Invest44.ru

Инвест журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Индекс кредитоспособности регионов

РИА Рейтинг

Регионы России

В 2019 году индекс кредитоспособности повысился у 43 субъектов РФ

Материалы по теме

Индекс кредитоспособности российских регионов – 2020

Обзор: социально-экономическое положение регионов РФ в 2019 году

Чаще всего самые высокие зарплаты в добыче полезных ископаемых

Долговая нагрузка на региональные бюджеты снижается 4 год подряд

Качество жизни в российских регионах – Рейтинг 2019

Рейтинг регионов РФ по уровню безработицы – 2020

РИА Рейтинг – 6 апр. В 2019 году суммарный государственный долг субъектов Российской Федерации снизился на 4,2%, а суммарные доходы региональных бюджетов выросли на 9,9%. Это способствовало повышению кредитоспособности регионов в целом по стране. В то же время динамика макроэкономических и бюджетных показателей характеризовались неоднородным распределением – в ряде регионов уровень долговой нагрузки повысился, что обусловило снижение их кредитоспособности.

Как свидетельствует динамика индекса кредитоспособности регионов РФ, который рассчитали эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по заказу АЭИ ПРАЙМ, медианное значение индекса кредитоспособности всех субъектов РФ на 1 января 2020 года составило 63,6 (диапазон значений от 1 до 100), что на 1,8 пункта выше, чем годом ранее. Среднее значение индекса кредитоспособности всех регионов выросло с 63,0 на 1 января 2019 года до 63,7 на 1 января 2020 года.

Среди позитивных аспектов можно также назвать увеличение числа регионов с высоким значением индекса и снижение их числа с низким значением. На 1 января 2020 года индекс кредитоспособности превысил значение 80 у 28 регионов, что на 1 больше, чем годом ранее. У 11 регионов значение индекса превышает 90. В их число помимо Москвы и Санкт-Петербурга, у которых значение индекса находится на максимально возможном уровне, входят Красноярский край, Ленинградская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Московская область, Свердловская область, Тюменская область, Самарская область, Белгородская область. На 1 января 2020 года у 14 регионов индекс кредитоспособности был ниже 40 и у 4 – ниже 30. За год число таких регионов снизилось на 4 и 3 соответственно.

Индекс кредитоспособности по итогам 2019 года повысился у 43 субъектов РФ, из которых у 4 регионов – более чем на 10 пунктов. У трех субъектов РФ индекс кредитоспособности не изменился, среди которых Москва и Санкт-Петербург с максимально возможным значением индекса 100. Снизился индекс у 37 субъектов РФ.

Лидерами по росту индекса кредитоспособности стали Краснодарский край, Астраханская область, Калужская область, Чукотский автономный округ, у которых по итогам 2019 года индекс кредитоспособности вырос более чем на 10 пунктов. В большинстве случаев основной причиной повышения индекса стало снижение уровня долговой нагрузки, за счет снижения объемов долга и роста доходов. У всех вышеназванных регионов налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета выросли по сравнению с 2018 годом более чем на 10%, при этом объем государственного долга снизился.

У регионов, у которых значение индекса существенно снизилось в 2019 году, напротив, наблюдался рост объемов государственного долга, а темпы роста расходов опережали рост доходов, что привело к увеличению дефицита.

В условиях ухудшения экономической ситуации в стране и мире в целом вследствие пандемии коронавируса по итогам 2020 года собственные доходы бюджетов во многих регионах скорее всего снизятся, при этом для финансирования расходных статей необходимо будет привлекать заемные средства. В результате с большой вероятностью можно ожидать роста дефицита региональных бюджетов и повышения уровня долговой нагрузки, что приведет к снижению индекса кредитоспособности большинства регионов. При этом в наиболее уязвимой ситуации окажутся регионы, у которых уже сейчас долговая нагрузка находится на высоком уровне. По данным на 1 января 2020 года у девяти регионов объем государственного долга превышает 80% налоговых и неналоговых доходов, из которых у шести доходы бюджета более чем на 40% формируются за счет безвозмездных поступлений.

В меньшей степени негативные факторы повлияют на регионы с высоким уровнем бюджетной обеспеченности и низкой долговой нагрузкой. У них остается больше возможностей для наращивая дефицитна бюджета и государственного долга без существенного ухудшения устойчивости бюджетной системы. По итогам 2019 года у девятнадцати регионов объем государственного долга не превышает 20% налоговых и неналоговых доходов. Из них у девяти регионов налоговые и неналоговые доходы составляют более 80% суммарных доходов, региональный бюджет исполнен либо с профицитом либо с незначительным дефицитом.

Методика расчета индекса

Индекс кредитоспособности российских можно рассматривать в качестве индикатора, характеризующего возможности региона обслуживать государственные долговые обязательств. Значение индекса может изменяться в диапазоне от 0 (минимально возможное / худшее значение) до 100 (максимально возможное / лучшее значение). Индекс рассчитывается для регионов, у которых есть государственный долг. Соответственно на 1 января 2019 года индекс не рассчитывается для Сахалинской области и г. Севастополь, государственный долг которых равен нулю.

Методика расчета индекса кредитоспособности региона основывается на агрегировании показателей, которые позволяют оценить возможности субъекта РФ выполнять свои долговые обязательства. При расчете индекса учитывались показатели, характеризующие долговую нагрузку региона, его бюджет и экономику.

Для оценки долговой нагрузки анализировались следующие показатели: отношение государственного долга к объему собственных доходов, отношение прямого долга к объему собственных доходов, отношение коммерческого долга к объему собственных доходов, отношение общего долга субъекта РФ к объему собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, отношение общего долга субъекта РФ к объему ВРП субъекта РФ.

В группу «Бюджет» включены такие показатели как: Доля собственных доходов в суммарном объеме доходов, доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета за вычетом поступлений налогов в федеральный бюджет в суммарных доходах, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ в суммарных доходах, отношение дефицита / профицита бюджета к собственным доходам, отношение собственных доходов к текущим расходам бюджета.

В группу «Экономика» включены следующие показатели: масштаб экономики, уровень диверсификации экономики, уровень износа основных фондов, инвестиции в основной капитал, доля прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к суммарному объему налоговых платежей.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы «Зубовский, 4»

В 2019 году индекс кредитоспособности повысился у 43 субъектов РФ

МОСКВА, 6 апр — ПРАЙМ. По итогам 2019 года лидирующие позиции по индексу кредитоспособности сохранили Москва и Санкт-Петербург с максимально возможным значением. По сравнению с предыдущим годом индекс повысился у 43 регионов РФ.

Читайте так же:
При исполнении кредитной организацией поручения налогоплательщика

В 2019 году суммарный государственный долг субъектов Российской Федерации снизился на 4,2%, а суммарные доходы региональных бюджетов выросли на 9,9%. Это способствовало повышению кредитоспособности регионов в целом по стране. В то же время динамика макроэкономических и бюджетных показателей характеризовались неоднородным распределением – в ряде регионов уровень долговой нагрузки повысился, что обусловило снижение их кредитоспособности.

Как свидетельствует динамика индекса кредитоспособности регионов РФ, который рассчитали эксперты рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по заказу АЭИ «Прайм», медианное значение индекса кредитоспособности всех субъектов РФ на 1 января 2020 года составило 63,6 (диапазон значений от 1 до 100), что на 1,8 пункта выше, чем годом ранее. Среднее значение индекса кредитоспособности всех регионов выросло с 63,0 на 1 января 2019 года до 63,7 на 1 января 2020 года.

Среди позитивных аспектов можно также назвать увеличение числа регионов с высоким значением индекса и снижение их числа с низким значением. На 1 января 2020 года индекс кредитоспособности превысил значение 80 у 28 регионов, что на 1 больше, чем годом ранее. У 11 регионов значение индекса превышает 90. В их число помимо Москвы и Санкт-Петербурга, у которых значение индекса находится на максимально возможном уровне, входят Красноярский край, Ленинградская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Московская область, Свердловская область, Тюменская область, Самарская область, Белгородская область. На 1 января 2020 года у 14 регионов индекс кредитоспособности был ниже 40 и у 4 – ниже 30. За год число таких регионов снизилось на 4 и 3 соответственно.

Индекс кредитоспособности по итогам 2019 года повысился у 43 субъектов РФ, из которых у 4 регионов – более чем на 10 пунктов. У трех субъектов РФ индекс кредитоспособности не изменился, среди которых Москва и Санкт-Петербург с максимально возможным значением индекса 100. Снизился индекс у 37 субъектов РФ.

Читайте так же:
Оценка состояния дебиторской и кредиторской задолженности

Лидерами по росту индекса кредитоспособности стали Краснодарский край, Астраханская область, Калужская область, Чукотский автономный округ, у которых по итогам 2019 года индекс кредитоспособности вырос более чем на 10 пунктов. В большинстве случаев основной причиной повышения индекса стало снижение уровня долговой нагрузки, за счет снижения объемов долга и роста доходов. У всех вышеназванных регионов налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета выросли по сравнению с 2018 годом более чем на 10%, при этом объем государственного долга снизился.

У регионов, у которых значение индекса существенно снизилось в 2019 году, напротив, наблюдался рост объемов государственного долга, а темпы роста расходов опережали рост доходов, что привело к увеличению дефицита.

В условиях ухудшения экономической ситуации в стране и мире в целом вследствие пандемии коронавируса по итогам 2020 года собственные доходы бюджетов во многих регионах скорее всего снизятся, при этом для финансирования расходных статей необходимо будет привлекать заемные средства. В результате с большой вероятностью можно ожидать роста дефицита региональных бюджетов и повышения уровня долговой нагрузки, что приведет к снижению индекса кредитоспособности большинства регионов. При этом в наиболее уязвимой ситуации окажутся регионы, у которых уже сейчас долговая нагрузка находится на высоком уровне. По данным на 1 января 2020 года у девяти регионов объем государственного долга превышает 80% налоговых и неналоговых доходов, из которых у шести доходы бюджета более чем на 40% формируются за счет безвозмездных поступлений.

В меньшей степени негативные факторы повлияют на регионы с высоким уровнем бюджетной обеспеченности и низкой долговой нагрузкой. У них остается больше возможностей для наращивая дефицитна бюджета и государственного долга без существенного ухудшения устойчивости бюджетной системы. По итогам 2019 года у девятнадцати регионов объем государственного долга не превышает 20% налоговых и неналоговых доходов. Из них у девяти регионов налоговые и неналоговые доходы составляют более 80% суммарных доходов, региональный бюджет исполнен либо с профицитом либо с незначительным дефицитом.

Методика расчета индекса

Индекс кредитоспособности российских можно рассматривать в качестве индикатора, характеризующего возможности региона обслуживать государственные долговые обязательств. Значение индекса может изменяться в диапазоне от 0 (минимально возможное / худшее значение) до 100 (максимально возможное / лучшее значение). Индекс рассчитывается для регионов, у которых есть государственный долг. Соответственно на 1 января 2019 года индекс не рассчитывается для Сахалинской области и г. Севастополь, государственный долг которых равен нулю.

Методика расчета индекса кредитоспособности региона основывается на агрегировании показателей, которые позволяют оценить возможности субъекта РФ выполнять свои долговые обязательства. При расчете индекса учитывались показатели, характеризующие долговую нагрузку региона, его бюджет и экономику.

Для оценки долговой нагрузки анализировались следующие показатели: отношение государственного долга к объему собственных доходов, отношение прямого долга к объему собственных доходов, отношение коммерческого долга к объему собственных доходов, отношение общего долга субъекта РФ к объему собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, отношение общего долга субъекта РФ к объему ВРП субъекта РФ.

В группу «Бюджет» включены такие показатели как: Доля собственных доходов в суммарном объеме доходов, доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета за вычетом поступлений налогов в федеральный бюджет в суммарных доходах, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ в суммарных доходах, отношение дефицита / профицита бюджета к собственным доходам, отношение собственных доходов к текущим расходам бюджета.

В группу «Экономика» включены следующие показатели: масштаб экономики, уровень диверсификации экономики, уровень износа основных фондов, инвестиции в основной капитал, доля прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к суммарному объему налоговых платежей.

Научно-
образовательный
портал IQ

Рейтинг кредитоспособности регионов

По результатам «Исследования относительной кредитоспособности субъектов РФ по итогам 2009 года» от агенства AK&M , проводимого, начиная с 2002 года, при поддержке Совета Федерации, составлен интегрированный рейтинг регионов ( см. Приложение, Таблица 1 ), ранжированных по уровню относительной кредитоспособности, и приведены частные рейтинги регионов по ключевым макроэкономическим и бюджетным показателям.

Сам процесс присвоения рейтинга, то есть оценки возможности и желания региональных властей cполна расплачиваться по долгам, довольно сложен. Для качественной оценки вероятности не исполнения заемщиком своих финансовых обязательств исследуется большое количество информационных материалов, включая анализ множества экономических показателей региона, характеризующих возможность аккумулирования денежных средств, изучаются кредитные истории, контакты с региональными властями, и анализируется множество неформальных факторов.

Читайте так же:
Реестр протоколов испытаний росаккредитация

Анализировались показатели 81 субъекта РФ за 2009 год по двум группам критериев:

– финансовое состояние региона (базируются на данных месячных отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ по состоянию на 1 января 2010 года);

– уровень экономического развития региона и создающие предпосылки формирования доходной части бюджета(базируются на данных Росстата по состоянию на 1 января 2010 года).

В группу критериев, определяющих уровень экономического развития региона, вошли: объем производства товаров и услуг на душу населения; отношение задолженности по налогам к объему налоговых платежей; доля прибыльных предприятий в общем количестве зарегистрированных на территории региона; сальдо прибылей и убытков предприятий; денежные доходы населения; инвестиции в основной капитал на душу населения.

Кто на поводке?

Объем доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в абсолютном выражении характеризует объем собственной доходной базы бюджета субъекта РФ, то есть позволяет оценить возможности региона выполнять свои обязательства по долгам, а уровень этих доходов определяет степень независимости бюджета субъекта РФ от федерального центра.

Таблица 2. Отношение объема доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ к общему объему доходов

Субъект РФ

Отношение объема доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ к общему объему доходов, %

Относительное значение критерия

Республика Марий Эл

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия–Алания

Минимальное значение

Максимальное значение

Среднее значение

Собираемость налогов

Интересны относительные значения такого критерия, как отношение задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей. По этому критерию благополучнее всех выглядят Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО, у которых практически стопроцентный показатель. За ними в первой десятке успешных следуют: Чукотский АО, Сахалинская и Томская области, Республика Татарстан, г.Санкт-Петербург, Республика Бурятия, Ленинградская, Липецкая, Калужская, Тюменская и Белгородская области.

А вот в самом хвосте рейтинга — Курская, Костромская, Кемеровская, Ивановская, Ульяновская области, а также республики Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская, Мордовия, Тыва, Северная Осетия–Алания, Ингушетия, Калмыкия, Камчатский, Алтайский и Забайкальский края. У этих субъектов федерации, замыкающих рейтинг, отношение задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей достигает почти 50%. Кстати, эти же регионы в хвосте рейтинга и по среднедушевым доходам на душу населения.

Отношение задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей является одним из наиболее важных факторов, определяющих качество функционирования налоговой системы региона, что, в свою очередь, напрямую связано с формированием налоговых доходов регионального бюджета. Налоговые доходы — это основа доходов бюджета субъекта РФ: рост долгов по налогам нарушает механизм формирования денежных потоков, что в конечном итоге отрицательно влияет на кредитоспособность региона.

Доля прибыльных предприятий

Доля прибыльных предприятий в общем количестве, зарегистрированных на территории региона качественно определяет уровень поступления налога на прибыль в доходную часть регионального бюджета. На долю налога на прибыль предприятий приходится значительная доля суммарных доходов бюджетов. Ухудшение финансового положения предприятий неминуемо приведет к снижению налоговых поступлений, что обусловит рост кредитного риска.

Если же брать собственно итоговый интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ, то картина выглядит так. На первом месте — Москва. За ней идут три ресурсодобывающие региона: ЯНАО, ХМАО, Тюменская область. Затем следуют Санкт-Петербург, Сахалинская область, Республика Башкортостан, Пермский и Краснодарский края, Ленинградская, Свердловская, Новосибирская области. Эти регионы занимают самое высокое место в списке кредитоспособных по относительному уровню финансовых и экономических показателей.

При этом интересно, что, к примеру, Сахалинская область поднялась с 10-го места (в 2008 г.) на 6-е (в 2009 г.). С 20-го на 10-е соответственно поднялась Ленинградская область. Иркутская область нарастила свой потенциал в 2009 г., сменив 36-е место, занимаемое ею в 2008 г., на нынешнее 19-е. В самом хвосте — ранее упоминавшиеся республики Северного Кавказа, где и предприятия в массе бесприбыльные, и подушевые доходы невелики, и налоги плохо собираемы. С ними в хвосте рейтинга соседствуют Брянская, Тамбовская, Орловская, Ивановская, Астраханская, Костромская области.

К публикации подготовила Наталья Гетьман

Регионы РФ

Рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ дистанционный – это один из видов рейтингов, присваиваемых Агентством, который является некредитным (специализированным) и представляет собой мнение Национального Рейтингового Агентства об уровне инвестиционной активности регионов и качества организации условий для развития инвестиционной деятельности.

Читайте так же:
Как сформировать кредиторскую задолженность в 1с

В процессе присвоения уровня рейтинга Агентство оценивает обеспеченность природными ресурсами и выигрышность географического положения регионов, их трудовые ресурсы, развитость инфраструктуры, потенциал внутреннего спроса, стабильность социально-политической среды, а также финансовое положение субъекта.

Шкала, используемая для выражения данного мнения Агентства, не является взаимозаменяемой, сопоставимой или эквивалентной со шкалами, используемыми для других видов некредитных (специализированных) рейтингов.

РЕЙТИНГ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ КРЕДИТНЫМ РЕЙТИНГОМ, не связан с оценкой способности рейтингуемого объекта исполнять принятые на себя финансовые обязательства и не отражает мнение Агентства о кредитоспособности или финансовой надежности, или финансовой устойчивости объекта.

Рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ дистанционный отражает мнение Национального Рейтингового Агентства об уровне инвестиционной активности регионов и качества организации условий для развития инвестиционной деятельности.

Методика рейтинга основана на совокупности качественных и количественных показателей, объединенных в семь факторов. Для сбора данных используются открытые источники информации.

В методике используются 55 показателей:

1. Природные ресурсы и географическое положение:

  • Объем отгруженных товаров собственного производства по ВЭД «Добыча полезных ископаемых» на душу населения
  • Обеспеченность региона полезными ископаемыми
  • Энергоемкость ВРП
  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на душу населения
  • Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты на душу населения
  • Географическое положение региона

2. Трудовые ресурсы региона:

  • Уровень экономической активности населения
  • Доля занятых с высшим образованием
  • Уровень занятости
  • Уровень безработицы по методологии МОТ
  • Среднемесячная номинальная зарплата на 1 работника
  • Численность студентов вузов на 10 000 населения
  • Производительность труда

3. Региональная инфраструктура:

  • Установленная мощность электростанций (на душу населения)
  • Плотность железнодорожных путей общего пользования
  • Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием
  • Проникновение радиотелефонной связи на 100 человек
  • Проникновение фиксированной связи на 100 человек
  • Удельный вес организаций, использовавших ИКТ и Интернет
  • Количество учреждений банков в расчете на 1 млн. жителей
  • Депозиты юридических лиц в рублях и иностранной валюте, в пересчете на душу населения
  • Объем кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рублях, в пересчете на душу населения
  • Доля предприятий региона, считающих «недоступность коммерческого кредита» ограничивающим фактором инвестиционной деятельности
  • Ввод в действие жилых домов на 1000 человек

4. Внутренний рынок (потенциал регионального спроса):

  • Инфляция
  • Среднедушевые денежные доходы населения
  • Доля населения с доходом ниже прожиточного минимума
  • Потребительские расходы в среднем на душу населения за год
  • Оборот розничной торговли на душу населения
  • Объем платных услуг на душу населения

5. Производственный потенциал региональной экономики:

  • Валовой региональный продукт на душу населения
  • Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте
  • Основные фонды на душу населения
  • Степень износа основных фондов
  • Коэффициент обновления основных фондов
  • Эффективность использования основных фондов
  • Доля предприятий региона, считающих, что «неопределенность экономической ситуации» является ограничивающим фактором инвестиционной деятельности

6. Институциональная среда и социально-политическая стабильность:

  • Уровень развития ГЧП в регионе
  • Доля предприятий региона, считающих, что «несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы» является ограничивающим фактором инвестиционной деятельности
  • Налоговые льготы, предоставляемые инвесторам в регионе
  • Наличие у руководства региона механизмов поддержки инвесторов и успешного опыта взаимодействия с инвесторами в процессе реализации проектов
  • Уровень социально-политической стабильности
  • Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек
  • Преступления в сфере экономики на 100 000 человек

7. Финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона:

  • Доходы консолидированного бюджета на душу населения
  • Доля налоговых и неналоговых поступлений в доходах бюджета региона
  • Отношение дефицита / профицита бюджета к собственным доходам бюджета
  • Отношение госдолга к собственным доходам бюджета
  • Удельный вес убыточных организаций
  • Сальдированный финансовый результат деятельности организаций на душу населения
  • Доля просроченной кредиторской задолженности по полному кругу предприятий региона
  • Доля просроченной дебиторской задолженности по полному кругу предприятий региона
  • Доля предприятий региона, считающих, что «недостаток собственных финансовых средств» является ограничивающим фактором инвестиционной деятельности
  • Инвестиции в основной капитал на душу населения
  • Прямые иностранные инвестиции на душу населения

«РИА Рейтинг» рассчитало индекс кредитоспособности регионов РФ за 2017 год

В 2017 году сохранилась тенденция к улучшению кредитоспособности большинства российских регионов, однако в некоторых субъектах РФ долговая нагрузка остается на очень высоком уровне, что негативно влияет на кредитоспособность. Об этом свидетельствует динамика индекса кредитоспособности регионов РФ , рассчитываемого экспертами агентства «РИА Рейтинг».

Как поясняют аналитики, важнейшим фактором, повлиявшим на рост индекса, стало сокращение объемов государственного долга и рост доходов региональных бюджетов. В 2017 году суммарный объем государственного долга всех российских регионов уменьшился на 1,6%, следует из обзора . При этом объем доходов региональных бюджетов всех субъектов РФ увеличился по сравнению с 2016 годом на 9%, а объем налоговых и неналоговых доходов — на 9,1%. Налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета выросли в 70 регионах.

Читайте так же:
Методы минимизации кредитных рисков

Сокращение долга на фоне роста доходов привело к снижению уровня долговой нагрузки. Так, отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2018 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2017 год составило 30,5%, что на 3,3 процентного пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета снизилось у 61 субъекта РФ.

Позитивное влияние на значение индекса также оказало сокращение числа субъектов РФ, региональные бюджеты которых исполнены с дефицитом. По итогам 2017 года их было 37, а в предыдущем году — 58. Кроме того, в 2017 году во многих регионах наблюдалась позитивная динамика экономических показателей, что создало базу для улучшения кредитоспособности. В 2017 году рост промышленного производства был зафиксирован в 73 субъектах РФ, что на 12 больше, чем в предыдущем году. Увеличилось число регионов с позитивной динамикой и других экономических показателей.

Общее улучшение макроэкономической ситуации вкупе с позитивными изменениями в бюджетной сфере обусловили рост кредитоспособности многих российских регионов, о чем свидетельствует повышение индекса кредитоспособности. Медианное значение индекса кредитоспособности на 1 января 2018 года составило 55,4 (диапазон значений — от 1 до 100), что на 1,9 пункта выше, чем годом ранее. Среднее значение индекса кредитоспособности всех регионов выросло с 56,6 на 1 января 2017 года до 59,4 на 1 января 2018-го.

Индекс кредитоспособности по итогам 2017 года повысился у 55 субъектов РФ, из которых у 12 регионов — более чем на 10 пунктов. У двух субъектов РФ (Москвы и Санкт-Петербурга) индекс кредитоспособности остался на максимально возможном уровне — 100. Снизился индекс у 26 субъектов РФ, при этом у многих из них снижение было относительно незначительным.

Лидерами по росту индекса кредитоспособности стали Кемеровская, Белгородская области, Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Вологодская и Курская области, у которых по итогам 2017 года индекс кредитоспособности вырос более чем на 15 пунктов. В большинстве случаев основной причиной повышения индекса стали снижение уровня долговой нагрузки и улучшение бюджетных показателей.

Наиболее существенно индекс кредитоспособности снизился у Томской, Магаданской областей, Чукотского автономного округа. В основном это было обусловлено сокращением налоговых и неналоговых доходов, что привело к повышению уровня долговой нагрузки и росту дефицита бюджета.

На 1 января 2018 года индекс кредитоспособности превысил значение 80 у 25 регионов, что на шесть больше, чем годом ранее. У шести регионов значение индекса превышает 90. В их число на 1 января 2018 года, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, входят Татарстан, Московская, Ленинградская и Тюменская области.

Высокое значение индекса кредитоспособности у этих регионов обусловлено хорошим уровнем развития экономики, невысокой долговой нагрузкой, хорошей бюджетной обеспеченностью. У большинства регионов — лидеров по индексу кредитоспособности объем государственного долга не превышает 10% налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета. Исключением являются только Московская область и Татарстан, где отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2017 года составило 23,4% и 43,7% соответственно. Доходы региональных бюджетов названных субъектов РФ в основном формируются за счет собственных доходов, а доля безвозмездных перечислений незначительна: по итогам 2017 года доля налоговых и неналоговых доходов превышает 85%.

В то же время, несмотря на общее улучшение ситуации, кредитоспособность ряда регионов вызывает опасения, что во многом обусловлено высокими объемами государственного долга и низкой бюджетной обеспеченностью, констатируют эксперты. По данным на 1 января 2018 года, у 14 регионов РФ значение индекса кредитоспособности было ниже 30, среди которых у двух — ниже 20 (у Кабардино-Балкарии и Чукотского АО).

«В 2018 году на фоне тенденции к снижению долговой нагрузки, в особенности в области коммерческих кредитов, и улучшению общеэкономической ситуации можно ожидать продолжения роста индекса кредитоспособности у большинства регионов», — заключают авторы доклада.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector