВП являются двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема государственного долга, профицит бюджета позволяет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования долга. Положительное влияния государственного долга на экономику заключается еще в том, что, выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными.

Читайте так же:
Типы финансовой политики государства

Вопрос 6.Понятие, состав и источники формирования финансовых ресурсов государства.

Материально-вещественным выражением финансов выступают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы в отличие от финансов являются реальной категорией. В учебной литературе также даются различные толкования финансовых ресурсов. Впервые оно было введено при составлении первого 5-ти летнего плана СССР, когда был составлен баланс финансовых ресурсов страны.

Признаки финансовых ресурсов:

1. всегда являются денежными средствами, но не все денежные средства являются финансовыми ресурсами.

2. финансовые ресурсы всегда имеют собственника или лицо, которое распоряжается ими.

3. целевая направленность, то есть использование финансовых ресурсов на определенные цели (расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, социальные нужды, управление и т.д.).

Таким образом, финансовые ресурсы – денежные поступления, доходы, накопления, находящиеся в собственности либо в распоряжении хозяйственных субъектов, государства, граждан, аккумулируемые в различных фондах денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, и используемые в соответствии с их целевым направлением.

Объем, состав и структура финансовых ресурсов определяются государством и устанавливаются в ходе разработки финансовой политике, законодательно закрепляется в определенных НПА.

Важный законодательный акт, в котором закрепляется объем обще- государственных финансовых ресурсов на конкретный год – закон о республиканском бюджете.

Формы мобилизации финансовых ресурсов также устанавливаются государством и они постоянно изменяются и совершенствуются в зависимости от объективных экономических условий, стратегических и тактических задач финансовой политики государства.

Важнейший источник финансовых ресурсов государства― стоимость ВВП. От объема созданного ВВП в первую очередь и зависят объемы мобилизуемых финансовых ресурсов. Таким образом, объем финансовых ресурсов зависит от масштабности и эффективности процесса производства.

Величина финансовых ресурсов, инвестируемых в производство, будет оказывать непосредственное влияние на темпы его роста и эффективность.

Источники финансовых ресурсов государства:

— часть национального богатства государства;

— поступления от внешнеэкономической деятельности.

Виды финансовых ресурсов – материальное выражение конкретных форм финансовых отношений:

2. Неналоговые доходы

3.Другие платежи, уплачиваемые ЮЛ и ФЛ в общегосударственные фонды денежных средств

4. Амортизационные отчисления

5. Прибыль хозяйствующих субъектов

6.Страховые взносы по социальному страхованию, имущественному, личному и другим.

7. Государственные займы: внутренние и внешние

8. Доходы от приватизации государственной собственности и другие.

Формирование и использование финансовых ресурсов может осуществляться как в фондовой так и в нефондовой форме.

Фондовая форма характерна для движения финансовых ресурсов на макро- уровне.

Характерные черты финансовых фондов:

— являются обособившейся частью в общем объеме денежных средств субъекта;

Читайте так же:
Виды финансовых ресурсов органов государственной власти

— имеют относительную самостоятельность движения;

— всегда имеют целевое назначение, причем цели могут быть широкие или узкие.

На микро- уровне движение финансовых ресурсов может проявляться как фондовой, так и в нефондовой форме. В отличие от макро-уровня реализация фондовой формы движения финансовых ресурсов менее регламентирована. Предприятия могут формировать фонды накопления, потребления, резервные фондов, если это предусмотрено их учредительными документами. В тоже время есть обязательные фонды (фонд заработной платы).-

В нефондовой форме предприятия используют финансовые ресурсы, в первую очередь, на выполнение финансовых обязательств перед государством, учреждениями банковской системы, страховыми организациями.

Все финансовые ресурсы государства, в зависимости от того, в чьей собственности они находятся, делятся на 2 группы:

— децентрализованные (финансовые ресурсы организаций).

Централизованные финансовые ресурсы – денежные поступления, доходы, накопления, образованные в процессе распределения ВВП, части национального богатства, находящиеся в распоряжении государства, аккумулируемые в централизованных фондах денежных средств и используемые на расширенное воспроизводство и удовлетворение других общегосударственных потребностей.

Государственный бюджет – самый значительный из всех общегосударственных фондов. Объем его доходов и расходов постоянно растет, что связано с объективными экономическими процессами и, прежде всего с ростом ВВП, а так же с действующим в конкретном государстве законодательством.

Основные виды централизованных финансовых ресурсов:

— неналоговые доходы, уплачиваемые ЮЛ и ФЛ;

— обязательные взносы по государственному социальному страхованию;

— государственные займы (внутренние и внешние);

— доходы от приватизации государственной собственности и др.

В составе централизованных финансовых ресурсов основную долю занимают налоговые доходы. По консолидированному бюджету на 2016 год, эта группа составляет 85 %, а в составе этой группы наибольшую долю занимает НДС (29%).

Кроме того, налог на прибыль (8%) , подоходный налог с ФЛ (15%), акцизы — 7%.

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности запланированы 14,4%, неналоговые доходы по плану на 2016 год – 14,1%.

Децентрализованные финансовые ресурсы – финансовые ресурсы предприятий, организаций, ИП – денежные накопления, поступления, доходы, которые формируются в процессе распределения стоимости ВВП, других источников, находятся в собственности или распоряжении организаций, ИП и используются на расширение производства, предпринимательской деятельности и удовлетворение других потребностей этих субъектов.

В состав децентрализованных финансовых ресурсов включаются следующие группы:

— собственные и приравненные к ним средства:

А) прибыль организации

Б) амортизационные отчисления

В) другие формы денежных накоплений

К приравненным к собственным относятся:

А) минимальная задолженность по ЗП работникам, по авансам заказчиков на выполнение определенных работ

Б) минимальная задолженность по налоговым и неналоговым платежам, отчислениям.

3.1. Понятие государственных финансовых ресурсов и источники их формирования

Финансовые ресурсы государства — это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Финансовые ресурсы формируются в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения валового общественного продукта страны, аккумулируются Государством и субъектами хозяйствования.

Читайте так же:
Государственными финансовыми ресурсами являются

Понятие «финансовые ресурсы» в РСФСР было введено при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.

Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на макроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях.

Объем финансовых ресурсов, как правило, больше национального дохода, потому что кроме стоимости прибавочного продукта и части необходимого продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.

Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов.

Централизованные финансовые ресурсы — это результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и т. д.).

Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.

Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.

Целесообразно включить в финансовые ресурсы также кредитные ресурсы Центрального банка как государственный денежный резерв, закрепленный за Центральным банком в виде уставного, резервного и других фондов.

Таким образом, финансовые ресурсы государства — это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды — составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство.

Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, т.е. управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector