Invest44.ru

Инвест журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ функциональной модели

Модель функций. Функциональный анализ. Виды анализа

Функция – это одно из важнейших понятий современной ТРИЗ. Модель функции представляет собой триаду: субъект (носитель) функции, действие, объект функции. Действие может выражаться в виде глагола действия или параметра и направления его изменения. Например, пламя увеличивает температуру печки, пламя уменьшает вес воздушного шара, жидкость вблизи фазового перехода стабилизирует температуру объекта и т. д. Пример формулировки целевой функции: карандаш изменяет цвет (красит) бумаги; дешифратор восстанавливает исходное сообщение; отладочный интерфейс заносит необходимую информацию в log-файл.

Для проведения функционального анализа необходимо знать и понимать несколько терминов, которые мы перечислим ниже.

Носитель функции – субъект, реализующий рассматриваемую функцию.

Объект функции – объект, на который направлено действие рассматриваемой функции.

Полезная функция – функция, обусловливающая потребительские свойства объекта.

Вредная функция – функция, отрицательно влияющая на потребительские свойства объекта.

Нейтральная функция – функция, не влияющая на изменение потребительских свойств объекта.

Главная функция – полезная функция, отражающая назначение объекта (цель его создания).

Дополнительная функция – полезная функция, обеспечивающая совместно с главной функцией проявление потребительских свойств объекта.

Основная функция – функция, обеспечивающая выполнение главной.

Вспомогательная функция первого ранга – функция, обеспечивающая выполнение основной.

Вспомогательная функция второго ранга – функция, обеспечивающая выполнение вспомогательной функции первого ранга. Вспомогательные функции третьего и других более низких рангов – функции, подчиненные по отношению к функциям предыдущего ранга.

Ранг функции – значимость функции, определяющая ее место в иерархии функций, обеспечивающих выполнение главной функции.

Уровень выполнения функции – качество ее реализации, характеризующееся значением параметров носителя функции.

Требуемые параметры – параметры, соответствующие реальным условиям функционирования объекта.

Фактические параметры – параметры, присущие анализируемому объекту (существующему или проектируемому).

Адекватный уровень выполнения функции – соответствие фактических параметров требуемым.

Избыточный уровень выполнения функции – превышение фактических параметров над требуемыми.

Недостаточный уровень выполнения функции – превышение требуемых параметров над фактическими.

Компонентная модель – модель, отражающая состав объекта и иерархию (соподчиненность) его элементов.

Структурная модель – модель, отражающая взаимосвязи между элементами объекта. Создание компонентной и структурной моделей называется компонентно-структурным анализом.

Функциональная модель – модель, отражающая комплекс функций объекта анализа и его элементов.

Функционально-идеальная модель – функциональная модель после применения свертывания, отражающая комплекс функций объекта, реализуемых минимальным числом элементов.

Нежелательный эффект – недостаток объекта, выявленный в процессе анализа.

В некоторых случаях, когда нет направленного действия, а имеется лишь взаимодействие объектов, субъект функции невозможно отличить от объекта функции. Например, при взаимодействии двух радиоактивных веществ может активизироваться ядерная реакция и происходит взрыв. Оба вещества действуют в этом случае друг на друга. В оптике при создании зеркал на шлифовальной машине на каком-то этапе можно изготавливать сразу два зеркала: выпуклое и вогнутое. Оба стекла обрабатывают друг друга.

Понятие функции в ТРИЗ самым тесным образом связано с понятием «параметр». Параметр имеет несколько важных характеристик:

– параметр существует не сам по себе, он всегда привязан к тому или иному объекту, характеризует состояние этого объекта;

– изменить значение параметра можно, только воздействуя на объект;

– время является параметром для процессов или операций;

– параметр можно измерить тем или иным способом, включая экспертные оценки;

– для одного и того же параметра существуют не менее двух объектов, характеризующихся этим параметром, параметр не может быть уникальным только для одной системы;

– параметр можно увеличивать, уменьшать, стабилизировать, управлять, сравнивать;

– параметры объекта могут быть взаимосвязанными между собой;

– взаимная связь (зависимость) между параметрами объекта определяется свойствами этого объекта;

– объект может характеризоваться разными параметрами в зависимости от аспекта его рассмотрения.

