Анализ товародвижения на предприятии
Анализ товародвижения и сбыта на предприятии
За десятилетия деятельности на предприятиях ОАО «Виктория» сложились трудовые традиции, сформировался опытный коллектив, способный качественно решить любые управленческие и производственные задачи. Люди – одно из главных конкурентных преимуществ компании. В компании на конец 2009 г. работает около 635 человек, из них более 300 –технические работники. Огромное значение придается повышению профессионального уровня и образованию персонала. В компании около 400 сотрудников имеют высшее образование. Затраты на обучение специалистов в ВУЗах и повышение квалификации составили за 2009-2011 г более 5 млн. руб.
В целом организация труда на предприятии ОАО «Виктория» находится на относительно высоком уровне, созданы все условия труда.
Для повышения трудовой активности персонала разработана система материального стимулирования, в которой используются различные формы – премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности, доплаты и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда и социальные выплаты.
Работа фирмы зависит от наличия трудовых ресурсов. Среднесписочная численность работников в 2011 году составила 635 чел., что на 43 чел. больше факта 2009 г. Такое увеличение обусловлено тем, что для повышения спроса на услуги предприятия необходим рабочий персонал. Производительность тем самым увеличивается на 255,53 тыс.руб./чел. Это обусловлено тем, что предприятие принимает на работу чаще всего квалифицированных работников.
Рентабельность продукции является очень важным показателем для принятия текущих и стратегических решений. Он показывает рентабельность или убыточность продукции. На данном предприятии рентабельность продукции в 2009 г. составила 60,8 %. За анализируемый период рентабельность продукции увеличилась на 19,4 %.Следовательно, предприятие обслуживает своих клиентов дешево, быстро и качественно.
Затраты на рубль товарной продукции – один из показателей эффективности деятельности фирмы. Затраты на рубль товарной продукции в 2011 г. составили 52 к., что на 6,1 к. ниже уровня 2009 г.
Главная причина такой экономической ситуации сложившейся на фирме – это улучшение качества услуг, в результате чего объем товарной продукции, выручка от реализации и прибыль значительно увеличиваются, что говорит о хорошем финансовом положении на фирме.
Сбытовая структура предприятия.
Предприятие стремится использовать все доступные каналы распределения. Начиная от каналов прямого маркетинга до многоуровневых схем.
Первый и основной канал — это работа через дистрибьюторов — крупных оптовиков, которые забирают с фабрики до 50 % продукции и реализуют ее через свои каналы распределения. Трехуровневый канал: Фабрика «Виктория» — Дистрибьютор ГК «Выбор» — Региональный оптовик — Розничный торговец.
Второй канал — это собственные продажи фабрики со склада в регионы, региональным оптовикам. Двухуровневый канал: Фабрика «Виктория» — Региональный оптовик — Розничный торговец.
Третий канал распределения — это одноуровневый канал. Фабрика через свой городской отдел продает товар розничным торговцам.
Большую долю в структуре затрат предприятия занимают транспортные расходы, так за анализируемый период они возросли на 4 410 тыс. руб., или на 140%.
Поэтому далее в таблице 2.5 представим анализ транспортных расходов предприятия.
Таблица 2.5 — Транспортные расходы предприятия
Прием заявок осуществляется только на реально имеющийся на складе товар. Доставка мелкооптовым и розничным торговым точкам продукции происходит на следующий день после заявки. Подготовка крупно оптовых партий организуется к часу согласованному с клиентом. Оказывается предоставление клиенту полного пакета качественных и сопроводительных документов, а также помощь клиенту в формировании партии товара. Заявки на фабрику формирует товаровед под руководством менеджера предприятия на основании реального расхода и прогнозируемого спроса. Товар приходит на адрес арендодателя и принимается его кладовщиками под контролем кладовщика предприятия-заказчика. Экспедиторы также собирают деньги за поставленный товар и при необходимости делают возвраты и замены товара. Заявки на товар от клиентов принимают два товароведа и в процессе общения с клиентом сразу оформляют счет на товар. Выписанный в счете товар автоматически заносится в резерв и находится там до выписки со склада, но не более трех банковских дней. Если поставка происходит по предоплате, то счет распечатывается и отправляется клиенту на оплату. После того как по счету поступили деньги либо поставка с оплатой по факту или с отсрочкой платежа, то в 17:00 после окончания приема заявок на основании счетов выписываются документы на отгрузку и набираются сопроводительные документы. В конце дня копии накладных передаются на склад для подборки товара. В 9:00 следующего дня руководитель осуществляет контроль планируемых отгрузок и в случае недогруза машин может разрешить отгрузить товар по счетам, оплаченным в период с 17:00 до 9:00 согласно данным электронной системы клиент — банк. Подбор товара осуществляется частично вечером до закрытия склада, частично с 8:00 момента начала работы склада. Загрузка развозных машин должна закончиться к 11:00 (к сожалению, ускорить отправку невозможно из-за особенностей работы склада арендодателя). На период с 11:00 до 17:00 назначается время загрузки крупнооптовых машин. Торговые представители, общаясь с клиентами, принимают две заявки: одну фактическую другую с желаемым ассортиментом. Пожелания клиентов помогут спрогнозировать спрос и составить заявки на фабрику. При отгрузке кладовщик обязан проверить качество отгружаемого товара, так как политика фабрики по возвратам очень жесткая. Для удобства дальних клиентов разработана система взаимодействия с транспортно-экспедиционными фирмами, которые доставляют товары в дальние регионы.
Структурирование каналов товародвижения.
Ключевые крупно-оптовые клиенты (Региональные Дистрибьюторы) — это фирмы, имеющие обширные клиентские базы как региональные, так и городские, работающие с магазинами города. Требования по цене: базовая цена со склада должна быть равной, доставка в магазины «стоит» 5%-7%, возможность предоставления скидок до 8%. Требования по товару: наличие в достаточном для заполнения собственных каналов количестве товара, конкретный ассортимент по специализации.
Крупно-оптовые клиенты — это иногородние фирмы, имеющие свои небольшие сети. Требования по цене: скидка с учетом транспортных затрат должна быть больше или равна фабричной, возможность торговать со склада по цене фабрики плюс транспортные расходы. Требования по товару: широкий ассортимент.
Опт со склада — это небольшие городские оптовики, торгующие в собственных магазинах или точках. Требования по цене: цены фабрики.Требования по товару: широкий ассортимент.
Розница — это городские розничные торговые точки, в которые необходимо осуществлять доставку. Требования по цене: ярко не выражены, более важен сервис и обязательность. Требования по товару: широкий ассортимент.
Плюсы и минусы работы ОАО «Виктория» через дистрибьютора.
Плюсы: Отсутствие издержек, связанных с содержанием магазинов (около 13% от базовой цены).
1. потеря до 30% рынка (мелкий и средний опт);
2. потеря обратной связи по товарным позициям;
3. специализация крупных оптовиков на видах продукции;
4. необходимость разработки методов контроля продаж в регионе и методов управления продажами, что тоже связано с затратами.
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию товародвижения и сбыта на ОАО «Виктория»
Товародвижение — функции, управление, анализ, формы
Товародвижение в торговле — это процесс перемещения товара от компании-производителя до конечного потребителя. Этот процесс является неотъемлемой частью деятельности всех торговых предприятии. Для того, чтобы грамотно организовать товародвижение от начального этапа то завершающего, необходимо уметь решить множество вопросов, как экономического, так и организационного характера.
По сути своей. товародвижение — это немалый сегмент области логистики. Потому что основной частью процедуры является физическое перемещение товара со склада фирмы-изготовителя до склада розничной компании. а уже в свою очередь последняя доставляет продукцию до торговых точек сети (если речь идет о крупном предприятии), или сразу выставляет на прилавок (если масштаб розничной точки заключен в наличии одного-двух магазинов).
Чтобы процесс товародвижения проходил гладко, необходимо тесное взаимодействие всех звеньев цепи на всех его этапах. Доставка товара до потенциального покупателя должна проходит точно в срок, обозначенный в свое время производителем. Ибо для того, чтобы продукция пользовалась спросом, производителем была проведена обширная рекламная кампания. А если не обеспечить достаточное количество продукта на торговых стойках из-за задержки поставок по тем или иным причинам, конечный потребитель вполне возможно обратит свой взор на аналогичный товар конкурирующей фирмы.
Функции и система товародвижения
Функций всего четыре. Остановимся на каждой подробнее.
- Обработка заказов. Это то, с чего начинается товародвижение товара на предприятии. Заказы, полученные фирмой-производителем их различных каналов (интернет, телефон, торговые представители), обрабатываются специализированным отделом и вносятся в базу данных для формирования накладных. Это могут быть различные программные комплексы, такие как 1С. Далее данные передаются в бухгалтерию, которая формирует по ним платежные документы: счета-фактуры. Вся документация и информация по заказу в дальнейшем поступает на склад, где товар готовится к отгрузке, согласно указанным в заказе наименованиям и в нужном количестве. В наше время развитых технологий это процесс происходит быстро, и от момента заказа до готовности его к отгрузке может пройти не больше одного дня. Это значительно экономит время и минимизирует возможные издержки.
- Складирование. Для своевременного обеспечения покупателей необходимой продукцией у производителя должна быть четко налажена система складского хранения и учета. Чем крупнее оборот предприятия, тем больше у него может быть складов. Чем больше у него складов, тем быстрее товар будет доставлен в розницу. Помимо количества складских помещений, производителю так же стоит учесть и скорость работы на их территориях. Сейчас все больше организаций переходят на высокотехнологичные автоматизированные склады с современными погрузчиками. управляемыми в основном только лишь программой, которая в автоматическом режиме, согласно поступившему заказу, дает машинами сигнал, какой товар нужен и в каком количестве. Товар собирается по складу и помещается на торговые платформы. Такие системы сейчас не по карману некрупным организациям, но со временем все новое становится доступным как по цене, так и по возможности приобретения. Старый добрый человеческий труд, конечно, никто не отменял, но времени на работу таким образом затрачивается больше. К тому же, автоматизированные склады минимизируют риски получения травм при работе с тяжелым грузом.
- Поддержание товарных запасов. Не меньшую роль, чем оборудованные склады, играет и рациональное поддержание товарных запасов на них. Расчет производится исходя из регулярного спроса, сезонности, праздничных дат и еще немалого количества других факторов. Если склад будет перетарен, у товара, к примеру, попросту начнет истекать срок годности (если речь идет о скоропортящемся продукте). К тому же перенасыщенность товаром на складах увеличивает затраты на его содержание: производителю приходится задействовать новые складские площади для хранения вновь привезенного товара при том, что на полках еще в большом количестве лежит старый. Если же продукции на складе наоборот не хватает, это значит, что предприятие не может должным образом удовлетворить потребности покупателей. Как минимум, это чревато потерей клиентуры. а также возрастанием расходов связанных со срочностью дополнительного производства и доставки.
- Транспортировка. Выбор вида транспорта играет чуть ли не ключевую роль в товародвижении. От скорости доставки, ее стоимости и качества зависит, в том числе и конечная цена товара, которая, как известно, зачастую играет определяющую роль в принятии решения о покупке.
Существует пять возможных видов транспорта, которым может быть доставлена продукция:
- Автомобильный транспорт. Хорош тем, что выбор среди компаний-перевозчиков сейчас большой, соответственною, и ценовая политика в этой области достаточно гибкая. Плюс еще в том, что грузовые перевозки могут совершаться достаточно часто и по различным маршрутам, в отличии , например, от железнодорожных. Минус чем короче маршрут., тем безопаснее поездка.
- Железнодорожные перевозки. Рентабельны, когда речь идет о дальних расстояниях и определенных видах груза: сельхоз продукция, сыпучие материалы, топливо, продукты лесной промышленности. Минус — сроки доставки.
- Водные виды транспорта. Хорош в населенных пунктах, где есть прибрежные воды или развиты воднотранспортные пути. Привлекателен большой грузоподъемностью, но очень медленный и его передвижение зависит от погодных условий.
- Трубопроводный транспорт. Предназначен ля перегона сырых топливных продуктов: газ, нефть. По стоимость занимает промежуточное место между железнодорожными перевозками и водным транспортом.
- Воздушный транспорт. Самый дорогой вид перевозок, но при этом самый быстрый. Высокой грузоподъемностью не отличается, но очень рекомендован для доставки товара на дальние расстояния.
Каналы и схема товародвижения
Каналы товародвижения — это путь, по которому товар проходит от производителя к конечному потребителю. В зависимости от масштабов производства и характеристики продукции, различают прямые каналы товародвижения и косвенные. В первом случае товар идет напрямую от производителя в магазин. Во втором присутствую промежуточные звенья: дистрибьюторские компании, посредники. Договоренность о поставках может быть как в устной форме, так и оформленная договорными отношениями. Чем больше предприятие, тем больше бумаг.
Если говорить простым языком, то схема товародвижение может выглядеть следующим образом:
- Прямые каналы: производитель — магазин.
- Косвенные каналы: производитель-дистрибьютор-магазин; производитель-дистрибьютор-розничная сеть-магазин. Существует два параметра каналов товародвижения: длина товародвижения и его ширина. Первое означает количество звеньев цепи. отвечающих за движение товара. Второе — количество участников процесса в каждом звене.
Компания-производитель вправе пользоваться услугами неограниченного числа посредников, дабы расширить возможности сбыта продукции. В некоторых случаях посредникам дается эксклюзивное право предлагать определенный товар. Обычно это оформляется эксклюзивным соглашением. Почему выгодно иной раз перепоручить посредникам продажу продукции в розницу? Да очень просто. Таким образом компании расширяют рынок сбыта и минимизируют затраты на складское хранение.
Процесс и организация товародвижения
Сам процесс движения товаров представляет собой нехитрую последовательность:
- перемещение товаров от производителей на склад оптовых организаций.
- складское распределение товара.
- снабжение продукцией розничные торговые точки.
- продажа товара непосредственно покупателю.
Все этапы процесса важны как и в совокупности, так и каждый в отдельности. Неграмотно организованная работа хотя бы на одном из них может негативно повлиять на работу всей цепочки в целом. Поэтому основой товародвижения всегда было,, есть и будет тесное взаимодействие представителей всех проходимых инстанций. Процесс должен проходить бесперебойно и безошибочно.
Формы товародвижения
В зависимости от масштабов производства и характера выпускаемой продукции, выделяют две формы движения товаров:
- Транзитная. Эта форма подразумевает собой доставку товара со склада компании-производителя напрямую в розничные торговые точки. К такой продукции относятся, например, хлебобулочные изделия, молочные продукты, колбасные изделия, а также продукты крупного производства: мебель, бытовая техника, автомобили.
- Складская. Данная форма наиболее распространена, так как большинство продукции, приобретаемой покупателями, состоит именно из товаров, имеющих широкую сеть распространения и нуждающихся в дополнительных складских помещениях, а также в организациях-посредниках, помогающих производителю реализовать бОльшие объемы товаров.
Управление товародвижением
Контролировать процесс товародвижения на всех его стадиях — задача не из легких. Еще на этапе производства необходимо продумать, как именно будет происходить процесс: обусловено ли производство возрастанием спроса, необходимо ли задействовать сторонние организации для помощи в реализации выпускаемой продукции, какие затраты потребуют логистические процессы.
К организации товародвижения должен предприниматься только комплексный подход. Все вышеописанное является почти прямой инструкцией к тому, с чего нужно начать продумывать процесс. Нюансов в управлении товародвижением очень и очень много: здесь может играть роль человеческий фактор, причем как положительную, так и отрицательную (например — нехватка человеческих ресурсов или неквалифицированность персонала). Можно ошибиться в выборе транспортной компании или самого вида транспортировки. Изучением возможных издержек должны заниматься экономические и аналитические отделы. И только потом, на основании результатов, полученных в результате проведения тех или иных исследований, стоит запускать сам процесс.
Анализ товародвижения
Заключительной частью почти всех экономических процессов является анализ его эффективности. Грамотно ли был построено управление товародвижением? Много ли ошибок было допущено при его организации? В чем их возможная причина? Каковы убытки? Дошел ли товар до конечного потребителя? И наконец, остался ли довольным покупатель?
Каждый этап нуждается в анализировании. Это поможет избежать в будущем допущенных ошибок и усовершенствовать технологию процесса. Анализ также необходим, чтобы выявить потребность в перемене схемы движения товаров. Например, изначально планировалось обойтись без участия посредников. Но в последствии выяснилось, что склад розничной торговой точки перегружен, а продукцию хотят видеть на своих прилавках магазины другого региона, в котором у компании=производителя нет представительства. Наилучший выход — найти подходящего дистрибьютора. Это обойдется гораздо дешевле, чем открывать филиал: не потребуется затрат на открытие офиса, складов, привлечения персонала.
Все данные, полученные в результате анализа, будут систематизированы и ясно покажут общую картину, которая даст четкое представление о правильности ли неправильности произведенных действий.
Особенности организации и анализа процесса товародвижения в рамках подразделений крупных торговых сетей
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 16.06.2014 2014-06-16
Статья просмотрена: 3518 раз
Библиографическое описание:
Подольная, С. И. Особенности организации и анализа процесса товародвижения в рамках подразделений крупных торговых сетей / С. И. Подольная. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 304-307. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11585/ (дата обращения: 10.04.2020).
Налаженная организация товародвижения является серьёзным конкурентным преимуществом для торговой сети, так как это позволяет достигнуть своевременного пополнения товарных запасов, обеспечить необходимую широту ассортимента, сократить издержки на доставку товара до подразделений сети. Достижение максимальной ритмичности организационных процессов в цепи товародвижения, составление наиболее эффективных маршрутов доставки, определение наиболее оптимальных объёма и периода поставок товаров в подразделения — те вопросы, на которых сосредоточено основное внимание логистических служб крупных торговых сетей.
Процесс товародвижения направлен на обеспечение товароснабжения конечных звеньев на пути товарного потока от производителя к потребителю, которыми, как правило, являются предприятия розничной торговли. Данная категория является объектом изучения дисциплин «Торговое дело», «Логистика» и «Маркетинг» и в каждой из них присутствует своё специфическое толкование (см. табл. 1).
Приведённые точки зрения подразумевают, что с поступлением в розничное торговое предприятие (место продажи) является конечным пунктом процесса товародвижения. Однако, оказавшись на складе розницы, товар не сразу попадает в сферу потребления. Ему предстоит пройти ещё ряд складских операций прежде, чем он окажется у потребителя. В некоторых случаях предстоит его редистирибуция, то есть его движение будет продолжено. Поэтому важно добавить, что конечным этапом процесса товародвижения следует считать передачу товара конечному потребителю. В этом случае он уже перестаёт быть товаром и не является частью товарного потока.
Таким образом, для получения определения, наиболее полно отражающего смысл исследуемого понятия, обобщим смысл, заложенный в каждом из трёх приведённых выше.
Итак, товародвижение — это процесс доведения товаров от производителей в сферу потребления, представляющий собой совокупность операций транспортировки и складирования, с целью максимально полного удовлетворения потребностей потребителей.
Большинство розничных предприятий на сегодняшний день — это подразделения розничных сетей.
Толкование категории «товародвижение» с различных научных точек зрения
Достоинства и недостатки
Процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления
обозначено, что это «процесс», его начало и окончание
процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей до торговых залов предприятий розничной торговли или до внерыночных потребителей
определение аналогично предыдущему, только добавлено уточнение конечных пунктов
организация хранения, транспортирования и складирования готовых изделий
отражает только операции, проводимые на пути перемещения товара, не включает цель движения товаров
система обеспечения доставки продукции к месту продажи или эксплуатации (установки) в точно обусловленное время и с максимально высоким уровнем обслуживания
представлено как сложное понятие — система — набор элементов, указана цель движения, отсутствует понятие, что в себя включает товародвижение
Организация товародвижения в рамках компании у различных торговых сетей имеет схожий принцип. Схемы организации товародвижения в розничных сетях представлены на рис. 2.2.
Рис. 2. Схема организации товародвижения розничной торговой сети
Организация товародвижения розничной торговой сети на уровне компании (движение товарного потока до обособленного подразделения) осуществляется по следующей схеме. Товары от производителей (как отечественных, так и зарубежных) поступают на центральные распределительные склады. В зависимости от специфики продаваемого ассортимента товаров, количество и расположение складов может быть различным. Так, например, в сегменте продуктов питания, центральные распределительные склады могут находиться как в районе штаб-квартиры сети в количестве 2–3 объектов, так и региональных центрах (регионы в соответствии с экономико-географическим районированием территории РФ). Для сетей, реализующих бытовую технику и электронику, одежду и большинство непродовольственных товаров, характерно расположение центральных складов в количестве 2–3 объектов.
С центральных распределительных складов товары отгружаются для пополнения региональных складов, которые располагаются, как правило, в областных центрах, либо крупных городах, в зависимости от плотности торговой сети. Уже непосредственно с региональных складов товары поступают в розничные подразделения. В зависимости от специфики ассортимента часть товаров может сразу поступать в розницу, а часть на региональный склад, для пополнения запасов или продажи со склада в случае недостатка товара на складе подразделения.
Движение товарного потока, поступающего на склады розницы, ещё не заканчивается. Приёмка товара является конечным пунктом товародвижения в рамках сети и его началом в рамках подразделения. На данном этапе происходит первичная проверка соответствия количества товара приведённому в товарно-транспортной накладной. Этап перераспределения предполагает определение места хранения товара — склад или торговый зал — и размещение его по соответствующим зонам, а также включает складские операции по подготовке товаров к продаже.
Для предприятий, являющихся обособленными подразделениями розничных сетей, организация перемещения товаров до подразделений осуществляется централизованно ответственным подразделением сети и транслируется на другие подразделения. В этом случае организация товародвижения в рамках подразделений сводится к следующим мероприятиям:
— мониторинг товарных запасов;
— управление ассортиментом для обеспечения наличия витрин для их заполнения вновь поступающим товаром;
— мониторинг ассортиментной матрицы и её корректировка;
— анализ потребительского спроса для определения потребительских предпочтений, а, следовательно, тех товаров, которые будут востребованы и не будут препятствовать движению товарного потока до потребителя.
Сложность процесса товародвижения в рамках подразделений розничных предприятий представляется как с точки зрения его организации, так и с точки зрения анализа его организации. На теоретическом уровне данная проблема, а именно, система оценки эффективности организации товародвижения в рамках подразделения торговой сети, недостаточно разработана, поэтому возникают трудности в определении количественных показателей, которые могли бы служить базисом для анализа. Однако, проводя более глубоки анализ составляющих процесса товародвижения в рамках подразделения, можно использовать систему показателей, представленных в табл. 2.
Методика анализа организации товародвижения в рамках подразделения торговой сети
Особенности организации и анализа процесса товародвижения в рамках подразделений крупных торговых сетей
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 16.06.2014 2014-06-16
Статья просмотрена: 3518 раз
Библиографическое описание:
Подольная, С. И. Особенности организации и анализа процесса товародвижения в рамках подразделений крупных торговых сетей / С. И. Подольная. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 304-307. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11585/ (дата обращения: 10.04.2020).
Налаженная организация товародвижения является серьёзным конкурентным преимуществом для торговой сети, так как это позволяет достигнуть своевременного пополнения товарных запасов, обеспечить необходимую широту ассортимента, сократить издержки на доставку товара до подразделений сети. Достижение максимальной ритмичности организационных процессов в цепи товародвижения, составление наиболее эффективных маршрутов доставки, определение наиболее оптимальных объёма и периода поставок товаров в подразделения — те вопросы, на которых сосредоточено основное внимание логистических служб крупных торговых сетей.
Процесс товародвижения направлен на обеспечение товароснабжения конечных звеньев на пути товарного потока от производителя к потребителю, которыми, как правило, являются предприятия розничной торговли. Данная категория является объектом изучения дисциплин «Торговое дело», «Логистика» и «Маркетинг» и в каждой из них присутствует своё специфическое толкование (см. табл. 1).
Приведённые точки зрения подразумевают, что с поступлением в розничное торговое предприятие (место продажи) является конечным пунктом процесса товародвижения. Однако, оказавшись на складе розницы, товар не сразу попадает в сферу потребления. Ему предстоит пройти ещё ряд складских операций прежде, чем он окажется у потребителя. В некоторых случаях предстоит его редистирибуция, то есть его движение будет продолжено. Поэтому важно добавить, что конечным этапом процесса товародвижения следует считать передачу товара конечному потребителю. В этом случае он уже перестаёт быть товаром и не является частью товарного потока.
Таким образом, для получения определения, наиболее полно отражающего смысл исследуемого понятия, обобщим смысл, заложенный в каждом из трёх приведённых выше.
Итак, товародвижение — это процесс доведения товаров от производителей в сферу потребления, представляющий собой совокупность операций транспортировки и складирования, с целью максимально полного удовлетворения потребностей потребителей.
Большинство розничных предприятий на сегодняшний день — это подразделения розничных сетей.
Толкование категории «товародвижение» с различных научных точек зрения
Достоинства и недостатки
Процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления
обозначено, что это «процесс», его начало и окончание
процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей до торговых залов предприятий розничной торговли или до внерыночных потребителей
определение аналогично предыдущему, только добавлено уточнение конечных пунктов
организация хранения, транспортирования и складирования готовых изделий
отражает только операции, проводимые на пути перемещения товара, не включает цель движения товаров
система обеспечения доставки продукции к месту продажи или эксплуатации (установки) в точно обусловленное время и с максимально высоким уровнем обслуживания
представлено как сложное понятие — система — набор элементов, указана цель движения, отсутствует понятие, что в себя включает товародвижение
Организация товародвижения в рамках компании у различных торговых сетей имеет схожий принцип. Схемы организации товародвижения в розничных сетях представлены на рис. 2.2.
Рис. 2. Схема организации товародвижения розничной торговой сети
Организация товародвижения розничной торговой сети на уровне компании (движение товарного потока до обособленного подразделения) осуществляется по следующей схеме. Товары от производителей (как отечественных, так и зарубежных) поступают на центральные распределительные склады. В зависимости от специфики продаваемого ассортимента товаров, количество и расположение складов может быть различным. Так, например, в сегменте продуктов питания, центральные распределительные склады могут находиться как в районе штаб-квартиры сети в количестве 2–3 объектов, так и региональных центрах (регионы в соответствии с экономико-географическим районированием территории РФ). Для сетей, реализующих бытовую технику и электронику, одежду и большинство непродовольственных товаров, характерно расположение центральных складов в количестве 2–3 объектов.
С центральных распределительных складов товары отгружаются для пополнения региональных складов, которые располагаются, как правило, в областных центрах, либо крупных городах, в зависимости от плотности торговой сети. Уже непосредственно с региональных складов товары поступают в розничные подразделения. В зависимости от специфики ассортимента часть товаров может сразу поступать в розницу, а часть на региональный склад, для пополнения запасов или продажи со склада в случае недостатка товара на складе подразделения.
Движение товарного потока, поступающего на склады розницы, ещё не заканчивается. Приёмка товара является конечным пунктом товародвижения в рамках сети и его началом в рамках подразделения. На данном этапе происходит первичная проверка соответствия количества товара приведённому в товарно-транспортной накладной. Этап перераспределения предполагает определение места хранения товара — склад или торговый зал — и размещение его по соответствующим зонам, а также включает складские операции по подготовке товаров к продаже.
Для предприятий, являющихся обособленными подразделениями розничных сетей, организация перемещения товаров до подразделений осуществляется централизованно ответственным подразделением сети и транслируется на другие подразделения. В этом случае организация товародвижения в рамках подразделений сводится к следующим мероприятиям:
— мониторинг товарных запасов;
— управление ассортиментом для обеспечения наличия витрин для их заполнения вновь поступающим товаром;
— мониторинг ассортиментной матрицы и её корректировка;
— анализ потребительского спроса для определения потребительских предпочтений, а, следовательно, тех товаров, которые будут востребованы и не будут препятствовать движению товарного потока до потребителя.
Сложность процесса товародвижения в рамках подразделений розничных предприятий представляется как с точки зрения его организации, так и с точки зрения анализа его организации. На теоретическом уровне данная проблема, а именно, система оценки эффективности организации товародвижения в рамках подразделения торговой сети, недостаточно разработана, поэтому возникают трудности в определении количественных показателей, которые могли бы служить базисом для анализа. Однако, проводя более глубоки анализ составляющих процесса товародвижения в рамках подразделения, можно использовать систему показателей, представленных в табл. 2.
Методика анализа организации товародвижения в рамках подразделения торговой сети