Invest44.ru

Инвест журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика государственных финансов

Государственные финансы: понятие, функции, состав, краткая характеристика звеньев. Показатели состояния государственных финансов в России.

Государственные финансы — система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством своих основных функций.

Функции государственных финансов:

ü распределительная (через систему государственных финансов осуществляется распределение и перераспределение финансовых ресурсов всех экономических субъектов)

ü контрольная (через систему государственного финансового контроля обеспечивается соблюдений налогового, бюджетного, валютного законодательства, единство бухгалтерского учета)

ü регулирующая (через государственные расходы, государственный кредит и другие механизмы государство влияет на процесс воспроизводства)

ü воспроизводственная функция (благодаря фондам финансовых ресурсов регулирует постоянно повторяющийся процесс производства).

ü стимулирующая функция государственных финансов призвана заинтересовывать субъектов рынка в той или иной инновационно – инвестиционной деятельности, сокращении затрат, повышении эффективности их деятельности и экономическом росте на основе лучшего использования всех факторов производства.

ü плановая (прогнозная) функция государственных финансов реализуется в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации и муниципальных образований, а также с помощью бюджетных и внебюджетных фондов

Сфера общегосударственных финансов состоит из следующих звеньев:

1.Федеральный бюджет; 2.Внебюджетные фонды; 3.Государственный кредит. 4.Финансы унитарных предприятий

Федеральный бюджет России-основное звено бюджетной системы РФ, в котором объединены основные фи­нансовые категории (налоги, государственный кредит, госные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет яв-ся главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него распределяются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации соц-ой политики на территории России, укрепления обороны гос-ва.

Государственные внебюджетные фонды-фонды денежных средств, предназначенные для реализации кон­ституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственный кредит-совокупность экономических отно­шений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансо­вых ресурсов участников этих отношений.

Финансы унитарных предприятий. Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Наиболее важные показатели финансового состояния страны находят отражение в государственном бюджете и платежном балансе. Финансовое положение страны характеризуется следующими показателями:

1. Доходы государственного бюджета.

2. Расходы государственного бюджета.

3. Сальдо государственного бюджета.

4. Относительный уровень дефицита государственного бюджета.

5. Внутренний государственный долг.

6. Внешний государственный долг.

7. Абсолютная сумма ежегодного обслуживания внешнего долга.

8. Процент (коэффициент) обслуживания внешнего долга.

Муниципальные финансы: понятие, состав, функции, источники формирования, направления использования.

Муниципальные финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Муниципальные финансы включают в себя:

— внебюджетные муниципальные фонды;

— средства местных бюджетов;

— муниципальные и государственные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;

— иные денежные средства, которые находятся в муниципальной собственности.

Читайте так же:
Выберите орган государственного финансового контроля рф

Функции муниципальных финансов. Исходя из общего понимания финансов как экономической категории финансам муниципальных органов власти присущи те же функции: распределительная, регулирующая и контрольная.

Экономическая сущность муниципальных финансов проявляется в их функциях:

— обеспечение деятельности местных органов власти;

— распределение и использование средств между приоритетными сферами деятельности муниципального образования;

— реализация государственных гарантий и общественных услуг на территории муниципального образования, в том числе связанных с здравоохранением и образованием;

— контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти;

— реализация местных программ по благоустройству и развитию территории муниципального образования;

— развитие рынка муниципальных долговых обязательств посредством муниципальных займов.

Источники формирования муниципальных финансов:

· доходы от местных налогов и сборов

· отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов

· отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов

· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

· доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

· часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

· штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

· заемные средства (в том числе путём выпуска муниципальных облигаций)

· иные законные поступления

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1103 ;

20. характеристика государственных финансов

Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий. Субъектами денежных отношений в этой сфере являются государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждане — с другой. В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организаций. По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на республиканские и местные. Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводство трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов. Назначение внебюджетных фондов — финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений идругихисточников. В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает: 1) средства республиканского бюджета; 2) золотовалютные запасы государства; 3) имущество исключительного права собственности государства; 4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности. Местная казна включает: 1) средство местного бюджета; 2) необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности. Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляется роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.
Государственные финансы являются одной из составных и входят в общую систему финансов. Средства, входящие в государственные финансы, расходуются на общегосударственные нужды.
Экономическая сущность выражается в распределении и перераспределении денежных средств, продуктов производства, национального богатства. При этом формируются финансовые ресурсы государства и его предприятий. Государство является субъектом денежных отношений с одной стороны, а предприятия, учреждения и граждане с другой стороны. Государственные финансы состоят из бюджета, кредита, финансов государственных предприятий, внебюджетных фондов, Характеристика государственных финансов.

