Invest44.ru

Инвест журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственная политика защиты внутреннего рынка

ЕГЭ. Экономика. Термины. Протекционизм

Протекционизм (фр. protectionnisme, от лат. protection — защита, покровительство) – это форма государственной защиты экономики, направленная на поддержку местного производителя, на снижение зависимости экономики от других государств, это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Задача протекционистской политики — поощрение развития национальной экономики и ее предохранение от иностранной конкуренции

Виды протекционизма:

  • селективный — защита от конкретного товара или меры против конкретного государства;
  • отраслевой — защита конкретной отрасли;
  • коллективный— взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • скрытый — протекционизм при помощи нетаможенных методов;
  • местный — протекционизм продукции и услуг местных компаний;
  • зеленый— протекционизм при помощи норм экологического права.

Методы протекционизма

Тарифные

  • повышение пошлин на ввозимые товары
  • введение квот на импорт
  • торговое эмбарго

Нетарифные

  • Сертификация безопасности товаров
  • Создание технических барьеров ( санитарные и ветеринарные нормы, наличие информации о товаре на этикетке, маркировка и др.)
  • Субсидии и льготное кредитование для тех производителей, которые работают на экспорт.
  • Валютный контроль ( например, ограничение вывоза валюты)
  • Проведение кампаний с рекламой местных производителей и их товаров
  • Лицензирование импортных товаров
  • введение квот на импорт, то есть ограничений
  • торговое эмбарго, т.е. запрет на ввоз товаров

Плюсы протекционизма

  • Обеспечение экономической устойчивости страны, развитие местного производства
  • Увеличение продаж отечественной продукции
  • Рост внутренней занятости, так как начинает интенсивно развиваться отечественная промышленность, появляются рабочие места.
  • Пополнение государственной казны за счёт таможенных платежей
  • Продажа товаров, контролируемых со стороны государства на качество, обеспечение безопасности здоровья людей и ряд других.

Минусы протекционизма

  • Повышение таможенных пошлин приводит к повышению цен на товары, поэтому страдают потребители.
  • Защита от внешней конкуренции может привести к монополизации национального рынка, когда отдельные компании могут взять под контроль даже целые отрасли, диктовать свои условия, устанавливать цены.

Протекционизм ведёт к сокращению внешней торговли, даже к самоизоляции государства. Ответные подобные же меры может ввести и другая сторона. Не случайно именно свободная торговля (фритредерство )всё более распространяется в мире.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Экономический ликбез TUT. Протекционизм шагает по планете

26 мая 2009 в 16:16
Александр Заяц, TUT.BY

Протекционизмгосударственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений.

Протекционистские меры, которые не чурается применять белорусское правительство, вызывают ответную реакцию стран и недовольство со стороны обывателей. Впрочем, как свидетельствует обзор Всемирного банка, протекционизм шагает по планете. Ряд государств вводят протекционистские меры, кто-то, по сути, закрывает границы для доступа товаров. Но хотя масштабных «торговых войн» пока удается избежать, защитные меры применяются все шире, а протекционистский инструментарий становится все более разнообразным.

Примеры протекционистских мер

1. Повышение ставок таможенных пошлин

2. Введение квот и ограничений на импорт

3. Государственные субсидии

4. Поддержание обменных курсов

5. Регулирование иностранных инвестиций

6. Защита национальных рынков труда.

Несмотря на критические возгласы, протекционистские меры имеют свои плюсы. Даже в обычной повседневной жизни протекция, «нужные связи» облегчают деятельность. В экономике такая политика оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя. Например, протекционизм защищает новые отрасли, которые только зарождаются, но могут погибнуть без защиты, хотя бы временной, не выдержав конкуренции с иностранной продукцией.

Не стоит забывать, что пошлины и налоги являются источником пополнения бюджета страны. Протекционизм обеспечивает национальную безопасность в таких сферах как, например, ВПК.

С другой стороны, протекционизм имеет массу отрицательных моментов. Не зря подобные меры называют «непопулярными». Посредством пошлин и заградительных барьеров население фактически принуждается к финансированию неэффективных предприятий. Протекционизм ведет к повышению внутренних цен.

Одностороннее введение пошлин приводит к «торговым войнам», вызывая ответные меры других государств и компаний. Такая политика, как правило, может привести к усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров. А качество товаров без конкуренции падает.

Протекционизм косвенно подрывает экспорт. Дело в том, что многие экспортные товары включают в себя импортные составляющие, и тарифы ведут к росту издержек производства и, соответственно, к росту цен.

Беларусь

Самый наглядный пример протекционистских мер в Беларуси — Указ Президента №214 от 21 апреля, которым в Беларуси введены временные повышенные ставки таможенных пошлин на ряд потребительских товаров в целях защиты отечественных производителей. Согласно указу, установлены повышенные пошлины для двух списков товаров. В первый список, в частности, вошли телевизоры, холодильники, СВЧ-печи, пылесосы, часы, мебель, нижнее белье, виноградное вино. Второй список составили овощи — картофель, лук, капуста, морковь и свекла.

Другой громкий белорусский пример — это запрет региональных чиновников пускать товар из одной области в другую. Их главный аргумент — поддержка местных бюджетов и сохранение рабочих мест. Однако когда на дворе разразился кризис, Минэкономики Беларуси наконец-то решило положить конец таким «торговым войнам» и разработало проект указа, который снимет ограничения на свободное перемещение товаров внутри страны. Теперь окончательный ответ за Совмином и Администрацией Президента.

Кстати, в некоторых странах власти шли на попятную, поняв неэффективность протекционистских мер. Например, кампания «Покупайте американское», запущенная в США, быстро провалилась по той причине, что американцы не могут обходиться без покупки импортных товаров, прежде всего товаров массового потребления. А в Бразилии власти пытались ввести систему широкомасштабного лицензирования и контроля за импортом. Но бразильские компании выступили против — и правительство дало задний ход.

Впрочем, ответные шаги других государств не заставляют долго ждать. И уже белорусские чиновники жалуются, что против Беларуси вводятся протекционистские шаги. Так, Минтранс призвал ЕС устранить протекционизм на рынке международных автоперевозок. В частности, это касается устранения ограничения сроков действия виз для белорусских международных перевозчиков, а также времени пребывания по этим визам на территории ЕС. Ведь с началом кризиса белорусские международные автоперевозчики оказались в критическом положении. Снижение товарных потоков привело к сокращению автомобильного транзита грузов через нашу страну на 40-50%.

Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский настаивает на отмене ограничений доступа товаров из стран СНГ на рынки всех стран Содружества. «Это очень важно, так как все правительства имеют антикризисные программы, принимают те или иные решения, которые изначально кажутся правильными, а проходит время, начинают взвешивать принятые решения, и оказывается, что по отдельным позициям можно было таких решений не принимать», — сказал премьер-министр Беларуси по итогам прошедшего 22 мая в Казахстане заседания Совета глав правительств СНГ. В качестве примера он привел тот факт, что в Казахстане проводились антидемпинговые расследования по отдельным видам продукции, поступающей из Украины. В Молдове были введены запретительные меры по поставкам отдельных продуктов, в частности сахара.

Как сообщил в марте заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко, ежегодный ущерб Беларуси от действия ограничительных мер, применяемых другими странами в отношении импорта белорусской продукции, составляет около $70 млн. «Сейчас семь стран применяют ограничительные меры. Это Украина, Турция, Индия, США, Казахстан, Молдова, а также ЕС», — рассказал он. Замминистра пояснил, что в наибольшей степени эти ограничительные меры затрагивают белорусскую химическую промышленность, пищевую продукцию, изделия из металла и текстильные изделия. Замглавы МИД Беларуси привел данные, в соответствии с которыми в первом полугодии 2008 года, когда кризис начинался, количество антидемпинговых мер увеличилось на 40% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Мир

На лондонском саммите G20 страны-участницы подтвердили свое стремление бороться с протекционизмом. Как отметил посол Великобритании в Беларуси Найджел Гулд-Дэвис, «все экономисты ссылаются на печальный опыт «Великой депрессии». Одним из факторов, который осложнил ситуацию в 30-х годах, были протекционистские меры отдельных стран. Это нанесло серьезный ущерб глобальной системе инвестирования и торговли. Сейчас все понимают, что сегодня нельзя повторить печальный опыт». В связи с этим “Большая двадцатка” поручила Всемирному банку и Всемирной торговой организации заниматься мониторингом ситуации в области международной торговли и составлять «списки стыда» стран, которые не брезгуют протекционизмом и воздвигают торговые барьеры, чтобы защитить собственных производителей.

Примечательно, что почти половина стран-участниц, лидеры которых осуждали протекционизм, приняли меры, направленные на ограничение международной торговли или ограничение доступа на свои рынки товаров из других стран, передает агентство Reuters. Согласно исследованию Всемирного банка, за последний год 17 из 20 стран G20 уже приняли более 47 мер протекционистского характера, которые ограничивают международную торговлю и грозят перерасти в «торговые войны». Треть этих мер приходится на повышение импортных тарифов с целью защиты внутренних производителей. «Мы наблюдаем ползучее возвращение к протекционистским мерам. Кампании “покупайте это” или “покупайте то”, “рабочие места для этих рабочих” или “никаких виз этим рабочим”. Лидеры “двадцатки” не должны поддаваться желанию делать заявления о протекционистских мерах, будь то меры, касающиеся торговли, стимулирования внутреннего спроса или госфинансирование и выкуп компаний и банков», — заявил по поводу роста протекционистских настроений глава Всемирного банка Роберт Зеллик.

Как пишет журнал «Эксперт», больше всего на поприще повышения тарифов отличился Эквадор — в этой латиноамериканской стране были повышены импортные пошлины более чем на 600 видов товаров. В некоторых странах ужесточение торговых стандартов привело к сокращению импорта, отмечается в исследовании Всемирного банка. Например, Китай запретил импорт ирландской свинины, некоторых видов бельгийского шоколада, итальянского бренди, британских соусов, голландских яиц и испанских молочных продуктов. Индия ввела запрет на импорт китайских игрушек. И Индия, и Китай при этом активно субсидируют своих экспортеров, компенсируя им траты на преодоление иностранных заградительных пошлин. Эти две страны повысили скидки на возмещение НДС для экспортеров, и хотя экономисты спорят, является ли эта мера косвенной субсидией, уместность ее реализации во время кризиса вызвала много вопросов.

Евросоюз объявил о введении экспортных субсидий на масло, сыр и молочный порошок. А французское правительство уже требует от ЕС рассмотреть вопрос о возобновлении субсидирования экспорта свинины.

Одной из наиболее популярных защитных мер стало использование субсидий для поддержания на плаву некоторых отраслей. В докладе Всемирного банка в качестве примера государственной помощи акцентируется внимание на автомобильной промышленности. США, Франция, Китай, Россия, Бразилия, Аргентина и Италия установили прямые или косвенные субсидии для национальных автопроизводителей. Так, Соединенные Штаты выделили General Motors и Chrysler более чем $17 миллиардов в виде прямой помощи. Во всем мире уже около $48 миллиардов направлено на поддержку автопрома.

Россия в начавшейся гонке по установлению торговых барьеров тоже старается не отставать от других стран. Помимо помощи АвтоВАЗу, который доказал хроническую неспособность быть прибыльным без поддержки государства, можно вспомнить увеличение пошлин на ввоз продовольствия, введение ценовых преференций для поставщиков российских товаров при размещении госзаказа (что позволяет российским поставщикам повысить цены, не меняя качества продукции), повышение заградительных пошлин на импортные легковые машины, сокращение квоты на ввоз мяса птицы и повышение пошлин на ввоз сверх квот свинины и мяса птицы, повышение таможенных пошлин на молоко, сливки, молочные консервы и сливочное масло.

В подтверждение этих доводов сегодня премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский сообщил, что российские чиновники продолжают блокировать поставки белорусской продукции, несмотря на договоренности на уровне премьер-министров в рамках СНГ.

ЕГЭ. Экономика. Термины. Протекционизм

Протекционизм (фр. protectionnisme, от лат. protection — защита, покровительство) – это форма государственной защиты экономики, направленная на поддержку местного производителя, на снижение зависимости экономики от других государств, это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Задача протекционистской политики — поощрение развития национальной экономики и ее предохранение от иностранной конкуренции

Виды протекционизма:

  • селективный — защита от конкретного товара или меры против конкретного государства;
  • отраслевой — защита конкретной отрасли;
  • коллективный— взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • скрытый — протекционизм при помощи нетаможенных методов;
  • местный — протекционизм продукции и услуг местных компаний;
  • зеленый— протекционизм при помощи норм экологического права.

Методы протекционизма

Тарифные

  • повышение пошлин на ввозимые товары
  • введение квот на импорт
  • торговое эмбарго

Нетарифные

  • Сертификация безопасности товаров
  • Создание технических барьеров ( санитарные и ветеринарные нормы, наличие информации о товаре на этикетке, маркировка и др.)
  • Субсидии и льготное кредитование для тех производителей, которые работают на экспорт.
  • Валютный контроль ( например, ограничение вывоза валюты)
  • Проведение кампаний с рекламой местных производителей и их товаров
  • Лицензирование импортных товаров
  • введение квот на импорт, то есть ограничений
  • торговое эмбарго, т.е. запрет на ввоз товаров

Плюсы протекционизма

  • Обеспечение экономической устойчивости страны, развитие местного производства
  • Увеличение продаж отечественной продукции
  • Рост внутренней занятости, так как начинает интенсивно развиваться отечественная промышленность, появляются рабочие места.
  • Пополнение государственной казны за счёт таможенных платежей
  • Продажа товаров, контролируемых со стороны государства на качество, обеспечение безопасности здоровья людей и ряд других.

Минусы протекционизма

  • Повышение таможенных пошлин приводит к повышению цен на товары, поэтому страдают потребители.
  • Защита от внешней конкуренции может привести к монополизации национального рынка, когда отдельные компании могут взять под контроль даже целые отрасли, диктовать свои условия, устанавливать цены.

Протекционизм ведёт к сокращению внешней торговли, даже к самоизоляции государства. Ответные подобные же меры может ввести и другая сторона. Не случайно именно свободная торговля (фритредерство )всё более распространяется в мире.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Протекционизм. Аргументы «за» и «против»

Рубрика: 1. Экономическая теория

Дата публикации: 02.12.2013

Статья просмотрена: 15111 раз

Библиографическое описание:

Соколова, Ю. А. Протекционизм. Аргументы «за» и «против» / Ю. А. Соколова. — Текст : непосредственный, электронный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4619/ (дата обращения: 09.04.2020).

Протекционизм политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

В условиях усиливающегося процесса мировой глобализации исключительно важной становится задача по выработке адекватной политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Активизация государственной политики в определенных сферах позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.

Цель работы — выяснить, нужна ли политика протекционизма, больше ли плюсов или минусов в ее проведении.

Итак, сторонники и противники протекционизма используют целый ряд аргументов, которые нельзя рассмотреть просто в количественной выгоде. Они требуют особого рассмотрения.

Например, стимулирование экономики и увеличение занятости. Конечно, сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо. Во-первых, чтобы поддерживать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости. В принципе, любому человеку это покажется эффективным! Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности. И именно политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Однако хотя импорт и сокращает занятость в импортозаменяющих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (например, закупки, продажи, обслуживание импортной продукции). И, наконец, государство же может обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффективными методами, чем тарифные (таможенные пошлины и квоты), с меньшими потерями для благосостояния общества. Можно вводить субсидии, уменьшение налогов для отечественных производителей (и другие нетарифные методы регулирования). Пример данной политики государства представлен на рис. 1.:

Рис.1. Последствия субсидирования отечественного производителя.

На рис. 1. показаны в сравнении последствия установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям. Если сохраняется режим свободной внешней торговли и производители получают субсидию, то увеличение отечественного производства достигается без повышения цен, и, следовательно, потребители потерь не несут. Выигрыш производителей составит область (c + d), а затраты государства на субсидию — область (a + b)=(b + c + d). Таким образом, общие потери от предоставления субсидии составят область b, тогда как потери от введения тарифа больше и составляют область (b + e).

Получается, что данный аргумент ярко выражен «против» политики протекционизма.

Следующий аргумент — это защита молодых отраслей (отраслевой протекционизм). Достаточно часто можно встретить, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам. Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм.

Таким образом, и второй аргумент является «против» протекционизма. Более того, выдвижение подобных предложений в пользу протекционизма говорит о том, что государство просто не хочет разрабатывать проекты, вводить новые законы, заботиться о своих отраслях. Конечно, гораздо проще ввести пошлины на импорт, экспорт, чем вводить субсидии.

Следующий аргумент — увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случаях государство проводит политику протекционизма, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов. Опять же, таможенную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

Получается, что данный аргумент тоже в большей степени идет «против» протекционистской политики государства.

Следующий аргумент — обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Этот аргумент в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Однако и этот на первый взгляд справедливый аргумент требует тщательного конкретного анализа. В частности, серьезные затруднения может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов питания, компьютеров, одежды, автомобилей, энергоносителей и многое другое. Трудно назвать такую отрасль, которая не вносила бы свой вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, газа и нефти) может создать зависимость от импортных поставок в будущем (особенно для стран с малым запасом ресурсов). Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по более низким ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый протекционизм, способом (все те же субсидии).

Таким образом, данный аргумент в большей степени «против» политики протекционизма. Но, наверное, только для развитых стран. А вот для развивающихся и отсталых, может быть, и «за».

В целом, принято выделять следующие плюсы и минусы протекционизма (табл.1):

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Анализ рынков недвижимости регионов
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector