Бюджетные счета в кредитных организациях
Может ли бюджетное или казенное учреждение, например школа искусств или детский сад, открыть расчетный счет в каком-либо банке?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетные и казенные учреждения не вправе открывать расчетные счета в кредитных организациях, за исключением случаев, определенных законодательством РФ.
Обоснование вывода:
Исходя из прямых норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) казенные и бюджетные учреждения не могут открывать расчетные счета в кредитных организациях. В то же время законодательством предусмотрены ряд исключений, предполагающих наличие у организации государственного сектора таких счетов.
Согласно п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, бюджетные учреждения осуществляют операции с денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. При этом в силу положений Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение не вправе открывать счета, размещать средства на депозитах в кредитных организациях, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Вместе с тем нормативными актами предусмотрены исключения, позволяющие в некоторых случаях открывать банковские счета, например:
— получение средств плательщиков при осуществлении расчетов с платежными агентами при приеме платежей;
— осуществление операций в соответствии с валютным законодательством;
— исполнение обязанностей опекунов (попечителей);
— учреждение является головным исполнителем (исполнителем) в рамках контрактов по гособоронзаказу и осуществляет расчеты по этим контрактам с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках;
— для расчетов в случае, если учреждение находится за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
Казенные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 4 ст. 161, 220.1 БК РФ). Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения таких лицевых счетов.
Вместе с тем в исключительных ситуациях получатели бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством также могут осуществлять операции с бюджетными средствами на счете, открытом в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации. Так, случаи привлечения кредитных организаций к осуществлению отдельных операций со средствами бюджета перечислены в ст. 156 БК РФ.
Кроме того, казенные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях в соответствии с валютным законодательством, а также в случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами (смотрите, в частности, ст. 38.2 БК РФ; п.п. 2.5, 4.2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н). Учреждения, находящиеся за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования, могут осуществлять операции со средствами на счетах, открытых им в учреждениях банков (смотрите, в частности, п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22.12.2016 N 240н).
Основанием для осуществления операций через банковские счета является нормативный правовой акт уполномоченного органа государственной власти (местного самоуправления) (смотрите, например, постановление Правительства Архангельской области от 25.08.2009 N 61-пп).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
22 декабря 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Может ли бюджетное или казенное учреждение, например школа искусств или детский сад, открыть расчетный счет в каком-либо банке?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетные и казенные учреждения не вправе открывать расчетные счета в кредитных организациях, за исключением случаев, определенных законодательством РФ.
Исходя из прямых норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) казенные и бюджетные учреждения не могут открывать расчетные счета в кредитных организациях. В то же время законодательством предусмотрены ряд исключений, предполагающих наличие у организации государственного сектора таких счетов.
Согласно п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, бюджетные учреждения осуществляют операции с денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. При этом в силу положений Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение не вправе открывать счета, размещать средства на депозитах в кредитных организациях, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Вместе с тем нормативными актами предусмотрены исключения, позволяющие в некоторых случаях открывать банковские счета, например:
— получение средств плательщиков при осуществлении расчетов с платежными агентами при приеме платежей;
— осуществление операций в соответствии с валютным законодательством;
— исполнение обязанностей опекунов (попечителей);
— учреждение является головным исполнителем (исполнителем) в рамках контрактов по гособоронзаказу и осуществляет расчеты по этим контрактам с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках;
— для расчетов в случае, если учреждение находится за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
Казенные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 4 ст. 161, 220.1 БК РФ). Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения таких лицевых счетов.
Вместе с тем в исключительных ситуациях получатели бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством также могут осуществлять операции с бюджетными средствами на счете, открытом в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации. Так, случаи привлечения кредитных организаций к осуществлению отдельных операций со средствами бюджета перечислены в ст. 156 БК РФ.
Кроме того, казенные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях в соответствии с валютным законодательством, а также в случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами (смотрите, в частности, ст. 38.2 БК РФ; п.п. 2.5, 4.2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н). Учреждения, находящиеся за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования, могут осуществлять операции со средствами на счетах, открытых им в учреждениях банков (смотрите, в частности, п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22.12.2016 N 240н).
Основанием для осуществления операций через банковские счета является нормативный правовой акт уполномоченного органа государственной власти (местного самоуправления) (смотрите, например, постановление Правительства Архангельской области от 25.08.2009 N 61-пп).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Открытие счетов для учета средств бюджетных и автономных учреждений
Для учета средств бюджетных и автономных учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса, территориальным органам Федерального казначейства, финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований открываются банковские счета на балансовых счетах 40501, 40601, 40701
Положения Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ предусматривают возможность открытия лицевых счетов бюджетным и автономным учреждениям, не являющимся участниками бюджетного процесса, в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Для учета средств бюджетных и автономных учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса, территориальному органу Федерального казначейства, финансовому органу субъекта РФ (муниципального образования) открывается отдельный счет в учреждении банка.
В соответствии с указаниями Центрального Банка России от 24.12.2010 № 2547-У для учета средств автономных и бюджетных учреждений в подразделениях расчетной сети Банка России или в кредитных организациях (филиалах) применяются следующие балансовые счета:
40501 – для федеральных автономных и бюджетных учреждений;
40601 – для автономных и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации;
40701 – для автономных и бюджетных учреждений муниципальных образований.
При этом финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) будет открываться счет на балансовом счете № 40601 (40701) с отличительным признаком «3» в четырнадцатом разряде для учета средств автономных и бюджетных учреждений.
Лицевые счета бюджетных учреждений
В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В соответствии с частями 2-4 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ лицевые счета, открываемые бюджетным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством. Приказом Федерального казначейства от 23.08.2010 г. № 7н были внесены соответствующие изменения в Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами». При этом лицевые счета бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений) открываются и ведутся территориальным органом Федерального казначейства на основании соглашения, заключенного с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования).
Лицевые счета, открываемые бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным учреждениям) в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях, территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
В соответствии с частями 3-3.4 статьи 2 ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ) автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Банковские счета автономных учреждений
В соответствии с указаниями Центрального Банка России от 24.12.2010 № 2547-У автономным учреждениям в кредитных организациях (филиалах) будет открываться счет на соответствующем балансовом счете:
40501 – для автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
40601 – для автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации;
40701 – для автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
При этом в четырнадцатом разряде номера лицевого счета, открываемого автономному учреждению, указывается отличительный признак «4».
Лицевые счета автономных учреждений
Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством, на основании соглашений, заключенных учредителями этих учреждений с территориальными органами Федерального казначейства (приказ Федерального казначейства от 7.10.2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» в редакции приказа Федерального казначейства от 23.08.2010 г. № 7н). При этом лицевые счета автономных учреждений открываются и ведутся территориальным органом Федерального казначейства на основании соглашения, заключенного с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Бюджетные счета в банке: назначение, характеристики
Бюджетные счета — банковские счета, которые открывается для организации при выделении ей средств из любого уровня бюджета (местного, регионального или федерального). Основной задачей открытия является организация определенного вида деятельности. В период предоставления бюджетных средств возможно осуществление следующих выплат:
- Субсидий.
- Дотаций.
- Субвенций.
- Прочих видов государственного финансирования.
Другими словам, бюджетные счета (б/с) — банковские аккаунты, которые оформляются для учета расходов и затрат средств, выделяемых из бюджета. В чем особенности б/с? Как они работают? Эти нюансы требуют внимательного изучения.
Бюджетные счета в банке: типы и характеристики
Все б/с условно делятся на несколько категорий:
- Доходные.
- Расходные.
- Текущие (для местных бюджетов).
- Текущие (для фондов внебюджетного типа).
Главной задачей б/с в банке является контроль прибыли и убытков, касающихся расходования государственных средств:
- На доходных б/с учтены деньги, распределяемые между различными бюджетами.
Расходные б/с оформляются для учета средств, выделяемых из бюджета на покрытие нужд с/х, социальных и прочих мероприятий.
- На текущих б/с муниципальных бюджетов учтены деньги, поступающие с «низов» государственной иерархии (бюджетов областного, местного или республиканского уровня).
Если бюджетная организация имеет специальные средства, деньги для реализации поручений или прочие внебюджетные активы, требуется оформление текущих аккаунтов. В случае перехода таких структур на новые типы хозяйствования вместо текущего может открываться классический для юридических лиц и ИП — расчетный счет. Именно на него производится зачисление денег, которые поступают в организацию (в том числе и средства из бюджета).
Из вышесказанного можно сделать ряд выводов:
- Бюджетные счета — услуга, предоставляемая в отношении организаций и предприятий, получающих финансирование от государства.
- Б/с в банке оформляются на ограниченный период, равный одному году. Как только б/с закрывается, оставшиеся после завершения года деньги возвращаются в определенный бюджет.
- Лицевые счета для бюджетных организаций оформляются в отделениях государственного казначейства.
Бюджетные расчетные счета: доступны ли?
Сегодня многие интересуется, имеется ли возможность открытия бюджетного расчетного счета. Здесь стоит выделить следующие нюансы:
- Деньги, которые поступили из государственной казны в предприятие (к получателю средств) за определенные услуги, должны перечисляться на лицевой счет. Последний должен оформляться в Казначействе РФ.
- Открытие расчетного счета для государственной организации, финансируемой из бюджета, чаще всего недопустимо.
- Законодательно определено, что все хозяйственные транзакции (для государственных учреждений) проводятся только на лицевых счетах (оформляются в Федеральном казначействе).
- Получатель денег от государства может использовать в переходной временной промежуток средства, полученные от доходной деятельности на базе разрешения распорядителя.
- Все операции с применением государственных денег (по бюджетным счетам) должны осуществляться с учетом строгого контроля сметы прибыли и затрат. Впоследствии смета предоставляется в казначейство, в котором и оформлен лицевой счет.
Рассмотренные выше требования не распространяются на организации, имеющие право оформлять бюджетные расчетные счета в учреждениях ЦБ РФ или других банков.
Итоги
Таким образом, бюджетные счета — это аккаунты бюджетных организаций в финансовых учреждениях страны. Кроме того, под этот термин попадает одна из форм кредитования физических лиц, при которой клиент учреждения регулярно вносит на банковский аккаунт определенную сумму (прописывается в соглашении), а финансовое учреждение производит оплату. Но если исходить из практики, второе обозначение термина применяется реже.
Открываем Бюджетный Расчетный счет
Данная информация предназначена в основном для внимания представителей государственных учреждений, так как они осуществляют свою деятельность за счет средств, предоставляемых из государственного бюджета. Необходимость учета движения финансовых средств, поступающих из бюджетов различных уровней, обязывает организацию не только открыть бюджетный расчетный счет, но и досконально разобраться в нюансах данного способа управления финансами.
Официальная терминология раскрывает понятие о данном типе счета как о таком, что обеспечивает учет прибыли и расходов в бюджетной организации. При действующей трехступенчатой иерархии государственного бюджета предприятие, находящееся на содержании государства, может использовать средства, которые выделяются бюджетами разных уровней. По сути, эти средства и зачисляются на бюджетный расчетный счет.
Денежное обеспечение бюджетных организаций осуществляется в виде субвенций, субсидий, дотаций и иных видов финансовых потоков. Все они проходят через бюджетный расчетный счет.
Внимательно изучив все тонкости в работе с финансовыми средствами, находящимися на бюджетных счетах, можно уверенно осуществлять операции по ним и не опасаться подводных камней.
Какие бывают виды Бюджетных Расчетных счетов
Их всего три и заблудиться в их специфике сложно. Рассмотрим подробнее каждый из них:
- Доходный. На данном виде счета содержатся денежные средства, подлежащие распределению между разными бюджетами. Говоря простым языком, доходный счет аккумулирует приход денежных потоков, чтобы в определенный момент перераспределить их между разными потребителями.
- Расходный. Название говорит само за себя: такой вид счета открывается для финансирования нужд той сферы деятельности, в которой функционирует учреждение – владелец данного счета.
- Текущий. На нем учитываются денежные средства, поступающие в текущем режиме из местного бюджета, а также привлеченные внебюджетные средства и специальные средства по поручениям.
Каким образом организация может использовать бюджетный счет?
Естественно, любое учреждение, получающее денежные средства из государственного бюджета, должна иметь свой бюджетный расчетный счет. Все движения по нему осуществляются с согласия вышестоящей организации, которая распределяет бюджетные средства.
В период перехода с одного вида хозяйственной деятельности на другой с разрешения органов, контролирующих финансовую деятельность организации, допустимо заменить текущий счет на расчетный.
Туда будут поступать финансовые средства, необходимые для осуществления предприятием хозяйственной деятельности, в том числе и бюджетные.
Когда же бюджетная организация наделена правом проводить операции с бюджетными средствами по счетам, которые открыты в Центральном банке Российской Федерации, тогда допускается наличие расчетного счета.
Бюджетная организация при осуществлении предпринимательской деятельности (сдачи имущества внаем, оказания платных услуг) после уплаты всех налогов обязана зачислить полученные денежные средства на текущий лицевой счет, открытый для таких целей в территориальном отделении Федерального казначейства.
Могут ли государственные организации открывать разные счета в банковских структурах?
Действующим законодательством строго регламентирована обязанность бюджетных организаций иметь расчетные счета исключительно в подразделениях Федерального казначейства (их территориальных отделениях).
Использовать услуги коммерческих банков для этих предприятий — запрещено.
Что еще может понадобиться в работе?
Кроме бюджетного расчетного счета для осуществления финансовой активности предприятия необходимы и другие виды счетов:
- Расчетные временные — открываются для вновь созданных предприятий, у которых нет основного счета, на период до получения свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- Депозитные — используются для получения предприятием прибыли от денежных средств, оставленных на хранение на определенный период;
- Спецссудные — открываются для зачисления на них денежных средств, выделяемых организации в качестве займа.
Порядок открытия бюджетного расчетного счета
В общем, данная процедура стандартна и особой сложности в себе не содержит. Чтобы открыть бюджетный счет, необходимо подать заявление в компетентную организацию и приложить к нему следующие документы либо их копии, заверенные надлежащим образом:
- Сведения о государственной регистрации;
- Устав предприятия, положение об организации, подающей заявку;
- Распорядительные документы о назначении на должность руководителя, главного бухгалтера организации, образцы их подписей;
- Разрешение на открытие расчетного счета.
Договор заключается при неукоснительном соблюдении всех вышеперечисленных требований.
Подытоживая всю представленную информацию, можно сделать следующее заключение: многолетняя практика работы организаций с бюджетными расчетными счетами, сложившаяся в нашем государстве и подкрепленная на законодательном уровне, сделала данный вид учета движения бюджетных денег единственным возможным для всех типов бюджетных учреждений.