Читайте так же:
Государственные органы осуществляющие финансовую деятельность кратко

По уровню руководства выделяют республиканские государственные финансы и местные государственные финансы. Из республиканского бюджета финансируются общегосударственные мероприятия, такие как целевые программы, оборона, обеспечение правопорядка, защита государственных границ, развитие социальной сферы. Для регулирования экономики используется местный бюджет. Кроме того средства из местного бюджета используются для развития инфраструктуры в данной местности и для развития трудовых ресурсов. Огромна их роль в финансировании социальных расходов.
Внебюджетные фонды финансируют отдельные целевые мероприятия. Поступление финансов к ним происходит за счет отчислений из других источников на определенные мероприятия.
Государственный кредит характерен тем, что мобилизуются освободившиеся денежные средства всех субъектов российской Федерации и передаются государству для определенных его потребностей.

Вопрос 18. Общая характеристика государственных финансов

Государственные и муниципальные финансы – совокупность денежных отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения (ВОП) в связи с формированием и использованием государственных внебюджетных фондов, предназначенных для регулирования экономики, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны, государственного управления, обслуживание и погашение государственного долга и т.д.

Государственные и муниципальные финансы – центральной звено (сфера) финансовой системы страны и обеспечивают финансовую основу деятельности органов власти и органов МСУ.

Материальный источник государственных финансов – ВОП и НД, создаваемый в обществе за определенный период, в отдельных случаях – национальной богатство, ранее накопленные активы: государственная собственность, золотовалютные резервы, государственный ценные бумаги – долговые обязательства, уменьшающие национальное богатство страны.

Функция государственного управления отличается от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению и обществу в целом и перераспределение доходов и собственности. Отличается также способами финансирования затрат – с помощью налогов (и других обязательных платежей) и неналоговых доходов.

Структура государственных финансов тесно связана с организацией государственного управления страны и прежде всего с уровнями управления:

– в федеративных государствах выделяют 3 уровня управления:

б) региональный уровень (уровень субъектов федерации);

в) местный уровень (уровень муниципальных образований).

Читайте так же:
Направления использования государственных финансовых ресурсов

2. – в унитарных государствах выделяют 2 уровня:

а) центральный уровень (центральное правительство);

б) местный уровень.

По содержанию государственные финансы включают в себя следующие элементы:

1. Федеральные финансы.

2. Территориальные финансы.

2.1. Финансы субъектов РФ

2.3. Местные финансы.

Федеральные финансы, финансы субъектов РФ и местные финансы включают в себя следующие элементы: — бюджет территории, — внебюджетные фонды, — государственный и муниципальный кредит,

— финансы государственных и муниципальных предприятий.

Бюджет – финансовая база самостоятельности органов власти, его денежный фонд, состоящий из доходов и расходов, обеспечивающих выполнение взятых на себя функций и обязательств.

Внебюджетные фонд — новое звено (90-ые гг.) – средства правительства и местных властей, идущие на финансирование целевых расходов, не включаемых в бюджет. Формируются за счет обязательных отчислений, целевых налогов и т.д. Например: ЕСН – доходы пенсионного фонда, фонда обязательного медицинского страхования и фонда социального страхования.

Государственный кредит(форма кредита вообще) – отношения, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта. Привлечение свободных денежных средств различных субъектов, их предоставление др. субъектам во временное пользование на принципах возвратности.

Финансы организаций и предприятий— базовая система финансовой системы, т.к. создает НД.

В рыночной экономике финансы государства децентрализованы, т.е. основная часть финансовых ресурсов обращается за пределами государственного сектора. Нет монополии государства на страхование, банковское дело, социальной обеспечение и обслуживание населения, пенсионное обеспечение (например: негосударственные пенсионные фонды) => доходы и расходы государства меньше, чем в командно-административном государстве. Государство управляет своими ресурсами напрямую (бюджет, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий), а остальные может только регулировать.

Функционирование финансов государства сопровождается двумя тесно связанными процессами:

мобилизация финансовых ресурсов в распоряжении государства – государственные доходы (доходные операции);

использование финансовых ресурсов на обеспечение государственных потребностей – расходные операции государства.

Общая характеристика государственных финансов

Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит»

Радел 1 «Финансы финансовая система»

Тема 1.2 «Финансовая система и её состав»

Составитель: Легашова О.Н. преподаватель Махачкалинского финансово — экономического колледжа – филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Махачкала

План:

1. Понятие финансовой системы её структура

2. Общая характеристика государственных финансов

3. Основы бюджетного устройства РФ. Структура бюджетной системы РФ.

4. Принципы функционирования бюджетной системы.

5. Государственный кредит.

6. Государственные внебюджетные фонды.

7. Финансы организаций различных форм собственности, их особенности и значение в формировании преобладающей части финансовых ресурсов страны.

8. Финансы домашнего хозяйства, их место в финансовой системе.

Понятие финансовой системы её структура

Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

централизованные или публичные финансы;

Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.

Читайте так же:
Межгосударственные финансово кредитные институты

Звенья первой сферы — общегосударственных финансов — относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.
Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.

Общая характеристика государственных финансов

Государственные финансы являются одной из составных и входят в общую систему финансов. Средства, входящие в государственные финансы, расходуются на общегосударственные нужды.

Экономическая сущность выражается в распределении и перераспределении денежных средств, продуктов производства, национального богатства. При этом формируются финансовые ресурсы государства и его предприятий. Государство является субъектом денежных отношений с одной стороны, а предприятия, учреждения и граждане с другой стороны. Государственные финансы состоят из бюджета, кредита, финансов государственных предприятий, внебюджетных фондов и тд. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.
Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском (субъектов федерации) и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом. Бюджеты разных уровней — федеральный, республиканские, местные являются финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управления.
Для выполнения общих функций в границах федерации Россия формирует федеральный (центральный) бюджет. Его ресурсы предназначаются для финансирования государственных целевых комплексных программ, обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций, а также содержания вооружённых сил и органов управления.
В системе бюджетных отношений Российской Федерации особое звено составляют республиканские бюджеты. Аккумулируемые в них финансы предназначены для выполнения республиками, входящими в Российскую Федерацию, своих государственных функций.
Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путём продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.

Общая характеристика государственных финансов;

Государственные финансы и их характеристика

По экономической сущности государственные финансы – это система финансовых отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и их использованием на осуществление государством своих функций.

Субъектами финансовых отношений в этой сфере являются, с одной стороны, государство, с другой стороны, — предприятия, организации, население, вступающее в финансовые взаимоотношения с государством.

Читайте так же:
Назначение государственных финансов

Состав и структура звеньев государственных (централизованных) финансов представлены на схеме «Финансовая система РФ» (см. рис. 1.2.).

По функциональному назначению в систему государственных финансов входят: госбюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и финансы предприятий с участием государства.

Исходя из уровня системы государственного управления государственные финансы подразделяются на федеральные финансы, финансы субъектов Федерации, местные финансы.

Центральным звеном государственных финансов РФ являются Федеральный бюджет. Его ресурсы предназначаются для финансирования общегосударственных мероприятий по развитию экономики, социальной сферы, осуществлению функций управления государством, национальной обороне и т.д.

Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты аккумулируют средства для осуществления аналогичных функций на уровне субъекта Федерации и местном уровне.

Внебюджетные фонды в составе государственных финансов отделены от бюджета, имеют самостоятельные источники формирования и целевое назначение, управляются федеральными, республиканскими и местными органами власти.

Государственный кредит служит источником покрытия дефицита государственных доходов и обеспечивает мобилизацию временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения для финансирования государственных расходов путем продажи на финансовом рынке государственных ценных бумаг.

Функционирование государственных финансов осуществляется на основе двух взаимосвязанных процессов:

1) мобилизация финансовых ресурсов в централизованные фонды;

2) использование финансовых ресурсов централизованных фондов на финансирование государственных расходов.

Первый процесс находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй – государственных расходов.

Аккумулированные государством в бюджете и внебюджетных фондах финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении госпредприятий доходы и накопления – децентрализованных.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, обеспечивающие мобилизацию средств в бюджет и внебюджетные фонды.

Право устанавливать виды налогов, механизм их взимания закрепляется законодательным порядком за соответствующими органами государственного управления.

Важным источником пополнения бюджета выступает государственный кредит и эмиссия ценных бумаг.

В состав государственных доходов входят также:

· обязательные платежи и сборы;

· обязательные отчисления (сборы) во внебюджетные фонды;

· прибыль предприятий и организаций государственного сектора;

· доходы от государственных монополий;

· доходы от сдачи государственного имущества в аренду;

· доходы от продажи государственного имущества;

· доходы от ценных бумаг и долевого участия государства в частном предпринимательстве.

Специфическими видами государственных доходов является военная контрибуция (обязательство, налагаемое на побежденные страны) и репарации (возмещение за убытки, причиненные государствами).

По методам изъятия государственные доходы можно подразделить на налоговые и неналоговые.

По формам образования государственные доходы делятся на обязательные платежи и добровольные платежи.

По принадлежности государственные доходы делятся на доходы центральных органов власти и управления, доходы субъектов Федерации и муниципальные доходы.

Содержание и характер государственных расходов определяется функциями государства, основные из которых — развитие национальной экономики и социальной сферы, осуществление государственного управления, укрепление обороноспособности и безопасности страны.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства (через бюджетные и внебюджетные фонды) и расходов госпредприятий, организаций и учреждений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector