Invest44.ru

Инвест журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственные публичные финансы это

Соотношение публичных и частных финансов.

Финансы как экономическая и правовая категория.

Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля над производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства.

Финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием являются только те их них, посредством которых образуются денежные фонды государства и муниципальных образований.

По своему материальному содержанию финансы государства и муниципальных образований представляют собой фонды денежных средств, т.е. финансовые ресурсы страны. Как правовая категория финансы представляют собой только собственно публичные финансы.

Правовая категория финансов проявляется в тех формах, которые восприняты и используются сегодня законодательством. Поэтому необходимо различать финансы как систему отношений, регулирующих движение государственных денежных средств, и как систему понятий, категорий, закрепленных и используемых законодательством (доход, прибыль, себестоимость, цена и т. д.).

Финансы как правовая категория могут рассматриваться в двух аспектах:

а) в широком (межотраслевом);
б) в узком (финансово-правовом).

В первом значении финансы (или отдельные их аспекты, стороны) востребованы многими отраслями права и имеют общеотраслевое значение. Например, понятие цены, стоимости, дохода и т. д. — это отношения, регулирующиеся и гражданским, и финансовым, и административным, и трудовым правом, и иными его отраслями. Во втором случае речь идет о публичном значении финансов, исключительно о денежных фондах государства и территориальных громад. В этой ситуации общеотраслевые понятия, категории приобретают специально-отраслевой характер и значение, выражают специфические, однородные финансово-правовые отношения. Общеотраслевые категории дохода, стоимости, цены приобретают финансово-правовое значение.

Итак, финансы – экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения — это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным, отношения по выплате заработной платы, пенсий, пособий (трудовое право) и иные отношения, связанные с движением денег, но не являющиеся финансовыми.

В настоящее время в связи с развитием отношений рыночного типа финансы играют определяющее значение в жизни общества. Роль финансов в социально-экономической жизни страны выражается в их распределительной и контрольной функциях.

Распределительная функция финансов заключается в том, что при посредстве финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода. В результате их функционирования создаются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства. Посредством реализации распределительной функции организуется эффективное производство, развиваются все отрасли экономики.

Контрольная функция финансов заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Данная функция реализуется через деятельность финансовых и налоговых органов в сфере образования, распределения и использования денежных фондов.

Соотношение публичных и частных финансов.

Определение финансов. Финансы – экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления, которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Под финансами страны понимаются ее денежное хозяйство и возникающие на его основе посредством оборота денег финансовые отношения, в результате которых образуются различные фонды денежных средств, как государственные, так и негосударственные (частные).

Читайте так же:
Цель негосударственного финансового контроля

В состав финансов страны включаются денежные средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, денежные средства государственных и негосударственных предприятий, все доходы государственного бюджета как в форме налоговых платежей, так и в форме государственного кредита.

Финансы страны подразделяются:

— на государственные (публичные) финансы;

— частные (негосударственные) финансы.

Центральное место в системе финансов занимают публичные финансы, к которым относятся государственные финансы и финансы муниципальных образований.

Государственные (публичные) финансы — это те денежные средства, которыми распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и местные органы. Сюда относятся денежные средства бюджетов всех уровней, государственных и внебюджетных фондов, денежные средства государственных и муниципальных предприятий.

В настоящее время различаются два вида государственных финансов:

Государственными (публичными) централизованными финансами являются денежные средства, которыми непосредственно распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Эти денежные средства используются для удовлетворения общих нужд соответствующих территориальных образований: района, города, области, государства в целом. Общими нуждами являются управление, охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, оборона и т.д.

Государственные (публичные) финансы включают:

— бюджеты субъектов Российской Федерации;

· фонды, образуемые посредством государственного и муниципального кредита.

В свою очередь, государственные централизованные финансы (бюджеты) подразделяются:

— на общие бюджеты;

— бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования), которые в совокупности можно было бы назвать социальным бюджетом.

В другом положении находятся государственные (публичные) децентрализованные финансы, т.е. финансы государственных и муниципальных предприятий. Хотя они принадлежат государству и муниципальным образованиям, эти предприятия, будучи хозяйствующими субъектами, сохраняют в определенной степени автономный характер и, так же как все коммерческие предприятия, подчиняются законам рынка, что приближает их финансы к финансам других (частных) коммерческих предприятий.Государственные и муниципальные предприятия располагают закрепленными за ними денежными средствами, имеют свои денежные фонды, уплачивают налоговые платежи в государственные и местные бюджеты.

Анализ государственных (публичных) централизованных и децентрализованных финансов позволяет определить достаточно распространенное в финансовой литературе понятие казны.

Казна — это часть государственного и муниципального имущества (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Государственную казну РФ составляют средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также средства ЦБ РФ, золотой и валютный фонды РФ.

Частные (негосударственные) финансы. Наука финансового права изучает нормы финансового права, которые подвергают регламентации государственные финансы. Но данная наука в разделе о налоговом праве изучает также процесс превращения (трансформации) частных финансов в государственные финансы.

К частным (негосударственным) финансамотносятся денежные средства, принадлежащие частным, кооперативным и общественным организациям, а также отдельным лицам. В отличие от государственных и муниципальных финансов, состояние и динамика которых в основном определяется решениями государственных и местных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского права.

В отличие от государственных (публичных) финансов, которые призваны удовлетворять общие потребности общества (образование, культура, социальное обеспечение, управление, оборона), частные финансы имеют целью получение прибыли их собственниками. Собственник продуктового магазина как индивидуальный предприниматель ведет хозяйство для получения прибыли и удовлетворения своих потребностей. Каждое частное предприятие, подобно отдельному дереву, живет своей жизнью, но в то же время, соединяясь с другими деревьями, образует лес, т.е. хозяйство страны.

Частные финансы — это финансы, которые приносят доход. Сейчас или в будущем,

Частные финансовые решения зачастую сводятся к планированию личного бюджета, в доходную часть бюджета заносятся все предполагаемые доходы бюджетного периода, в том числе:- заработок,- пенсии и компенсации,- доход от банковских вкладов, — доход от сдачи в аренду недвижимости.

Читайте так же:
Структура государственной финансовой системы рф

Далее составляется расходная часть бюджета, которая включает в себя:

— оплата жилья и коммунальных услуг,- оплата питания,- медицинское страхование,- оплата кредитов,- покупка товаров длительного пользования,- страхование рисков (собственности, здоровья и пр.),- пенсионные накопления,- инвестиции.

Вместе с государственными и муниципальными предприятиями частные предприятия образуют систему хозяйствующих субъектов, с которыми государство вступает в финансовые (налоговые) отношения. Именно эти отношения составляют основу финансовой деятельности государства. Благодаря этой деятельности в руках государства сосредоточиваются огромные денежные средства, позволяющие ему эффективно выполнять свои функции.

Для современного финансового права важно понимать, что частные финансы могут перерасти в публичные фонды денежных средств и наоборот. Как только частные финансы «приобретают» власть государства, они превращаются в публичные финансы, а значит, попадают в область финансово–правового регулирования. Происходит это в силу прямого указания законодателя. Примером, когда финансы юридических лиц являются публичными финансами, могут служить денежные средства государственных и муниципальных унитарных, в том числе казенных предприятий. Некоторые ученые относят финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий к финансам организаций юридических лиц, т.е. к частным финансам.

Публичные финансы

Корпоративные финансы
Финансы домохозяйств

Публичные (централизованные) финансы — система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального).

Управление публичными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации — это федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти.

Литература

  • Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Масгрейв Р. А., Масгрейв П. Б. Государственные финансы: теория и практика / пер. с 5-го англ. изд. [1989]. — М.: Бизнес Атлас, 2009. — 716 с. — ISBN 978-5-9900421-3-1. — Библиотека журнала «Бюджет».

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Публичные финансы» в других словарях:

Финансы — Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финанс … Википедия

Международные финансы — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок … Википедия

Частичное банковское резервирование — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финансовые инструменты … Википедия

Государственный бюджет — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финансовые инструменты … Википедия

Финансовое планирование — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок … Википедия

Деньги — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок … Википедия

Опцион — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финансовые инструмен … Википедия

Читайте так же:
Органы государственного финансового контроля в рф

Финансирование — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок … Википедия

Финансовый институт — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финансовые инструмен … Википедия

Фьючерс — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финансовые инструмен … Википедия

Система публичных финансов

Публичные, т.е. государственные и муниципальные, финансы составляют одну из двух отраслей общей системы финансов, ее централизованную часть. Сущность и функции публичных финансов мало отличаются от сущности и функций финансов в целом, но имеют свою специфику.

В основе публичных финансов лежат денежные отношения, возникающие в процессе организации государством денежной системы страны и воспроизводства общественных благ (услуг), составляются централизованную часть процесса общественного воспроизводства. Публичные финансы опосредуют (обслуживают) ту часть

воспроизводственных экономических отношений, которая связана с организацией государством денежного обращения (оборота первичных финансовых ресурсов в экономике) и с движением финансовых ресурсов органов публичной власти, когда государство (муниципальные образования) выступает в качестве макроэкономического хозяйствующего субъекта, производящего, распределяющего и предоставляющего

общественные блага (услуги).

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

Государственные финансы способствуют реализации социальной политики, поддерживают отдельные отрасли народного хозяйства, обеспечивают обороноспособность и безопасность государства. Управляя государственными финансовыми потоками, руководство страны способно решать самые разнообразные задачи, такие как поддержание темпов экономического роста, регулирование уровня ссудного процента, недопущение падения национальной валюты, сглаживание конъюнктурных колебаний рынков.

Совокупность уровней и звеньев (относительно самостоятельных групп публичных финансовых отношений) составляет систему публичных финансов, которую характеризуют два признака:

экономический и публично-правовой (по уровням публичной власти).

По экономическому содержанию система публичных финансов включает в себя следующие звенья (элементы):

1) бюджет (систему бюджетов);

2) систему внебюджетных фондов;

3) государственный (муниципальный) кредит;

4) государственные финансовые резервы и резервные фонды.

Состав и структура системы публичных финансов непосредственно

зависят от государственного (публично-правового) устройства страны.

В Российской Федерации система публичных финансов с учетом названного признака включает в себя следующие уровни:

1) государственные (федеральные и региональные) финансы;

2) муниципальные (местные) финансы (финансы муниципальных

районов, городских округов, внутригородских муниципальных

образований Москвы и Санкт-Петербурга, городских и сельских поселений).

Государственные и местные финансы отличаются не только масштабом и уровнем управления и степенью централизации финансовых ресурсов, но и составом образующих их систему звеньев.

Схематично содержание системы публичных финансов по уровням власти и экономической группировке ее звеньев представлено на рисунке 6.1.

Урезанный по сравнению с государственными финансами состав звеньев муниципальных (местных) финансов обусловлен более

ограниченными финансовыми правами органов местного самоуправления, поскольку, согласно Конституции Российской Федерации, последние не являются органами государственной власти.

Публичные финансы

Публичные финансы – это основная (главная) сфера финансовой системы государства, целью функционирования которой является обеспечение (финансирование) реализации общественных интересов.

Принципы публичных финансов:

Принцип

Содержание принципа

1. Прозрачность и гласность

Публичные финансы должны быть прозрачными, т. е. вся информация об источниках формирования финансовых ресурсов и направлениях их использования должна публиковаться в открытой печати.

2. Целевой характер

Строго целевой характер использования финансовых ресурсов, оговоренный и закрепленный законодательно.

3. Приоритетность расходов

Читайте так же:
Значение государственного финансового контроля

Т. е. сначала формируются расходы, направления использования которых определяются на основании общественных интересов.

Формирование расходов и доходов публичных финансов происходит строго по плану (Государственный бюджет, местные бюджеты и т. д.)

Взаимосвязь между финансовыми ресурсами всех звеньев публичных финансов.

Публичные финансы включают:

Рисунок 1. Составляющие публичных финансов

— характеризуют финансовую деятельность государства;

— предназначены для обеспечения тех потребностей общества, которые носят общегосударственный характер и отображают интересы государства в целом;

— определяются решениями государства и действиями публичной власти;

— с одной стороны, формируют финансовую базу высших органов государственной власти и управления, а с другой – выступают в их руках инструментом воздействия на социально-экономическое развитие страны;

— опосредуют территориальное перераспределение ВВП с целью сбалансированного развития отдельных регионов;

— способствуют реализации структурной политики, которая предназначена обеспечивать оптимальное развитие страны;

— связаны с денежной системой государства;

— являются способом достижения общегосударственных интересов;

— выступают финансовой базой местных органов власти и управления;

— обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах, их внутритерриториальное перераспределение;

— обеспечивают относительную территориальную независимость и автономность региональных административных единиц.

Общие черты государственных и местных финансов:

— они являются инструментом реализации функций государственных институтов и органов местного самоуправления;

— и те и другие обслуживают не частные и не коллективные, а общественные интересы;

— и те и другие носят публичный характер.

Местные финансы и государственные финансы – это не тождественные понятия. Местные финансы не включаются в состав государственных финансов, хотя и тесно связаны с ними. Финансы местных органов власти подчинены государственным финансам, поскольку современное государство определяет объем функций местного самоуправления и правовое поле местным финансам. Государственные финансы проникают в финансы местных органов власти, берут участие в их формировании.

Финансы как категория финансового права, их функции

Содержание материала

Определение финансов

Давно существующее слово «финансы», несмотря на различные оттенки в содержании в разные времена, в основном с XVIII в. обозначало денежные платежи, денежные средства.

Отдельный человек может говорить о своих финансах: тог­да под финансами понимаются его личные денежные средства, на­ходящиеся непосредственно при нем, денежные отношения с бан­ком, предоставившим ему кредит, его налоговые платежи в бюджет и т.д.

Чаще говорят о финансах промышленных предприятий, госу­дарственных, кооперативных и частных, о финансах муниципаль­ных образований: городов, районов, сельских населенных пунктов. В этих случаях говорят о «местных финансах». Но главным образом слово «финансы» употребляется тогда, когда речь заходит о доходах, расходах и долгах государства, страны. В таких случаях используют понятия «государственные финансы», «финансы страны», «денеж­ное хозяйство».

Финансы – это всеобъемлющая система формирования, движения и использования денежных доходов в соответствии с решениями их собственников. Итак, финансы включают безвозмездное перераспределение средств в рамках бюджетной системы, платные формы мобилизации денежных ресурсов с последующим их использованием в целях увеличения доходов, кредитные отношения, страховая деятельность, купля-продажа финансовых инструментов.

Под финансами страны понимаются ее денежное хозяйство и воз­никающие на его основе посредством оборота денег финансовые от­ношения, в результате которых образуются различные фонды денеж­ных средств как государственные, так и негосударственные (част­ные). Таким образом, финансы страны включают в себя и экономические отношения, связанные аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.

В этом определении содержится три элемента:

  1. денежное хозяйство;
  2. финансовые отношения;
  3. фонды денежных средств.

Прежде всего, финансы страны (денежные средства страны, финансовые ресурсы) выражают стоимость имеющихся в стране товаров и участвуют в обороте денег в наличной и безна­личной формах. При этом не следует забывать, что деньги являются особым товаром, который служит денежным измерителем всех дру­гих товаров и всеобщим орудием обмена.

Читайте так же:
Виды финансовых ресурсов органов государственной власти

Финансовые отношения, возникающие на основе денежного хо­зяйства страны, имеют «вещное» содержание, так как представляют собой процесс движения ресурсов в денежной форме, например, от коммерческого банка к предприятию в форме кредита, от налого­плательщика к государству в бюджет в форме налогового платежа. Благодаря финансовым отношениям возможно создание различных фондов денежных средств: государственных и негосударственных, централизованных и децентрализованных, бюджетных и внебюджет­ных и т.д.

Применительно к денежным средствам государства, муници­пальных образований, хозяйствующих субъектов возникает необхо­димость формирования их в определенные фонды, каждый из ко­торых имеет строго целевое назначение (для содержания органов управления, для погашения государственного долга, для нужд обо­роны и т.д.). С помощью фондов денежных средств создается рацио­нальный и правовой порядок в денежном хозяйстве страны1.

В состав финансов страны включаются денежные средства бюд­жетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, денеж­ные средства государственных и негосударственных предприятий, все доходы государственного бюджета как в форме налоговых плате­жей, так и в форме государственного кредита.

Финансы страны включают:

1) государственные (публичные) финансы:

2) частные (негосударственные) финансы.

Государственными (публичными) централизованными финанса­ми являются денежные средства, которыми непосредственно распо­ряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Сюда относятся денежные средства бюджетов всех уровней, государственных и внебюджет­ных фондов, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Эти денежные средства исполь­зуются для удовлетворения общих нужд соответствующих террито­риальных образований: района, города, области, государства в целом. Общими нуждами являются управление, охрана общественно­го порядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, оборона и т.д.

Государственные (публичные) финансы включают:

  1. федеральный бюджет;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации;
  3. местные бюджеты;
  4. внебюджетные фонды;
  5. фонды, образуемые посредством государственного и муни­ципального кредита.

В свою очередь государственные централизованные финансы (бюд­жеты) подразделяются на:

  • общие бюджеты;
  • бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования), которые в совокупности можно было бы назвать социальным бюджетом.

Государственные (публичные) де­централизованные финансы — это финансы государственных и муници­пальных предприятий. Хотя они принадлежат государству и муници­пальным образованиям, эти предприятия, будучи хозяйствующими субъектами, сохраняют в определенной степени автономный харак­тер и, так же как все коммерческие предприятия, подчиняются за­конам рынка, что приближает их финансы к финансам других (част­ных) коммерческих предприятий. Государственные и муниципаль­ные предприятия располагают закрепленными за ними денежными средствами, имеют свои денежные фонды, уплачивают налоговые платежи в государственные и местные бюджеты.

Казна — это часть государственного и муниципального имуще­ства (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Государственную казну Российской Федерации составляют сред­ства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также средства ЦБ РФ, золотой и валютный фонды РФ.

К частным (негосударственным) финансам относятся денежные средства, принадлежащие частным, кооперативным и обществен­ным организациям, а также отдельным лицам. В отличие от государ­ственных и муниципальных финансов, состояние и динамика кото­рых в основном определяется решениями государственных и мест­ных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского права.

В отличие от государственных (публичных) финансов, которые призваны удовлетворять общие потребности общества (образова­ние, культура, социальное обеспечение, управление, оборона), част­ные финансы имеют целью получение прибыли их собственниками.

Вместе с государственными и муниципальными предприятиями частные предприятия образуют систему хозяйствующих субъектов, с которыми государство вступает в финансовые (налоговые) отно­шения. Именно эти отношения составляют основу финансовой дея­тельности государства. Благодаря этой деятельности в руках государ­ства сосредоточиваются огромные денежные средства, позволяющие ему эффективно выполнять свои функции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector