Анализ потребностей логистической системы
Анализ логистической системы предприятия
Методика проведения АВС-анализа и XYZ-анализа. Анализ структуры материальных, финансовых, информационных потоков предприятия. Работа с поставщиками и потребителями на предприятии. Рекомендации по совершенствованию логистической системы предприятия.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
материальный поток логистический система
1. Транспортная логистика. Классификация видов транспорта
2. Проведение АВС-анализа и XYZ-анализа
3. Анализ логистической системы предприятия ЗАО «АТЛАНТ»
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2 Структура материальных, финансовых, информационных потоков предприятия
3.3 Схема движения материальных, финансовых, информационных потоков предприятия
3.4 Работа с поставщиками на предприятии
3.5 Работа с потребителями
3.6 Рекомендации по совершенствованию логистической системы предприятия
Список использованных источников
1. Транспортная логистика. Классификация видов транспорта
Транспортная логистика — раздел логистики, занимающийся вопросами организации доставки, то есть перемещения каких-либо материальных объектов (продукция, вещества) из одного пункта в другой по оптимальному маршруту.
Транспортировка — перемещение груза транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок.
Цель транспортной логистики — доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и место с оптимальными затратами (т.е. по сути, это выполнение 6 правил логистики).
Основные задачи транспортной логистики:
· выбор вида транспорта (автомобильный, ж/д, авиа и т.д.);
· выбор способа транспортировки (вида перевозки);
· выбор перевозчика и других логистических партнеров;
· определение рациональных маршрутов доставки;
· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
· оптимизация параметров транспортного процесса (увеличение скорости транспортировки, уменьшение расходов топлива и пр.).
Доставка грузов невозможна без соответствующего транспорта. На сегодняшний день человечеством придумано и создано множеством различных видов транспорта отличающихся своим назначением, средой перемещения, принципом движения и многим иным. При этом не следует путать транспорт с транспортным средством, это не одно и тоже! Транспорт — более широкое понятие.
Транспорт — это совокупность транспортных средств, путей сообщения, а также сооружений и устройств на этих путях, вместе обеспечивающих перемещение грузов и людей из одного пункта в другой.
На выбор транспортных средств будут влиять следующие характеристики: характер груза; количество отправляемых партий; срочность доставки груза заказчику; местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик; расстояние, на которое перевозится груз; ценность груза (страхование); близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям; сохранность груза, невыполнение поставок; цена доставки груза.
Рассмотрим некоторые, наиболее распространенные, классификации транспорта:
Виды транспорта по назначению:
· Транспорт общего пользования (общественный пассажирский транспорт и транспорт обслуживающий сферу торговли, т.е. перевозящий товары);
· Транспорт специального пользования (например, военный транспорт);
· Транспорт индивидуального пользования (личные автомобили).
По используемой энергии:
· Приводимый в движение собственным двигателем:
— транспорт с тепловым двигателем (реактивным, внутреннего сгорания и т.д.);
— электротранспорт (электромобили, трамваи, троллейбусы и т.п.);
— гибридный транспорт (имеет и тепловой, и электродвигатель).
· Приводимый в движение силой ветра (парусные суда);
· Приводимый в движение мускульной силой:
— транспорт движимый человеком (велосипеды, веломобили, гребные суда);
— транспорт движимый животными (гужевой транспорт).
Еще одна классификация видов транспорта предусматривает его деление на группы по среде перемещения. Рассмотрим ее подробнее.
1. Наземный транспорт — делится на ряд подвидов:
а) Железнодорожный транспорт — осуществляет перевозку пассажиров и грузов колесными транспортными средствами по рельсовым путям (поезда, трамваи, метрополитен, монорельс и пр.).
Характеристика железнодорожного транспорта:
· Транспортные средства: локомотивы и вагоны;
· Пути сообщения: железные дороги, мосты и тоннели;
· Сигнализация и управление: семафоры, стрелочные переводы и пр.;
· Транспортные узлы: ж/д вокзалы и станции;
· Энергетическое обеспечение: контактная сеть, пункты экипировки и заправки локомотивов.
Достоинства ж/д транспорта:
· высокая провозная и пропускная способность;
· не зависит от климатических условий, времени года и суток;
· высокая регулярность перевозок;
· высокая скорость доставки грузов на дальние расстояния (свыше 1500 км).
Недостатки ж/д транспорта:
· ограниченное число перевозчиков (естественная монополия);
· большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;
· высокая энергоемкость и материалоемкость перевозок;
· недоступность в конечных точках продаж;
· не очень высокая сохранность груза.
б) Автомобильный транспорт — осуществляет перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым дорожным путям, моторными транспортными средствами имеющими как минимум 3 колеса (автобусы, грузовики, легковые автомобили, бронетранспортеры; но не мотоциклы или трактора).
Характеристика автомобильного транспорта:
· Транспортные средства: всевозможные типы автомобилей (грузовые, легковые, троллейбусы, автобусы);
· Пути сообщения: автодороги, тоннели, мосты и эстакады;
· Сигнализация и управление: светофоры, дорожные знаки, ГИБДД, правила дорожного движения;
· Транспортные узлы: автовокзалы, автобусные остановки, автостоянки и т.д.;
· Энергетическое обеспечение: контактная сеть, автозаправки;
· Техническое обеспечение: автодорожные службы, СТО, автобусные парки.
Достоинства автомобильного транспорта:
· возможность доставки груза «от двери к двери»;
· высокая гибкость и маневренность;
· высокая скорость доставки;
· возможность использовать различные маршруты;
· возможность отправки груза небольшими партиями;
· широкие возможности выбора подходящего перевозчика.
Недостатки автомобильного транспорта:
· зависимость от погодных и дорожных условий;
· высокая себестоимость перевозок на большие расстояния;
· невозможность длительного ожидания разгрузки; опасность хищения груза и угона транспортного средства.
в) Трубопроводный транспорт — сооружение, предназначенное для транспортировки по трубе жидких и газоообразных веществ, а также твёрдого топлива в виде раствора под воздействием разницы давлений в ее поперечных сечениях.
Характеристика трубопроводного транспорта: трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет отдельных транспортных средств, сама инфраструктура (трубы, насосные станции и т.п.) — транспортное средство. Трубы прокладывают над землей, под землей, а также под водой. Перемещаемый груз, как правило, является топливом (нефть, газ), но не исключена и транспортировка твердых предметов (например, капсул с сообщениями по линиям пневмопочты).).
Достоинства трубопроводного транспорта:
· низкая себестоимость; высокая производительность;
· высокая сохранность груза;
· низкая капиталоемкость; дешевизна;
· требуется мало обслуживающего персонала.
Недостатки трубопроводного транспорта:
· можно транспортировать только особые виды грузов (газ, нефтепродукты);
· возможна транспортировка только больших объемов.
1. Воздушный транспорт — включает в себя как воздушные суда (самолеты, вертолеты, аэростаты), так и обслуживающую их инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские службы, ангары и пр.
Характеристика воздушного транспорта:
· Транспортные средства: самолеты, вертолеты, аэростаты;
· Пути сообщения: воздушные коридоры;
· игнализация и управление: диспетчерская служба, авиамаяки;
· Транспортные узлы: аэропорты.
Достоинства воздушного транспорта:
· наивысшая скорость доставки груза;
· высокая надежность; наивысшая сохранность груза;
· наиболее короткие маршруты перевозок.
Недостатки воздушного транспорта:
· высокая себестоимость и тарифы;
· высокая капиталоемкость, энергоемкость и материалоемкость перевозок;
· зависимость от погодных условий;
· ограниченная географическая доступность.
2. Водный транспорт — осуществляет перевозку пассажиров и грузов по водным путям сообщения, как естественным (реки, озера, моря, океаны), так и искусственным (водохранилища, каналы и т.д.).
Характеристика водного транспорта:
· Транспортные средства: суда;
· Пути сообщения: толща и поверхность воды, каналы, шлюзы;
· Сигнализация и управление: буи, маяки;
· Транспортные узлы: речные и морские вокзалы, порты.
· Водный транспорт делится на:
а) Речной транспорт (внутренний водный) — осуществляет перевозки по внутренним водным путям (рекам, каналам, озерам).
Достоинства речного транспорта:
· высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах;
· низкая себестоимость перевозок;
Недостатки речного транспорта:
· ограниченность географии перевозок;
· низкая скорость доставки (зависит от неравномерности глубины реки, навигационных условий и пр.);
· сезонность; недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.
б) Морской транспорт — осуществляет перевозку грузов и пассажиров по поверхности морей, океанов и прилегающих акваторий.
Достоинства морского транспорта:
· возможность межконтинентальных перевозок;
· низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния.
Недостатки морского транспорта:
· ограниченная география перевозок;
· низкая скорость доставки (зависит от географических, погодных и навигационных условий);
· малая частота отправок;
· жесткие требования к креплению и упаковке грузов;
· необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.
Кроме того существуют и иные виды транспорта, например космический или подводный. А также такой специфический транспорт, как лифты, фуникулеры или элеваторы [1].
2. Проведение АВС-анализа и XYZ — анализа
Метод состоит в ранжировании данных по разным параметрам. В данной работе таким параметром будет объем. По результатам ранжирования выделяют три группы покупателей (А, В, С), которые отличаются своей значимостью и вкладом в объем организации:
Покупатели группы А — самые важные покупатели, приносящие первые 80% результата;
Покупатели группы В — «средние» по важности покупатели, приносящие еще 15% результата;
Покупатели группы С — «проблемные» покупатели, приносящие еще 5% результата.
Вопрос 6. Анализ логистических систем
I
1. Анализ логистических систем — это процесс разработки, принятия и обоснования решений при исследовании и создании логистических систем.
В процессе анализа необходимо сложную логистическую проблему разбить на гpynny мелких задач с известными методами решения и найти средства управления сложными логистическими объектами. Анализ логистических систем необходим:
→ при создании новых логистических систем;
→ учете факторов неопределенности и риска;
→ планировании деятельности по улучшению бизнеса;
→ принятии решений, направленных на отдаленную (15 — 20-летнюю) перспективу;
→ разработке критериев оптимальности работы логистической системы;
→ решении логистических задач.
Основные задачи, решаемые при анализе логистических систем:
→ правильно и четко описать логистическую систему;
→ собрать данные оконкретной логистической системе;
→ выявить назначение элемента, решающего логистическую задачу, с тем чтобы определить его состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами логистической системы;
→ сформулировать основные цели создания и развития логистической системы;
→ установить степень взаимосвязи целей логистической системы со средствами их достижения;
→ разработать несколько вариантов развития логистической системы при воздействии различных факторов внутренней и внешней среды;
→ выбрать оптимальный курс развития логистической системы;
→ проверить эффективность взаимодействия элементов логистической системы, выявить и устранить узкие места;
→ выявить эффективность организации управления предприятием, функции и структуру органов управления;
→ разработать конкретные показатели функционирования логистической системы.
2. Выделяют 12 основных этапов анализа логистической системы:
→ анализ логистической проблемы:
•обнаружение логистической проблемы;
•точное формулирование логистической проблемы;
•анализ логической структуры проблемы;
•анализ развития проблемы (в прошлом и будущем);
•определение внешних связей проблемы с другими проблемами;
•выявление возможности принципиальной разрешимости проблемы;
→ определение логистической системы:
•спецификация задачи исследования;
•определение позиции эксперта;
•определение объекта;
•выделение элементов (определение границ разбиения логистической системы);
•определение элементов системы;
•определение внешней среды;
→ анализ структуры логистической системы:
•определение уровней иерархии;
•определение процессов и функций;
•определение и спецификация процессов управления и каналов информации;
•спецификация элементов логистической системы;
•спецификация процессов, функций операционной деятельности и развития (целевых функций);
→ формулирование глобальной цели и критерия оценки эффективности функционирования логистической системы:
•определение глобальной цели и требований глобальной системы;
•определение целей и ограничений внешней среды;
•формулирование общей цели;
•определение критерия;
•декомпозиция целей и критериев по подсистемам;
•композиция общего критерия из критериев подсистем;
→ декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах:
•формулирование целей верхнего ранга;
•формулирование целей текущих процессов;
•формулирование целей эффективности;
•формулирование целей развития;
•формулирование внешних целей и ограничений;
•выявление потребностей в ресурсах и процессах;
→ выявление ресурсов и процессов, композиция целей:
•оценка существующих технологий и мощностей;
•оценка современного состояния ресурсов;
•оценка реализуемых и запланированных проектов;
•оценка возможностей взаимодействия с другими системами;
•оценка социальных факторов;
•композиция целей;
→ прогноз и анализ будущих условий:
•анализ устойчивых тенденций развития системы;
•прогноз развития и изменения факторов внешней среды;
•предсказание появления новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие логистической системы;
•анализ ресурсов будущего;
•системный анализ взаимодействия факторов будущего развития;
•анализ возможных трендов целей и критериев;
→ оценка целей и средств:
•вычисление оценок по критерию;
•оценка взаимосвязи целей;
•оценка относительной важности целей;
•оценка дефицитности и стоимости ресурсов;
•оценка влияния факторов внешней среды;
•вычисление комплексных расчетных оценок;
→ отбор вариантов:
•анализ целей на совместимость;
•проверка целей на полноту;
•отсечение избыточных целей;
•планирование вариантов достижения отдельных целей;
•оценка и сравнение вариантов;
•совмещение комплекса взаимосвязанных вариантов;
→ анализ существующей логистической системы:
•моделирование логистических процессов (материального, и формационного и финансового потоков);
•расчет потенциальной и фактической мощностей;
•анализ потерь мощности;
•выявление недостатков организации и управления логист ческой системой;
•определение и анализ мероприятий по совершенствован логистической организации;
→ формирование программы развития:
•формирование мероприятий, проектов и программ;
•определение очередности целей и мероприятий по них достижению;
•распределение сфер деятельности;
•распределение сфер компетентности;
•разработка комплексного плана мероприятий в рамках ограничений по ресурсам и во времени;
•распределение мероприятий по ответственным организациям, руководителям и исполнителям функциональных подразделений;
→ разработка логистической организации для достижения целей логистической системы:
•назначение целей логистической организации;
•формулирование функций логистической организации;
•проектирование логистической организационной структуры
•проектирование механизмов информационного обеспечения логистики;
•проектирование режимов работы;
•проектирование механизмов стимулирования логистического персонала.
Анализ потребностей логистической системы
Потребительские товары делятся на три группы:
1) изделия длительного пользования – холодильники, автомобили, мебель, одежда и др.;
2) изделия краткосрочного пользования – продукты питания, моющие средства, т. е. такие, которые используются либо сразу, либо ограниченное количество раз;
3) услуги – это действия, приносящие людям полезный результат. Услуги считаются объектом продаж, но их нельзя упаковывать, хранить, транспортировать.
Товары производственного назначения разбиваются на следующие категории:
1) основное оборудование;
2) вспомогательное оборудование;
3) узлы и агрегаты;
4) основные материалы;
5) вспомогательные материалы и сырье.
В логистике изучается все движение товаров от производителя до конечного покупателя: механизм принятия решения о закупке, организация закупки, транспортировка, складирование и сбыт.
4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Логистическая система – упорядоченное множество (совокупность) элементов, находящихся в определенных связях друг с другом, образующих определенную целостность и выполняющих те или иные функции логистики.
Свойства логистической системы:
1) целостность и членимость – логистическая система представляет собой совокупность элементов, взаимодействующих между собой;
2) сложность – большое число элементов, сложный характер взаимодействия между отдельными элементами, сложность функций, сложная система управления, обусловливаемая воздействием на логистическую систему значительного числа факторов внутренней и внешней среды;
3) подвижность – изменчивость параметров элементов логистической системы под влиянием внешней среды, а также решений, принимаемых участниками цепи поставок;
4) уникальность, непредсказуемость и неопределенность поведения в конкретных условиях и под влиянием внешней среды;
5) адаптивность – способность логистической системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения сообразно с новыми целями и под воздействием внешней среды.
Элемент логистической системы – функционально обособленный объект, выполняющий локальную целевую функцию.
Логистическая функция – укрупненная группа операций, однородных с точки зрения их цели и направленных на реализацию целей логистической системы.
Логистический канал – частично упорядоченное множество предприятий и организаций, осущест
вляющих доведение материального потока от производителя до потребителей.
Логистическая цепь – упорядоченное множество элементов логистической системы (множество предприятий и организаций, осуществляющих операции по доведению потока от одной системы до другой), интегрированных материальным (информационным или финансовым) потоком с целью анализа или синтеза логистических процедур.
Логистическая сеть – множество элементов логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам. Логистические задачи решаются не изолированно, а в комплексе. При этом учитывается многообразие воздействующих факторов внутренней и внешней среды – технических, технологических, экономических, правовых и организационных.
Основным методом исследования логистических систем является системный метод. Любой объект при таком подходе рассматривается как комплекс взаимосвязанных подсистем, совокупность, состоящая из закономерно структурированных и организованных элементов, каждый их которых выполняет свою отдельную функцию, но все вместе они ориентированы на достижение одной общей цели. Системный подход есть систематизация и объединение предметов или знаний о них путем установления существенных связей между ними.
Одной из главных задач системных исследований в логистике является выявление и анализ законов и соотношений, общих для различных функциональных областей логистической деятельности. Междисциплинарный характер законов, понятий и методов исследований
5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Анализ логистических систем – это процедура выработки, обоснования и принятия решений в процессе исследования и формирования логистических систем предприятий.
Потребность в анализе логистических систем возникает в следующих случаях:
1) при решении логистических задач:
– когда определяется, что нужно знать и понимать специалистам службы логистики и других функциональных подразделений предприятия;
– когда требуется увязка цели логистической системы со множеством средств ее достижения;
– когда элементы логистической системы имеют разветвленные связи, которые могут вызывать отдаленные последствия в различных звеньях цепи поставок, и решения по ним требуют учета общих затрат по цепи поставок продукции;
– когда имеют место трудно сравниваемые варианты решений или достижения комплекса целей;
2) при формировании новых логистических систем;
3) при осуществлении деятельности по улучшению бизнеса;
4) при принятии стратегических решений в области логистики, учитывающих факторы неопределенности и риска;
5) при выработке ответственных решений на отдаленную перспективу (15–20 лет). Потребность в анализе логистических систем возникает тогда, когда хочется многого, а возможности и средства ограничены. В этих условиях важно упорядочить процедуру определения целей – выяснить их приоритеты и иерархию. Суть анализа состоит в том, чтобы сложное превратить в простое, т. е. труднопонимаемую логистическую проблему превратить в серию задач, имеющих методы решения, найти эффективные средства управления сложными логистическими объектами.
Порядок исследования логистической системы:
1) логистическая система разбивается на составляющие элементы в целях выделения задач, более доступных для решения;
2) выбираются и применяются наиболее подходящие специальные методы для решения отдельных задач;
3) частные решения объединяются таким образом, чтобы было построено общее решение глобальной задачи логистической системы.
Основные задачи, решаемые при анализе логистических систем:
1) правильно и четко описать логистическую систему, сформулировать ее основные цели;
2) установить степень взаимосвязи целей логистической системы со средствами их достижения;
3) выявить назначение элемента, решающего логистическую задачу, с тем чтобы определить его состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами логистической системы;
4) выявить назначение элемента, решающего логистическую задачу, с тем чтобы определить его состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами логистической системы;
5) разработать несколько вариантов развития логистической системы при воздействии различных факторов внутренней и внешней среды;
6) выбрать оптимальный курс развития логистической системы;
7) выявить эффективность организации управления предприятием, функции и структуру органов управления;
8) разработать конкретные показатели функциониро
6. ЭТАПЫ АНАЛИЗА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Анализ логистической системы включает в себя несколько этапов:
1) осознание логистической проблемы.
Логистическая проблема – несоответствие между необходимым (желаемым) и фактическим положением дел в области логистической деятельности предприятия. Правильное и точное формулирование логистической проблемы является первым и необходимым этапом исследования логистической системы. Проблемы определяются на основе функционирования логистической системы и ограничений внешней среды. К логистической системе могут предъявляться следующие требования: гибкость, необходимость быстрой адаптации к изменениям внешней среды в условиях политической и экономической нестабильности, возможности функционирования при неразвитой инфраструктуре и сфере обращения и др.;
2) формулирование глобальной цели и критерия оценки эффективности функционирования логистической системы. Для того чтобы сформулировать глобальную цель логистической системы предприятия, а также выбрать критерий оценки эффективности функционирования логистической системы, необходимо знать особенности логистического бизнеса, теорию систем и технологию функциониования объекта исследования;
Анализ и управление логистическими системами
1* Анализ логистических систем — это процесс разработки, принятия и обоснования решений при исследовании и создании логистических систем.
В процессе анализа необходимо сложную логистическую проблему разбить на группу мелких задач с известными методами решения и найти средства управления сложными логистическими объектами. Анализ логистических систем необходим:
• при создании новых логистических систем;
• учете факторов неопределенности и риска;
• планировании деятельности по улучшению бизнеса;
• принятии решений, направленных на отдаленную (15— 20-летнюю) перспективу;
• разработке критериев оптимальности работы логистической системы;
• решении логистических задач.
Основные задачи, решаемые при анализе логистических систем:
• правильно и четко описать логистическую систему;
• собрать данные о конкретной логистической системе;
• выявить назначение элемента, решающего логистическую задачу, с тем чтобы определить его состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами логистической системы;
• сформулировать основные цели создания и развития логистической системы;
• установить степень взаимосвязи целей логистической системы со средствами их достижения;
• разработать несколько вариантов развития логистической системы при воздействии различных факторов внутренней и внешней среды;
• выбрать оптимальный курс развития логистической системы;
• проверить эффективность взаимодействия элементов логистической системы, выявить и устранить узкие места;
• выявить эффективность организации управления предприятием, функции и структуру органов, управления;
• разработать конкретные показатели функционирования логистической системы 1 .
2. Выделяют 12 основных этапов анализа логистической системы.
• анализ логистической проблемы:
• обнаружение логистической проблемы;
• точное формулирование логистической проблемы;
• анализ логической структуры проблемы;
• анализ развития проблемы (в прошлом и будущем);
• определение внешних связей проблемы с другими проблемами;
• выявление возможности принципиальной разрешимости проблемы;
• определение логистической системы’.
• спецификация задачи исследования;
• определение позиции эксперта;
• выделение элементов (определение границ разбиения логистической системы);
• определение элементов системы;
• определение внешней среды;
• анализ структуры логистической системы:
• определение уровней иерархии;
• определение процессов и функций;
• определение и спецификация процессов управления и кана-
лов информации;
• спецификация элементов логистической системы;
• спецификация процессов, функций операционной деятельности
формулирование глобальной цели и критерия оценки эффектив[■ ности функционирования логистической системы:
• определение глобальной цели и требований глобальной системы;
• определение целей и ограничений внешней среды;
• формулирование общей цели;
• декомпозиция целей и критериев по подсистемам;
• композиция общего критерия из критериев подсистем;
• декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и про-
цессах:
формулирование целей верхнего ранга;
• формулирование целей текущих процессов;
• формулирование целей эффективности;
• формулирование целей развития;
• формулирование внешних целей и ограничений;
• выявление потребностей в ресурсах и процессах;
I • выявление ресурсов и процессов, композиция целей:
[ оценка существующих технологий и мощностей;
• оценка современного состояния ресурсов;
• оценка реализуемых и запланированных проектов;
• оценка возможностей взаимодействия с другими системами;
• оценка социальных факторов;
• прогноз и анализ будущих условий:
• анализ устойчивых тенденций развития системы;
• прогноз развития и изменения факторов внешней среды;
• предсказание появления новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие логистической системы;
• анализ ресурсов будущего;
‘ • системный анализ взаимодействия факторов будущего развития;
• анализ возможных трендов целей и критериев;
• оценка целей и средств:
• вычисление оценок по критерию;
• оценка взаимосвязи целей;
• оценка относительной важности целей;
• оценка дефицитности и стоимости ресурсов;
• оценка влияния факторов внешней среды;
• вычисление комплексных расчетных оценок;
• отбор вариантов:
• анализ целей на совместимость;
• проверка целей на полноту;
•. отсечение избыточных целей;
• планирование вариантов достижения отдельных целей;
• оценка и сравнение вариантов;
• совмещение комплекса взаимосвязанных вариантов; ^анализ существующей логистической системы:
• моделирование логистических процессов (материального, ин
формационного и финансового потоков);
. расчет потенциальной и фактической мощностей;
• анализ потерь мощности;
• выявление недостатков организации и управления логистической системой;
• определение и анализ мероприятий по совершенствованию логистической организации;
• формирование программы развития:
• формирование мероприятий, проектов и программ;
• определение очередности целей и мероприятий по их достижению;
• распределение сфер деятельности;
• , распределение сфер компетентности;
• разработка комплексного плана мероприятий в рамках ограничений по ресурсам и во времени;
• распределение мероприятий по ответственным организациям, руководителям и исполнителям функциональных подразделений;
• разработка логистической организации для достижения целей
логистической системы:
• назначение целей логистической организации;
• формулирование функций логистической организации;
• проектирование логистической организационной структуры;
• проектирование механизмов информационного обеспечения логистики;
• проектирование режимов работы;
• проектирование механизмов стимулирования логистического персонала.
Контрольные вопросы по теме. Проблемы оптимального функционирования логистической системы
1. В чем заключается особенность логистической системы, каковы ее основные свойства, какие тенденции рынка диктуют условия трансформации современных логистических систем?
2. Как устанавливаются границы логистических систем и, в частности, какие существуют способы определения границ логистической системы?
3. В чем заключается особенность макрологистических систем, как они классифицируются?
4. Что понимается под микрологистической системой, каковы ее основные элементы?
5. Приведите два примера логистических систем с разной степенью интеграции отдельных элементов в единую систему.
6. Какие формы контроля используются в процессе управления логистической системой?
7. Какие виды рисков характерны для логистической системы?
8. Какие существуют формы страхования логистических рисков?
Тема 3. Стратегическое планирование в логистике
.При разработке стратегии планирования на предприятии логистическая политика является частью производственно стратегии, которая наряду с маркетинговой и организационной стратегией является частью общей хозяйственной стратегии фирмы.
В логистическую систему при разработке стратегии должны быть включены: транспортные операции и издержки
управление запасами, подъемно-транспортные работы, плановые и контрольные системы, организация системы,
Один из стандартных технических приемов разработки лошсти-ческой стратегии заключается в анализе обычного логистического равновесия между услугами и издержками. К этому добавляется третий элемент
комплексность которая включает необходимое количество источников снабжения и источников запасов, товарную и упаковочную номенклатуру, количество источников поступления заказов и точек отгрузки товара, сезонность, количество рабочих ш центров,количество уровней в списке материалов и т.п.
Все это увеличивает сложность и неопределенность операций. Поэтому необходимо снизить сложность операций и тем самым сократить по возможности элемент неопределенности, сделав таким образом весь хозяйственный процесс более простым и управляемым.
Подход к решению стратегических хозяйственных проблем должен базироваться на формировании группы специалистов разного проифиля во всех ключевых функциональных областях логистической системы и проводится в два этапа.
На первом этапе выявляются стратегическая цель и направление хозяйственного развития фирмы в будущем, и изучаются в основном следующие вопросы:
1. Изменение рыночныхпотребностей. Анализ рынков может показать, что в объемах продукции, приходящей по различным каналам распределения, происходят сдвиги в пользу какого-либо канала
2. Повышение требованийк логистике. Сдвиг в распределительных каналах должен отразиться на повышении требований к логи-
стике как системе в плане сроков, надежности доставки и комплектности заказа,
3. Разбивка продукциипо принципу Парето.Необходимо учитывать эффект Парето: на ограниченное число товаров приходится основной поток.
4. Размер запасови гибкая производственная система.Должна быть создана гибкая производственная система фирмы, которая бы реагировала на изменение рыночных потребностей, а величина запасов должна быть оптимальной.
5. Внимание к отдельным видам деятельности.Следует обращать внимание не только на выпуск ассортимента обычной и специальной продукции, но и на специфические виды деятельности: маркировку и упаковку потребительских товаров или специальное производство и упаковку.
6. Гибкость.На столь быстротечном рынке логистическая система должна обладать способностью краткосрочной адаптации, поэтому важна гибкость конечного стратегического направления.
7. Повышение логистических показателей поставщиков.Эта часть связана с разработкой различных мероприятий по поставке продукции.
На первом этапе выявляются текущее состояние всех хозяйственных функциональных областей, проблемы и узкие места фирмы. На этой базе разрабатывается план действий: цели/ ресурсы, графики, взаимозависимости и возможные последствия, различные хозяйственные варианты для обеспечения общей стратегии фирмы.
На втором этапе вырабатывается подробный общий хозяйственный план фирмы. В содержание стратегического направления входят:
Производственные мощности.Логистическая группа, используя компьютерные модели объема производства, ассортимент продукции, рынки, мощности по обеспечению выпуска продукции, определяет производственные мощности.
2. Национальные системы распределения. Учитывается влияние изменений материальных ресурсов в производственных мощностях национальной системы распределения,
3. Подъемно-транспортные работы. Важным моментом является эффективная работа подъемно-транспортной системы для всех частей общей цепи (поставщик — потребитель).
4 Виды транспорта.Исследуются различные виды транспорта в плане издержек и возможности удовлетворять логистические потребности логистической системы;
5. Контрольные системы.Измерение и контроль за результатами деятельности.
6. Поставщики. Финансовые результаты.
7. Общий хозяйственныйпиан. Логистические проекты по каждой функциональной области тесно увязываются с единым хозяйственным планом, который включает в себя полную финансовую оценку/ распределение ресурсов, управление логистической системой и пр.
Приведенная логистическая схема разработки хозяйственной стратегии направлена на эффективную работу производства, а также на достижение значительных преимуществ перед конкурентами.
Вопросы по теме : «Стратегическое планирование в логистике»
1. Сформулируйте вопросы, на которые необходимо ответить при выработке логистической стратегии.
2. Охарактеризуйте основные этапы разработки логистической стратегии.
3. Какие требования предъявляются к системам планирования?
4. Назовите виды планирования в логистике. Каково их содержание?
Тема 19 Логистический анализ и контроллинг
Логистический анализ и контроллинг
19.1. Анализ и проектирование логистических систем
Анализ логистических систем – это процедуры исследования, выработки, обоснования и принятия решений в процессе проектирования логистической системы предприятия. Включает в себя совокупность методов формирования и обработки данных о деятельности в области логистики, обеспечивающих получение объективных оценок состояния макро– и микрологистических систем, определение тенденций их развития, выявление резервов повышения эффективности физического товародвижения.
Главное при анализе логистических систем – сложное превратить в простое или труднопонимаемую логистическую проблему превратить в совокупность задач, имеющих решение, а также осуществить поиск эффективных средств исследования, анализа и управления сложными логистическими системами.
Самое сложное в анализе логистических систем – правильная постановка цели и составление программы их достижения путем определения соответствующих задач.
Потребность в анализе логистических систем возникает: при решении глобальных, общих и локальных логистических задач на уровне групп предприятий, предприятия и в функциональных областях логистики; проектировании и формировании новых логистических систем при создании предприятия; при модернизации системы управления материальными потоками на предприятии; разработке стратегического плана в области логистики предприятия на отдаленную перспективу.
Цель анализа логистических систем – выявить существующие недостатки или «узкие места» во взаимодействии между отдельными участниками процесса физического товародвижения на микро– и макроуровне.
Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи: разработать программу развития логистической системы предприятия; проверить эффективность взаимодействия элементов системы, выявить узкие места и устранить их; выявить эффективность организации управления предприятием, функции и структуру органов управления; определить конкретные показатели функционирования логистической системы предприятия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Похожие главы из других книг:
Тема 19. Финансовый анализ предприятия. Кредитование бизнеса
Тема 19. Финансовый анализ предприятия. Кредитование бизнеса 129. Сущность, роль и методы финансового анализа Анализ хозяйственной деятельности (без привязки к отрасли и выделения в самостоятельную науку) существует с незапамятных времен и лежит в основе всей
1.3. Логистический менеджмент
1.3. Логистический менеджмент Логистика на предприятии именуется логистическим менеджментом и основана на шести основных принципах: системный подход; приоритет стратегического видения; интеллигентное управление материалами; единство материальной и информационной
14.3. Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии
14.3. Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии При логистическом подходе управляющие воздействия к отдельным фазам движения материального потока прилагаются со стороны единой логистической системы управления. Эти управляющие
18.2. Логистический аутсорсинг
18.2. Логистический аутсорсинг Логистический аутсорсинг или «контрактная логистика» – это привлечение сторонней организации для выполнения всех или части логистических функций с целью совершенствования деятельности предприятия.Предприятие-заказчик услуг
19.3. Контроллинг в логистических системах
19.3. Контроллинг в логистических системах Усложнение процессов планирования, появление новых подходов к планированию и контролю является основной причиной появления контроллинга.Контроллинг – это концепция поддержки управления предприятием на основе системы
34. Финансовый контроллинг
34. Финансовый контроллинг Финансовый контроллинг представляет собой управленческую систему, которая обеспечивает концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия.Основные функции финансового
23. Экономический анализ и контроллинг
23. Экономический анализ и контроллинг Контроллинг как самостоятельная функция управления стал формироваться в крупных компаниях в середине XX в. и обеспечил существенный эффект, прежде всего, через оптимизацию производственных программ с ориентацией на разные
24. Стратегический контроллинг
24. Стратегический контроллинг Существенно сложнее связь экономического анализа и контроллинга при стратегических разработках. Стратегический контроллинг связан в большей мере с координацией выполнения инвестиционных программ, инвестиционных проектов и
106. Анализ использования основных производственных средств организации. Анализ использования материальных ресурсов
106. Анализ использования основных производственных средств организации. Анализ использования материальных ресурсов Основные средства (ОС), часто называемые в экономической литературе и на практике основными фондами, являются одним из важнейших факторов производства.
107. Факторный анализ фондоотдачи. Анализ использования оборудования
107. Факторный анализ фондоотдачи. Анализ использования оборудования Факторный анализ фондоотдачи . Надо построить факторную модель фондоотдачи:ФО = ФО а · УД а ,где УД а – доля активной части фондов в стоимости всех ОС; ФО а – фондоотдача активной части ОС .Факторная
Тема 4. Информационная логистика 4.1. Информационный логистический поток
Тема 4. Информационная логистика 4.1. Информационный логистический поток Информационный поток – это совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, которые необходимы для управления и контроля за
7. 3. Виды, функции и классификация складов. Логистический процесс на складе
7. 3. Виды, функции и классификация складов. Логистический процесс на складе Склады представляют собой один из важнейших элементов логистических систем. Необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения
Тема 6. Анализ стоимости капитала
Тема 6. Анализ стоимости капитала 6.1. Сущность стоимости капитала Стоимость капитала (ее также называют ценой капитала, или затратами на капитал) представляет собой норму прибыли, которую инвестор ожидает получить на свою инвестицию с учетом рисков, связанных с ней.
4.3. Контроллинг в формировании и реализации конкурентной стратегии научно-производственного предприятия
4.3. Контроллинг в формировании и реализации конкурентной стратегии научно-производственного предприятия Одной из важнейших функций управления является финансовая функция, которая во многом обеспечивает эффективную деятельность научно-производственного предприятия.