Параметры объекта могут быть связаны причинно-следственными цепочками и создавать иерархические параметрические структуры.

Можно выделить материальные и нематериальные аспекты рассмотрения системы.

– физический (микро и макро)

– искусство (материальная составляющая).

– социальный (индивидуальный, групповой, общественный, поведенческий)

– бизнес (бизнес-модель, методы и технологии ведения бизнеса)

– абстрактно-математический (множества, программы, формальная логика и пр.)

В зависимости от аспекта рассмотрения системы параметры могут быть:

– информационными (скорость передачи данных, надежность, защищенность и др.),

– техническими (производительность, надежность, точность измерения и др.),

– экономическими (прибыль, ликвидность, рентабельность и др.),

– физическими (температура, масса, давление, освещенность и др.),

– биохимическими (уровень глюкозы, уровень холестерина, титр антител и др.) и т. д.

Могут использоваться и узкоспециальные параметры. Например, для жестких магнитных дисков (винчестеров) используют специальные параметры: диаметр диска, число секторов на дорожке, скорость передачи данных, время перехода от одной дорожки к другой и т. д.

Одни параметры, например, информационные, могут формироваться как результат состояния других параметров, например, технических, физических, химических, биологических.

От качества формулировки моделей функций зависит эффективность всего функционального анализа. Имеется опасность сделать две принципиальные ошибки. Первая – сформулировать действия в форме глагола, который в действительности действие не описывает. Например, любить, работать, трудиться, исправлять – такие глаголы не помогут описать действие. Нужен конкретный параметр, который в результате этого действия изменяется. Вторая довольно типичная ошибка – неверная или неточная формулировка субъекта или объекта функции. Например, часто забывают, что объект главной функции находится за пределами рассматриваемой системы. Например, редакторы текстов направлены на взаимодействие с пользователем, который сам по себе не является частью этого редактора. При формулировках функций для нематериальных систем эти проблемы формулировки функций только обостряются. Например, в информационных технологиях объект функции и субъект функции очень часто меняются местами во времени. Так, при работе с базой данных пользователь является то поставщиком информации, то потребителем информации.

Читайте так же:
Анализ объема производства и продажи продукции

Пример функциональной модели программного продукта был приведен в разделе 2.3.2. Для построения функциональной модели необходимо вначале построить компонентную модель (из чего состоит система). Это полезно и с точки зрения поиска ресурсов для решения поставленной задачи. Затем строится структурная модель – какие элементы связаны друг с другом в системе, а какие нет. После этого для каждого компонента (элемента системы) формулируется функция или несколько функций и строится функциональная модель системы, на основе которой и проводится функциональный анализ.

Построенная функциональная модель системы позволяет, в частности, проводить причинно-следственный анализ, выделяя основные существующие в системе недостатки и выстраивая причинно-следственные цепочки для выяснения причин возникновения основных недостатков. Это позволяет сформулировать ключевые недостатки системы, решение которых, как по принципу падающих домино, приводит к устранению целой группы недостатков.

Один из вариантов функционального анализа – функционально-стоимостный анализ (ФСА). Упрощенно его можно описать следующим образом. Каждому элементу ставят в соответствие определенную функцию или набор функций, определяют их значимость для системы в целом. После этого для тех же компонентов (элементов) определяют совокупные затраты. Распределение функциональной значимости элементов сравнивают с распределением затрат на этот элемент. Те элементы, которые имеют высокие затраты, связаны с большим количеством нежелательных элементов и при этом имеют не значительный функциональный ранг – это первые кандидаты на свертывание в этой системе.

Для примера приведена упрощенная диаграмма сравнения функциональной значимости и уровня затрат для задачи 7. Из диаграммы видно, что для блока распознавания и блока проверки соотношение между функциональной значимостью и затратами наихудшее. Эти блоки и нужно свернуть (удалить) в первую очередь (рис. 2.17).

Проведение глубокого функционального анализа с постановкой задач на свертывание – это самостоятельный раздел ТРИЗ, требующий более глубокого изучения и дополнительных инструментов анализа ситуации и постановки задач.

Еще один аналитический инструмент – инструмент потокового анализа (анализ имеющихся в системе потоков энергии, вещества и информации). При помощи этого аналитического инструмента могут быть выявлены недостатки, сформулированы задачи или выявлены причины их возникновения.

Причинно-следственный анализ (ПСА) основан на построении причинно-следственных цепочек имеющихся в системе недостатков. Эта цепочка может быть построена в виде графической или иной модели, отражающей взаимозависимость недостатков системы.

Метод «Допустить недопустимое» – еще один метод анализа проблемной ситуации и поиска ее решения. Его суть состоит в том, чтобы предположить такое изменение в системе, которое ни при каких обстоятельствах в условиях задачи не допускаются. Допустив такое «недопустимое» изменение далее выстраивается причинно-следственная цепочка: какие изменения возникают в системе, могут ли они снять те запреты, из-за которых нам нельзя было делать это изменение?

Простейшие примеры использования метода «Допустить недопустимое» можно взять из опыта создания презентаций. Очевидное ограничение: ширину текстового блока на слайде нельзя увеличивать так, чтобы этот блок «залезал» на окружающую его картинку. Сделаем как нельзя и все же увеличим ширину этого текстового блока. Довольно часто при этом высота текстового блока автоматически уменьшается, и увеличение его ширины уже не приводит к «залезанию» на окружающую картинку.

Для анализа ситуаций и постановки задач в ТРИЗ часто используют диверсионный анализ. Главная идея диверсионного анализа состоит в том, чтобы вместо решения проблемы, ставится вопрос о том, как можно создать проблему. Выделяют два направления применения диверсионного анализа в ТРИЗ. Первое – как объяснить возникновение того или иного явления. Для этого ставится задача: как создать это явление, используя только имеющиеся ресурсы системы. Второе – ставится задача о том, как можно было бы испортить систему. Это можно делать последовательно обращая все полезные функции системы на противоположные. Например, в программе сортировки нужно сделать так, чтобы элементы массива перемещались не туда, куда нужно. Зная это, можно избежать ошибку при создании программы.

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте закон стремления систем к идеальности. Приведите примеры развития систем в направлении повышения идеальности.

Читайте так же:
Анализ объема реализации продукции

2. Что такое ИКР? Для чего он применяется?

3. Назовите три типа ИКР?

4. Приведите примеры формулировок ИКР для разных задач.

5. Опишите линию развития «МОНО – БИ – ПОЛИ». Какие особенности можно выделить в этой линии развития. Приведите примеры.

6. Что такое свертывание систем. Приведите примеры.

7. Перечислите основные правила свертывания.

8. В чем состоит методика объединения альтернативных систем и переноса свойств? Приведите примеры использования этой методики.

9. Опишите модель функции в ТРИЗ. Приведите примеры.

10. Как можно характеризовать параметры в моделях функций? Приведите примеры параметров в функциях систем.

11. Какие аспекты рассмотрения систем можно выделить?

12. Для чего необходим функциональный анализ? Что такое ФСА?

13. Приведите примеры терминов, которые применяются при проведении функционального анализа.

14. Опишите последовательность действий при проведении функционального анализа.

Дата добавления: 2016-03-15 ; просмотров: 3370 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Предметная область базы данных и ее модели

Функциональная модель предметной области базы данных

Понятие функциональной модели предметной области базы данных

Вторым ключевым моментом создания ИС с целью автоматизации информационных процессов организации является анализ функционального взаимодействия объектов автоматизации. Результаты такого анализа многогранны. Аналитики представляют их в виде функциональной модели предметной области базы данных . Функциональная модель предметной области является собирательным понятием. Состав функциональной модели существенно зависит от контекста конкретного ИТ-проекта и может быть представлен посредством довольно широкого спектра документов в виде текстовой и графической информации. К рассмотрению таких документов проектировщик баз данных должен подходить с учетом следующих двух положений:

  • главное назначение ИС является базовым критерием оценки достаточности предоставляемой информации;
  • функциональная модель предназначена для описания процессов обработки данных в рамках выделенной предметной области с различных точек зрения.

Описать процессы обработки информации всесторонне с помощью одной описательной модели сложно. В последнее время предпринимаются некоторые успешные попытки разработать унифицированную модель в рамках объектно-ориентированного анализа и проектирования ( OOA &D) с помощью UML-конструкций. В настоящих лекциях мы основываемся только на результатах структурного анализа предметной области как наиболее прагматичном подходе для проектирования классических реляционных баз данных. Использование объектно-ориентированного подхода к проектированию баз данных — это предмет отдельного курса лекций.

Определим функциональную модель предметной области базы данных как совокупность некоторых моделей, предназначенных для описания процессов обработки информации. Будем называть эти модели конструкциями функциональной модели . Ниже приведен перечень основных конструкций функциональной модели , необходимые для выполнения проектирования реляционных баз данных .

  • Модели процессов:
    • бизнес-модель процессов ( иерархия функций системы);
    • модель потока данных .

    Внимание! Элементы информационной модели предметной области являются входными данными для задачи создания логической модели данных . Элементы функциональной модели предметной области являются входными данными для задачи проектирования приложений базы данных и, частично, для задачи создания физической модели базы данных .

    Бизнес-модель процессов (иерархия функций системы)

    Бизнес-модель процессов предназначена для описания процессов и функций системы в предметной области базы данных . Бизнес-модель чаще всего документируется в соответствии с методологией (нотацией) IDEF0 и представляется в виде совокупности иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм ( IDEF0 -диаграмм). Каждая диаграмма является единицей описания системы и расположена на отдельном листе. IDEF0-диаграммы включают в себя следующие диаграммы:

    • контекстная диаграмма ;
    • диаграмма декомпозиции ;
    • диаграмма дерева узлов ;
    • диаграмма «только для экспозиции».

    Контекстная диаграмма является вершиной иерархической структуры диаграмм и представляет самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой.

    Дальнейшее описание системы строится на основе последовательного разбиения функциональности системы на более детальные фрагменты. Диаграммы, которые описывают каждый из функциональных фрагментов системы, называются диаграммами декомпозиции .

    Диаграмма дерева узлов показывает иерархическую структуру функций, не отображая взаимосвязи между ними.

    Диаграммы «только для экспозиции» представляют, по сути, копии стандартных диаграмм, но не включаются в анализ синтаксиса модели. Они предназначены для демонстрации иных точек зрения на работы, для отображения деталей, которые не поддерживаются явно синтаксисом модели.

    Основными элементами IDEF0-диаграмм являются работы, входные и выходные параметры , управление, механизмы и вызов.

    Работы ( Activity ) обозначают процессы, функции или задачи, которые реализуются в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты. Работы изображаются в виде прямоугольников и именуются отглагольными существительными. Все диаграммы декомпозиции содержат родственные работы, имеющие общую родительскую работу.

    Взаимодействие работ между собой и с внешними миром показано стрелками. Стрелки (Arrow) именуются существительными и могут обозначать на диаграмме вход, выход, управление, механизм и вызов.

    Вход ( Input ) — это материалы или информация, которые используются или преобразуются работой для получения результата (выхода). Стрелка входа рисуется как стрелка, входящая в левую грань работы.

    Управление ( Control ) — правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку управления, которая рисуется как стрелка, входящая в верхнюю грань работы. Управление влияет на работу, но не преобразуется работой.

    Выход ( Output ) — это материалы или информация, которые производятся работой. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку выхода, которая рисуется как стрелка, выходящая из правой грани работы.

    Механизм — это ресурсы, которые выполняют работу (персонал, станки, устройства). Стрелка механизма рисуется как стрелка, входящая в нижнюю грань работы. Механизмы могут не изображаться.

    Вызов ( Call ) — это специальная стрелка, указывающая на другую модель работы. Стрелка вызова рисуется как стрелка, исходящая из нижней грани работы. Стрелка вызова указывает, что некоторая работа выполняется за пределами моделируемой системы.

    На рис. 2.9 — 2.11 приведены примеры контекстной диаграммы, диаграммы декомпозиции и диаграммы дерева узлов процесса изготовления изделия.

    На диаграмме дерева узлов последний уровень декомпозиции показан в виде списка.

    Функциональная модель личности в Транзактном Анализе

    Транзактный анализ — это одно из аналитических направлений психотерапии, благодарить за которое стоит Эрика Берна. Суть этого метода психотерапии заключается в том, что работа и контакт ведется одновременно с тремя структурными частями личности — Родителем, Взрослым и Ребенком. Таким образом психотерапевт имеет возможность проработать детский опыт, родительские установки и актуальные переживания каждого клиента. Это в свою очередь основательно меняет личность клиента, делая ее более зрелой и сильной, способной справляться с трудностями, без сильных затрат внутреннего ресурса.

    Преимуществом транзактного анализа для клиента является простота теоретической базы. В работах Эрика Берна говорится, что концепция транзактного анализа настолько интуитивна, что будет понятна даже восьмилетнему ребенку.

    Для психотерапевта же транзактный анализ является методом, который позволяет работать с большинством запросов – от отношений и личностного роста до психосоматики и даже некоторых психиатрических диагнозов.

    В профессиональных источниках транзактный анализ оперирует такими понятиями, как эго-состояние, интроект, запреты, предписания и сценарий.

    Эго-состояние — это то состояние личности, которое проявляется в поведении, мыслях и чувствах индивида на данный момент. Это именно комплексное состояние.

    Интроект является встроенным в структуру личности опытом важного для индивида другого человека.

    Запреты, разрешения и предписания — это послания на вербальном и невербальном уровне о том, как индивид должен себя вести, чтобы выжить (социально и физически) в своем окружении.

    Сценарий — это система запретов, предписаний, разрешений, интроецированного опыта и принятых решений, которые формируют поведение индивида в обществе, его выбор, ход мышления.

    Структура личности

    В понимании структуры личности транзактный анализ оперирует двумя базовыми моделями — структурной и функциональной.

    Первая модель представляет собой сложную систему интегрированных опытов из разных возрастных опытов как самого пациента, так и его значимых других. Но дальше речь пойдет не о ней.

    Функциональная — это базовая модель, которую собственно и объясняют клиенту при необходимости. Структура выглядит, как три круга, в каждом из которых располагается один из структурных элементов личности — эго-состояние. Очень важно понимать, что все три эго-состояния существуют параллельно и активируются в разные периоды времени.

    Взаимодействие разных эго состояний возможно как в границах одной личности (например, внутриличностные конфликты между эго-состоянием Родителя и Ребенка), так и между личностями. Например, авторитарный супруг и адаптивная супруга контактируют на уровне Родителя и Ребенка. А успешные бизнес-партнеры, на равных отношениях контактируют своими Взрослыми эго-состояниями.

    Само по себе понимание структуры личности транзактного анализа позволяет успешно строить коммуникации на разных уровнях, анализировать транзакции между людьми или внутри одной личности, а также успешно строить психотерапевтические интервенции и достигать терапевтического результата.

    Итак, функциональную модель личности можно свести к существованию внутри человека и его психики трёх эго-состояний:

    1. Родитель (он может быть Контролирующими и Заботливым);
    2. Взрослый (автономная эго-состояние);
    3. Ребёнок (он может быть Адаптивным, Свободным и Бунтующим).

    Эго-состояние Родителя

    У всех людей без исключения есть опыт общения со старшим авторитетным человеком. Такие люди интегрируются в нашу психику под видом значимых других. Опыт, полученный от общения с этими людьми, формирует состояние Родителя. В зависимости от того, какие послания и в какой форме мы получали от вербального и невербального восприятия значимых других, структура Родителя может иметь вид равносильного сосуществования Контролирующего и Заботливого Родителя, либо же преобладать в виде одного или другого.

    Если давать определение Родительскому эго-состоянию, то это интегрированный в личность опыт значимых других, в виде предписаний, запретов и разрешений. Человек получает эти послания в течение всей жизни, но наиболее сильно влияют на поведение те интегрированные послания, которые были получены в детском возрасте.

    Образы и опыт значимых других, интегрированных психику называется интроект. Таких интроектов в нашей личности будет столько, сколько важных и авторитетных для нас людей было воспринято в течение жизни.

    Если говорить о структурных частях Родительского эго-состояния, то стоит отметить их значимость и пользу. Разница между Контролирующим Родителем (КР) и Заботливым (ЗР) заключается в той форме послания, которая была подана как попытка позаботиться о безопасности.

    Например, внутренний монолог Контролирующего Родителя относительно проделанной работы, мог бы звучать таким образом: «Ты всё сделал неправильно, качество работы отвратительное. Ты ничего не стоишь, нужно переделать. Так нельзя, Необходимо делать не так». В то же время, Заботливый Родитель проявился бы таким образом: «А теперь давай подумаем о том, как бы можно было улучшить эту часть работы. Вот здесь работа сделана очень хорошо, а вот тут можно ещё подумать. Ты приложил очень много усилий и можешь отдохнуть, чтобы потом взяться за работу с новыми силами». В обоих случаях речь идёт о том, чтобы улучшить сделанную работу и устранить недочеты. Однако если у человека очень развитый внутренний Контролирующий Родитель, будет активироваться внутренняя деструктивная критика. С одной стороны такие люди обычно очень хорошие сотрудники и начальники, они перфекционисты и умеют выполнять работу качественно. С другой же, у них никогда нет ощущения хорошо выполненной работы и достаточного результата, ни по отношению к себе, ни в отношении других людей. Это грозит понижением мотивации и ухудшением результатов.

    Если же опыт общения со значимыми людьми заключался в получении любви и заботы, внутренняя критика будет конструктивно направлена на то, чтобы достичь лучшего результата С обязательным условием сохранение структуры личности И физического благополучия.

    Психотерапия Родительского эго-состояния заключается в том, чтобы уравновесить внутренние ощущения «должен» внутреннего опыта унижения ожидание неизбежного наказания за выполненные или невыполненные задания.

    Эго-состяние Взрослого

    Взрослая часть– это та часть личности, которое способно максимально объективно осознавать действительно тут и сейчас И принимать решения на основании та ситуация, который сложилась на данный момент, Учитывая прошлый опыт, ну не опираясь на него полностью.

    В этой части находится внутренняя гармония между тем что человек может, что он способен, и что ему действительно нужно.

    Внутренний взрослый формируется тогда, когда человек свободен получать опыт и принимать решения, когда он имеет возможность анализировать и сопоставлять факты. Самостоятельно эта часть личности, конечно, не функционирует. Без интереса и эмоциональности Ребенка и разумного контроля со стороны Родителя, Взрослый является сухим и прагматичным логиком, своего рода внутренним клерком.

    Активация Взрослого эго-состояния позволяет ускорить адаптацию к нестандартным жизненным ситуациям, не впадать в острые эмоциональные переживания и рассчитывать ситуацию наперед.

    Взрослый проявляется в уверенной позе тела, подвижной, но прямой, в открытых жестах, свободном зрительном контакте и спокойных интонациях. Вербально Взрослый звучит аргументированно и взыешено, спокойно лаконично.

    Взрослое эго-состояние выглядит очень уместно и размеренно, как и человек, с сильным Внутренним Взрослым.

    Однако даже такое конструктивное эго-состояние, при доминировании в личности, может сослужить плохую службу. Например, в отношениях. Сухое, логичное и безэмоциональное, оно может вызывать недоумение там, где ожидают ответного проявления эмоций или же определенной критики (например, в детско-родительских отношениях).

    Психотерапия Взрослого состояния заключается в уравновешивании трех эго-состояний и в формировании внутреннего разрешения на эмоциональный отклик.

    Это состояние обычно формируется в соприкосновении приобретенного в Детстве опыта и Родительских установок — это та модель, которая может развиться при подавлении эмоционалных реакций и воспитании рационального мышления в раннем возрасте.

    Эго состояние Ребенка

    Наиболее ярким и творческим является Внутренний Ребенок. Как и предыдущие эго-состояния, Ребенок является интегрированным опытом. Разница Ребенка и Родителя заключается в том, что в структуру личности Ребенка интегрируется не чужой опыт (родительские предписания типа «Не плач, ты не девочка»), а собственный детский опыт индивида. В каждом человеке, в его Детском состоянии эго находится ребенок конкретные возраста в эмоционально значимых ситуациях. И в определенные моменты жизни, в подобных хоть в чем-то ситуациях, человек «проваливается» в то детское состояние, которое сформировалось когда-то.

    В структуре Внутреннего Ребенка выделяют три эго-состояния:

    1. Свободный Ребенок.
    2. Бунтующий Ребенок.
    3. Адаптивный Ребенок.

    Свободный Ребенок представляет собой творческую часть личности, способную идти вслед за своими желаниями, проявлять свои чувства, заявлять о своих потребностях и делать это снова и снова. В этом состоянии индивид является счастливым, хоть и не конструктивным человеком. Такое эго-состояние развивается у людей, чье творческое начало не подавляли и поощряли здоровый эгоизм.

    Бунтующий Ребенок — это результат конфликта между реально существующим Контролирующим родителем или же его интроектом, и потребностями, желаниями эмоциями личности. Когда подавление — процесс длительный и неразрешимый, определенного типа личности могут войти в состояние бунта. Тогда поведение Внутреннего Ребенка становится противоположным тому, что диктует внешний или интроецированный Родитель.

    Следующей составляющей Ребенка является Адаптивный Ребенок. Он формируется тогда, когда бунт является опасным и личность выбирает не бороться с подавлением, а подчиняться ему. Это состояние довольно пассивное, лишенное энергии. В нем человек выбирает самую безопасную для своей личности форму сосуществоания с агрессивной реальностью.

    Вербальными проявлениями Ребенка являются всевозможные эмоциональные отклики, протест или выявление актуальных желаний. Невербально ребенок проявляет демонстративность и свободу эмоций.

    Психотерапия детского эго-состояния позволяет сформировать Свободного ребенка и исцелить травмированных Адаптивного и Бунтующего Ребенка, позволив человеку рационально оценивать реальность, а не впадать в ступор или бунт. Также в психотерапии Детского состояния нужно сформировать здоровый диалог между Родителем и Ребенком, буфером при этом является Взрослый.

    Так выглядит структура личности в транзактном анализе. Целью психотерапии в этом методе является формирование здорового баланса между всеми тремя эго-состояниями и устранение последствий того опыта, который был травматичным.

    Анализ функциональной модели

    • Главная
    • Маркетинг
    • Сущность и виды цен
    • Без категории
    • Построение функционально-структурной модели

    Построение функционально-структурной модели

    Функционально-структурные модели дают наглядное представление о функциях системы и материальных носителях, участвующих в их выполнении, и используются при решении задач анализа и синтеза; выявлении и ликвидации ненужных функций, принятии мер по недопущению количественной избыточности или недостаточности полезных и вредных функций, выборе оптимальной схемы системы (объекта).

    Рисунок 9.1 – Классификация функций с учетом их роли в преобразовательном процессе, области проявления и признака полезности

    Классификация функций с учетом их роли при решении задачи оптимизации затрат представлена на рисунке 9.1.

    Необходимость представления функционально-структурной модели в графической форме возникает при проведении количественной оптимизации системы в соответствии с минимизацией затрат. Такая модель представляет собой иерархическую систему (рис. 9.2), которая задает структуру связей функций и элементов, в том числе параметры этих связей. В аспекте природоохранной деятельности (на примере очистки питьевой воды) в качестве функций на рисунке могут быть представлены:

    В дальнейшем составление рассматриваемой модели основывается на использовании табличной ее формы и предполагает проведение следующих процедур.

    Пример 9.1. ФСА проводится для системы локальной очистки стоков. Основные функции определены как:

    F1 – очистка стоков до требуемого технологического уровня;

    F2 – обезвоживание осадка;

    F3 – обеспечение подпитки оборотной системы водоснабжения.

    Опросом экспертов установлено, что наибольшую значимость имеет функция F1, затем — F3 и, наконец, F2. Результаты сравнения относительной важности основных функций приведены в таблице 9.1.

    Таблица 9.1 – Матрица сравнения относительной важности основных функций системы

    В результате получим оценки коэффициентов относительной важности основных функций:

    Аналогично проводится определение коэффициентов относительной важности для связей «основная функция – вспомогательная функция» и «вспомогательная функция – элемент системы». При этом сравниваются все связи, исходящие из данного узла графы, т.е. основной или вспомогательной функции.

    Такая процедура применяется также для оценок

    Пример 9.2. Положим, что основная функция F1(очистка стоков) поддерживается тремя вспомогательными:

    Таблица 9.2 – Матрица сравнения относительной важности связей между заданными основной и вспомогательными функциями

    Так, для графа на рисунке 9.2 матрица сравнения относительной значимости связей между основной функцией F1 и вспомогательными функциями будет иметь вид (таблица 9.3):

    Таблица 9.3.

    Таблица 9.4 – Матрица сравнения связей элементов системы с функциями для определения коэффициентов нагрузки

    Функционально-структурную модель удобно представлять в виде таблицы-матрицы, в строках которой указывают предметные части (материальные носители, вспомогательные функции, в случае нескольких главных функций могут быть представлены и основные функции), а в столбцах – функциональные части объекта. На пересечении строки и столбца указывают, какая доля стоимости (себестоимости) предметной части приходится на соответствующую функциональную часть (или функцию). Выделение функциональной части объясняется тем, что обычно новые решения относятся к функциям и важно знать, во что обходится существование или создание этих функций при разных вариантах решений.

    Графическая функционально-структурная модель (рис. 9.2) может быть представлена следующими таблицами-матрицами (табл. 9.5 и 9.6).

    Таблица 9.5 – Функционально-структурная модель обеспечения населения кондиционной водой (общий случай)

    При построении функционально-структурных моделей должно учитываться одно из важнейших требований ФСА – функции верхнего уровня должны являться отражением целей для функций нижестоящего уровня, а нижний уровень функций является средством обеспечения функций вышестоящего уровня.

    Для выявления зон рассогласования затрат на реализацию функций и их значимости строятся функционально-структурные диаграммы (ФСД). При их построении следуют следующим правилам:

    1. Строятся ФСД, начиная с нижнего уровня.
    2. Каждая диаграмма строится для группы функций, имеющих общую вершину на вышестоящем уровне функций.

    В общем случае функции с соотношениями «затраты – значимость» больше единицы должны подвергаться дальнейшему анализу с целью удешевления реализации.

    Ряд аналитиков ФСА для получения выводов, следующих из функционально-стоимостных диаграмм, предлагает аналитический подход, использующий интегральные коэффициенты значимости и эффективности.

    Выходные данные:

    ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ / Москаленко А.П., Москаленко С.А., Ревунов Р.В., Вильдяева Н.И. // Санкт-Петербург, Лань, 2018. (1-е, Новое)

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector